Музыка. 5 класс

Урок 10. Через прошлое к настоящему... (кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева)

Через прошлое к настоящему… (кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева)
Эпичность кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева
Необходимо запомнить

ВАЖНО!

Написать текст к музыке Сергея Прокофьева к кинофильму «Александр Невский», из которой позже родилась одноимённая кантата, было поручено поэту Владимиру Александровичу Луговскому (1901–1957). Но частично тексты написал сам Сергей Прокофьев.

Кантата «Александр Невский» состоит из семи частей:

  1. «Русь под монгольским игом» (оркестр)
  2. «Песня об Александре Невском» (хор и оркестр)
  3. «Крестоносцы во Пскове» (хор и оркестр)
  4. «Вставайте, люди русские!» (хор и оркестр)
  5. «Ледовое побоище» (оркестр, хор)
  6. «Мёртвое поле» (меццо-сопрано, оркестр)
  7. «Въезд Александра во Псков» (хор и оркестр)

Продолжительность кантаты – около 40 минут.

В кантате всего лишь один номер сольный – это шестая часть «Мёртвое поле». Её исполняет низкий женский голос – меццо-сопрано. Такое контрастное сопоставление общенародных сцен и одинокого голоса является очень ярким выразительным средством, подчёркивающим скорбное настроение плача по погибшим…

История в искусстве

М. П. Мусоргский очень ёмко сформулировал идею обращения искусства к историческим событиям прошлого – «Звать из прошлого в настоящее». Немного найдётся художников, музыкантов, поэтов, режиссёров, которые не коснулись этой темы в своём творчестве.

Ярким примером обращения к прошлому, воззвания к современникам, является триптих П.Д.Корина «Александр Невский». 

Композиция была заказана художнику в годы Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчикам была центральной в искусстве. Художественные произведения той эпохи поддерживали дух народа, вдохновляли на подвиги – как ушедших на фронт, так и напряжённо работавших в тылу.

Центральная часть триптиха П. Д. Корина – образ героя-воина, давшего отпор тевтонским рыцарям в битве на Чудском озере.

Образ полководца монументален, в его облике чувствуется величие духа и мужество. Есть в нём и иконописная строгость, напоминающая о святости Русской земли, которая простирается за его спиной. Там поля и реки, города и люди, женщины, матери, дети, старики. Милые сердцу картины мы видим в правой и левой части триптиха – «Северная баллада» и «Старинный сказ». Воин показан в доспехах, опирающимся на меч, лик его строг и сосредоточен, он готов биться до конца за своё Отечество. Знамя с изображением Христа – символ благословения на борьбу за светлые идеалы добра.

Образ Александра Невского в картине П.Д. Корина перекликается с портретом персонажа в фильме С. Эйзенштейна.

Одним из источников вдохновения для режиссёра были иконописные работы. Сам Эйзенштейн называл свой стиль воплощения образов на экране серией «мчащихся фресок».

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6