Музыка. 5 класс

Урок 10. Через прошлое к настоящему... (кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева)

Конспект урока

Музыка

5 класс

Урок № 10

Через прошлое к настоящему...

(кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева)

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

- постижение истории своей страны через художественные образы разных искусств;

- сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства;

- знакомство с кинофильмом С. Эйзенштейна и кантатой С. Прокофьева «Александр Невский».

Тезаурус

Кантата – многочастное музыкальное произведение для солистов, хора и симфонического оркестра.

Триптих – картина, состоящая из трёх частей.

Меццо-сопрано – низкий женский голос.

Обязательная литература

Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В истории каждой страны, каждого народа есть свои герои, имена которых знают все, от мала до велика. Истории их жизни и описание подвигов, заслуг перед народом и отечеством зафиксированы в летописях, исторических хрониках, сказках, былинах, литературных произведениях. Эти образы вдохновляют художников, музыкантов, поэтов на создание произведений, повествующих новым поколениям о том наследии, которое оставили нам наши великие предки, что они нам завещали, какой пример являли собой, на что следует равняться следующим поколениям. Один из ярких примеров – жизнь великого князя Александра Невского, жившего в XIII веке и получившего своё прозвище благодаря победе над шведами на реке Неве.

Художники, музыканты, актёры, поэты и писатели – люди особенные… Они удивительно тонко чувствуют мир, в котором живут, наделены интуитивной проницательностью и иногда способны предсказывать исторические события… В каком-то смысле пророческим оказался и фильм «Александр Невский» знаменитого советского кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна. В нём воссоздан образ героического подвига выдающегося полководца и русского народа, стойкости и мужества в борьбе с жестокостью и вандализмом иноземных захватчиков. Фильм вышел в 1938 году, накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., и, можно сказать, предрёк её исход.

Картина имела ошеломительный успех. Повествуя о событиях XIII века, битве на Чудском озере в 1242 году, она оказалась, тем не менее, удивительно современной и нашла отклик в сердцах зрителей.

С началом Второй мировой войны картина вернулась на экраны и имела ещё больший успех в прокате, вдохновляя народ на подвиг, поддерживая силы и боевой дух людей.

Отдельного внимания заслуживает музыка к кинофильму «Александр Невский», для создания которой Сергей Эйзенштейн пригласил уже известного в то время Сергея Прокофьева. Его знали в мире как блистательного пианиста и оригинального композитора, музыкальный язык которого невероятно самобытен и узнаваем. На тот момент Сергей Прокофьев был автором нескольких опер, балетов, четырёх симфоний, пяти концертов для фортепиано с оркестром, двух концертов для скрипки с оркестром, ряда сонат и фортепианных пьес и массы других сочинений, в том числе музыки к кинофильму Александра Файнциммера «Поручик Киже» (1934 г.).

Работа Эйзенштейна и Прокофьева – пример удивительного творческого единства двух гениальных художников своего времени. Как режиссёр чувствовал ритм эпохи, слышал её внутреннюю мелодию, так и композитор писал музыку яркую, создающую пластические образы, ощущение пространства, отражающую разные планы видеоряда. Музыка и фильм неотделимы, спаяны воедино. Это прекрасно иллюстрирует приём вертикального монтажа, когда сцены фильма строятся по принципу «звукозрительной партитуры».

В 1939 году Сергей Прокофьев написал на материалах музыки к этому фильму кантату – многочастное циклическое произведение для солистов, хора и симфонического оркестра. Произведение состоит из семи частей, каждая из которых имеет своё название.

Первая часть, «Русь под игом монгольским», является вступлением ко всему циклу. Она ярко передаёт атмосферу пустынного пространства и тревоги от бесконечных вражеских набегов, приносящих беды и разорение.

Вторая часть – «Песнь об Александре Невском». Это эпическая, былинная, повествующая о героических подвигах и славе русского воинства тема Руси, сильной, мощной и величественной.

Третья часть – «Крестоносцы во Пскове», в которой показан образ врага. На смену песенным интонациям приходят диссонирующие созвучия, а струнные инструменты уступают ведущую роль медным духовым.

Известно, что композитор экспериментировал во время звукозаписи: он намеренно усиливал скрежет и рёв медных духовых инструментов, устанавливая микрофоны вплотную к исполнителям, чем добивался устрашающего эффекта. Крестоносцы охарактеризованы темой бездушного хорала – это музыкальная стилизация С. С. Прокофьева.

Четвёртая часть «Вставайте, люди русские!». В ней выражен призыв ко всему великому народу объединить силы, чтобы дать отпор врагам. Набатный колокол возвещает о тревожных событиях на фоне стилизованной дружинной песни. В середине части – плавная широкая мелодия, напоминающая былину. «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу!» – звучит как лозунг на все времена. Под знамя защиты Отечества русский народ встаёт ради мирной жизни, свободы и счастья детей и внуков.

Пятая часть, «Ледовое побоище», является кульминацией кантаты и соответствует центральному эпизоду фильма. Здесь сталкиваются две противоборствующие силы. Сцена баталии – самая крупная в фильме, ей автор отводит третью часть времени, что неслыханно по законам жанра.

«Ледовое побоище» – это грандиозная симфоническая картина с участием хора, слушая которую мы будто видим закованных в железо тевтонских всадников, что тяжело мчатся по словам Эйзенштейна, "с неумолимостью танковой колонны".

Столь яркое музыкальное сопровождение, вживлённое в ткань киноленты, позволило каждому человеку ощутить свою причастность к событиям на экране.

Темы крестоносцев сохранили свой интонационный строй и инструментальную палитру: диссонансы, механистичность, ревущие медные духовые инструменты. Темы русских звучат теплее, они исполняются струнными и деревянными духовыми инструментами.

Описанные в фильме исторические события произошли в тринадцатом веке. Однако музыка кантаты прочно ассоциируется с бездушной непреклонностью фашистских захватчиков.

Стремительная мелодия контратаки – решительная, энергичная, наполненная задором и удалью. Порой слышатся шутливые наигрыши скоморохов, напоминающие о том, что даже во времена самых тяжёлых испытаний народ не теряет чувства юмора. Наступает переломный момент в битве: русские воины двигаются вперёд, лёд трещит – и вот под тяжестью собственных доспехов тевтонские рыцари уходят под воду.

Прокофьеву удалось «зримо» передать эту картину музыкальными средствами.

Шестая часть – «Мёртвое поле». Это единственный сольный номер в кантате; его исполняет сольный женский голос меццо-сопрано. Одинокий голос девушки, невесты на поле брани, она ищет воинов, оставшихся в живых, и оплакивает убитых. Война – это всегда трагедия, страдание, потеря дорогих людей… Мелодия этой части близка к народным протяжным песням и плачам, в ней выражается собирательный образ Родины, скорбящей по своим сынам.

Заключительная седьмая часть «Въезд Александра во Псков» – монументальная фреска, завершающая эпическую картину, в которой запечатлена Русь-победительница. Музыка звучит как гимн, знакомые слушателям русские темы из предыдущих частей предстают здесь в укрупнённом виде, торжественно и величественно, прославляя родную землю, доблестных воинов и весь народ!

Примеры заданий из тренировочного модуля

№ 1. Какой композитор является автором кантаты «Александр Невский»?

Варианты ответов: Сергей Прокофьев; Дмитрий Шостакович; Родион Щедрин.

В уроке рассматривается музыка к кинофильму «Александр Невский» и одноименная кантата Сергея Прокофьева. Поэтому правильный ответ: Сергей Прокофьев.

№ 2. Для какого женского голоса написана часть «Мёртвое поле» кантаты «Александр Невский»?

Варианты ответов: сопрано; меццо-сопрано; контральто; колоратурное сопрано.

В уроке отдельное внимание уделяется шестой части кантаты «Мёртвое поле», это единственный сольный номер в кантате. Его исполняет сольный женский голос меццо-сопрано. Значит, правильный ответ: меццо-сопрано.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6