Литература. 5 класс

Урок 50. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

Место действия романа

Выберите правильный ответ.

В каком городе жил Том Сойер?

Сан-Франциско

Сент-Луис

Санкт-Петербург

Ганнибал

Отражение реалий жизни автора в тексте произведения

Выделите цветом верный ответ.

Как назывался город, в котором прошло детство Марка Твена?

Ганнибал

Вашингтон

Сент-Луис

Сан-Франциско

Зеленый
Определение значений слов

Подберите к каждому слову соответствующее значение.

Марк Твен за свою жизнь сменил несколько профессий. Ниже приведены их названия. Как вы понимаете смысл этих слов?  Установите соответствие между словом и его лексическим значением.

Лоцман

Изобретатель

Наборщик

человек, хорошо знакомый с опасными местами в море или в реке и проводящий через них корабли

творческий человек, который изобретает что-либо новое, например, технические устройства или методы.

рабочий типографии, в обязанности которого входил набор текста или отдельных литер вручную или при помощи наборных машин.

Факты биографии М. Твена

Расположите факты биографии М. Твена в правильной последовательности.

Работа лоцманом на реке Миссисипи «Серебряная лихорадка».

Роман о Томе Сойере и писательская слава.

Работа корреспондентом в различных изданиях.

Работа в типографии.

Путешествие в Сент-Луис, Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон.

Сюжет и герои романа

Выберите правильный ответ из списка.

Зачем Том и Гек отправились ночью на кладбище?

Сюжет и герои «Приключений Тома Сойера»

Добавьте цитаты к изображениям.

«Старуха испуганно повернулась на каблуках и поспешила подобрать свои юбки, чтобы уберечь себя от грозной беды, а мальчик в ту же секунду пустился бежать, вскарабкался на высокий дощатый забор – и был таков!»
«Том с упоением художника водил кистью взад и вперед, отступал на несколько шагов, чтобы полюбоваться эффектом, там и сям добавлял штришок и снова критически осматривал сделанное, а Бен следил за каждым его движением, увлекаясь все больше и больше».
«Она действительно чуть-чуть задержалась на ступеньках, но затем шагнула прямо к двери. Том тяжело вздохнул, когда её нога коснулась порога, и вдруг все его лицо просияло: прежде чем скрыться за дверью, девочка оглянулась и бросила через забор цветок маргаритки».
Мечта тома Сойера

Вставьте слово на месте пропуска.

После ссоры с Бекки Том размышляет о своём будущем, перебирая множество возможных вариантов, куда уйти и кем стать. Наконец его воображению представляется «великолепное поприще». Кем мечтает стать Том?

«Он будет ! Да-да! Теперь он ясно видел перед собой своё будущее, озарённое неописуемым блеском. Его имя будет греметь во всём мире, заставляя людей содрогаться от ужаса».

судьёй
пиратом
разбойником
президентом
Гек Финн

Выберите из списка и вставьте в текст пропущенное слово.

Лучший друг Тома Сойера – Гек Финн. Его автор называет «вечный/бездомный/романтический/отверженный бродяга».  

Любимый герой Тома Сойера

Подберите подпись к изображению.

Строки из романа об этом герое Том Сойер помнит наизусть. О каком герое идёт речь?

рыцарь Львиное Сердце
король Артур
благородный разбойник Робин Гуд
Описание внешности, одежды героев

Установите соответствие.

Вспомните текст романа. Определите, о каких героях идёт речь?

он «одевался в обноски с плеча взрослых людей; одежда его была испещрена разноцветными пятнами и так изодрана, что лохмотья развевались по ветру…»

у него было всего два костюма: обычный, повседневный, и «тот, другой», нарядный.

«она никогда или почти никогда не смотрела сквозь очки, если ей приходилось отыскивать мелкий предмет вроде мальчика, потому что это были её парадные очки, гордость её сердца: они надевались «для шику», а не для действительной надобности»

тётя Полли

Том Сойер

Гекльберри Финн

Находчивость Тома Сойера

Перед вами список различных предметов. Зачеркните в этом списке только те «сокровища», которые Том получил от ребят в обмен на разрешение покрасить забор.

Цветок маргаритки

Малярная кисть

Дохлая кошка

Клещ

Огрызок яблока

Дохлая крыса на верёвочке

Мраморные шарики

Свистулька

Осколок синего стекла

Пушка из катушки ниток

Ключ

Кусок мела

Пробка от графина

Оловянный солдатик

Пара головастиков

Шесть хлопушек

Одноглазый котёнок

Медная ручка от двери

Собачий ошейник

Рукоятка ножа

Четыре апельсиновые корки

Сломанная оконная рама

Герой романа

Выделите цветом верное утверждение.

Известно, что Том был честолюбив: «Всё его существо жаждало славы и блеска, связанных с получением Библии» в качестве награды за прилежную учёбу в воскресной школе. Как Тому удалось заполучить Библию?

Том обменял свои «сокровища» (рыболовные крючки и белые шарики) на билетики и предъявил их директору, став героем дня.

Том проявил усердие и выучил весь необходимый объём материала.

Директор школы любил Тома и хотел хоть чем-то порадовать мальчика-сироту.

Зеленый
Виды комического в искусстве

Найдите соответствие между термином и его определением.

В искусстве существуют различные виды комического: ирония, юмор, сатира. Поместите определение каждого из них в соответствующую графу таблицы.

Термин Определение
ирония
юмор
сатира
смех весёлый и доброжелательный
скрытая насмешка
смех беспощадный, обличительный, критика действительности, явления, человека
Творчество М. Твена

Заполните пропуски в тексте

Знакомясь с жизнью и творчеством Твена, вы узнали, что с годами мягкий уступил место едкой , и некоторые произведения писателя, где он беспощадно высмеивал идеалы американского общества, были запрещены и увидели свет только спустя десятки лет. С именем Твена связано также представление о неистощимом рассказчике-анекдотисте. Его афоризмы, полные , получили широкую известность.

иронии
юмор
сатире

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6