Литература. 5 класс

Урок 49. Х. К. Андерсен «Снежная королева». «Что есть красота?»

Конспект урока

Литература

5 класс

Урок № 49

Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Что есть красота?

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • продолжение изучения сказки «Снежная королева»;
  • сравнительная характеристика Герды и Снежной королевы;
  • работа с понятиями «внутренняя красота» и «внешняя красота».

Тезаурус

Антипод – то, что является противоположностью чего-либо. 

Жанр – вид художественного произведения, например, басня, баллада, литературная сказка.

Идея – основная мысль художественного произведения.

Олицетворение – такое изображение предметов, при котором неживой природе присваиваются свойства живых существ.

Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Тема – круг жизненных явлений, изображённых в произведении.

Фольклор – искусство народа.

Эпитет – образное определение предмета.

Список литературы

Обязательная литература:
Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019.— 303 с.

Дополнительная литература:

  1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016. Ч. 1— 80 с.
  2. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016. Ч. 2— 80 с.
  3. Брауде Л. Ю. Скандинавская литературная сказка / Л. Ю. Брауде. – М.: Наука, 1979 . – 208 с.
  4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 5 кл. – М.: Просвещение, 2018. — 240 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Бекетова М. А. Г. Х. Андерсен. Его жизнь и литературная деятельность http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/beketova-andersen/index.htm
  2. Ерхов Б. Андерсен. Русские отражения. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-den/erhov-andersen-russkie-otrazheniya.htm
  3. Макеев С. Взрослые сказки короля. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-den/makeev-vzroslye-skazki-korolya.htm
  4. Паустовский К. Г. Великий сказочник. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-den/paustovskij-velikij-skazochnik.htm
  5. Словарь литературоведческих терминов. http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/?q=456

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сказка Андерсена «Снежная королева» начинается с повествования о злом тролле, смастерившем необычное зеркало, которое искажало все вокруг: «всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя. <…> Прелестнейшие ландшафты выглядели в нём варёным шпинатом, а лучшие из людей — уродами…». Так в самом начале сказки автор даёт намёк на то, что внешнюю красоту легко исказить, она, в отличие от красоты внутренней, может быть обманчива.

Воплощением ослепительной внешней красоты в сказке является холодная, бесчувственная Снежная королева. Этот загадочный образ заимствован писателем из скандинавского фольклора, где владычицу холода именуют ещё Ледяной Девой, Феей Льдов и даже Снежной Ведьмой. В сказке Андерсена повелительница вьюг и льдов поражает своей красотой. «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда - и всё же живая! Глаза её сверкали, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни кротости», — такой Снежную королеву впервые за окном видит Кай.

Если в первый раз мальчик был напуган её появлением, то после того, как осколок волшебного зеркала поразил его сердце, Кай с восхищением любуется Снежной королевой: «Она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда она сидела за окном и кивала ему головой; теперь она казалась ему совершенством …»

Образом-антиподом Снежной королевы в сказке является образ «миленькой маленькой» Герды – девочки с добрым сердцем. Когда Снежная королева увозит Кая в своих белоснежных санях, девочка ни минуты не раздумывая отправляется на его поиски. Большая часть сказки – это описание испытаний, которые довелось преодолеть Герде. Она сумела разрушить чары старушки-волшебницы и, вспомнив о Кае, отправилась на его поиски; не осталась жить в роскошном дворце у принца и принцессы; вызвала сочувствие у маленькой разбойницы, и та помогла Герде: освободила северного оленя, который, преодолев огромные расстояния, перенёс отважную Герду в царство вечного холода.

На протяжении повествования Андерсен не раз говорит о красоте Снежной королевы. Рассказывая же о Герде, он почти никогда не делает акцент на описании внешности, а повторяет лишь эпитет «миленькая». Не случайно писатель сравнивает лицо девочки с розой («милое приветливое личико, круглое и румяное, словно роза»). Роза – олицетворение живой красоты, символ любви и верности. Розы росли в домашнем садике Кая и Герды, и дети любовались ими; розы помогли Герде избавиться от чар старушки-волшебницы, и она продолжила поиски названого братца. «Розы цветут… Красота, красота! Скоро узрим мы Младенца Христа», - эти слова старого псалма вспомнят повзрослевшие Кай и Герда, когда вернутся домой, забыв о Снежной королеве навсегда.

Самым трудным испытанием для Герды стало спасение Кая: девочка должна была проникнуть в чертоги Снежной королевы и вынуть из сердца Кая осколок, то есть победить не только чары королевы льда, но и равнодушие Кая. Имя «Герда» в переводе со скандинавского означает «защитница», и эта хрупкая девочка действительно смогла защитить своего названого братца от зла, поселившегося в нем.

Перед решающим испытанием олень просит, чтобы финка сделала Герду всесильной. Но финка отвечает: «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать... Подумай, ведь ей служат люди и животные! Она босиком обошла полсвета...». Действительно, все помогают Герде, она удивляет своей самоотверженностью, любовью к Каю; она не жалуется, не думает о себе, терпеливо продолжает поиски, с благодарностью принимая помощь. «Как добры все люди и животные!», – думает Герда, и её слова получают отклик. Эта «маленькая миленькая» девочка действительно прекрасна.

В доброте, любви, преданности – сила Герды. Горячие слёзы растопили осколок в сердце Кая, а когда Герда поцеловала его в обе щёки, «они опять зацвели розами». Как тут не вспомнить о поцелуе Снежной королевы, от которого Кай «почти почернел от холода, но не замечал его»!

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», – эти слова из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» очень подходят для характеристики Герды. Она красива своей внутренней, душевной красотой, чистыми мыслями и добрыми поступками. А внешняя красота Снежной королевы только маскирует зло, которое она несёт, порабощая людей, сердце которых поражено осколками дьявольского зеркала.

Теоретический материал для углубленного изучения

«Сказки Андерсена многолики, как их создатель. Они то веселые, то грустные или даже мрачные. В одних автор волшебник, одушевляющий игрушки и предметы, в других – учёный, изучающий каплю воды. Некоторые написаны поэтом-романтиком, воспевающим розу, соловья и аистов, но встречаются и реалистические сюжеты.

Андерсен не боялся опечалить ребенка, не боялся говорить с ним о боли, страданиях и, наконец, о смерти. Умирают цветы в «Цветах маленькой Иды», умирает Русалочка, погибает ученый, побежденный коварной тенью <…> .

Критики не оценили первых сборников сказок Андерсена. Писали, что давать их детям не следует, так как они ничему полезному не учат. <…> Даже большинство друзей и коллег Андерсена не одобрили его сказок. Только учёный Х. К. Эстред сказал: «Сказки сделают его бессмертным!» (С. Макеев, «Взрослые сказки короля»).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Единичный / множественный выбор;

Имя героини

Выберите правильный ответ:

Как со скандинавского языка переводится имя Герда?

Варианты ответов:

1) Сестрица

2) Защитница

3) Волшебница

4) Охотница

При выполнении задания учащийся вспоминает материал объясняющего модуля. В качестве подсказки может служить сам текст сказки. Герда действительно сумела защитить Кая от сил зла.

Правильный ответ – «защитница».

  1. Выделение цветом

Сравнение сказки «Снежная королева» со «Сказанием о Кише»

Выделите цветом верное утверждение

Сравните сказку «Снежная королева» со «Сказанием о Кише». Как вы считаете, есть ли что-то общее между произведениями Х. К. Андерсена и Д. Лондона? Правильные ответы выделите цветом.

Варианты ответов:

  1. героям этих произведений приходится действовать в суровых условиях севера;
  2. главные герои этих произведений – мальчики-подростки, которым рано пришлось повзрослеть;
  3. характеры Герды и Киша похожи: оба они мужественно преодолевают трудности, Киш становится вождём племени, Герда побеждает Снежную королеву и спасает своего названого брата.

При выполнении задания учащийся отмечает, что Кая нельзя назвать главным героем сказки Андерсена, следовательно, второе утверждение неверно. Первое и третье утверждение соответствуют истине.

Правильный ответ: 1, 3.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6