Музыка. 5 класс

Урок 17. «В каждой мимолётности вижу я миры». Живописные и литературные впечатления композитора

Музыка и изобразительное искусство

«Цвет – это клавиша; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль», – так говорил один из основоположников абстракционизма Василий Васильевич Кандинский. Художник интересовался синтезом видов искусств и создавал картины, в которых звучала музыка.

Оригинальные образы Кандинского перекликаются со смелыми творческими замыслами современника, крупнейшего композитора XX века, «поэта радости» – Сергея Сергеевича Прокофьева.

На этом уроке вы узнаете:

- что общего между пьесами из цикла фортепианных миниатюр «Мимолётности» Сергея Прокофьева и картинами Василия Кандинского;

- кто из великих русских композиторов интересовался идеей синтеза музыки и живописи и писал произведения в жанрах: музыкальные пейзажи, сказочные портреты, бытовые картинки.

Василий Васильевич Кандинский (1866–1944)

Василий Васильевич Кандинский (1866–1944)

Цели и задачи

Цель:

  • познакомиться с музыкальным языком произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского, со стилем художников В. Кандинского и В. Гартмана.

Задачи:

  • расширить знания о фортепианных циклах С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского;
  • сопоставить фортепианный цикл «Мимолётности» С. С. Прокофьева, композитора XX века и цикл «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, композитора XIX века;
  • расширить представления о художественных образах музыки и живописи.
Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

  • о фортепианном цикле "Мимолетности" С.С. Прокофьева;
  • об образном сходстве картин В. Кандинского и пьес фортепианного цикла «Мимолетности» С. С. Прокофьева;
  • об общем и особенном отношении к жанру фортепианного цикла композиторов XX и XIX столетий;
  • выявим характерные особенности стилевых направлений начала XX века- авангардизма и неоклассицизма;

мы научимся:

  • определять на слух характерные особенности неоклассицизма в творчестве С.С. Прокофьева и различать в картинах В. Кандинского черты авангардизма;
  • находить ассоциативные связи между произведениями музыкального и изобразительного искусства;

мы сможем:

  • рассказать об образах изученных музыкальных произведений.
Музыкальные жанры

Выберите жанр, соответствующий изображению, и подставьте правильные подписи.

квартет
опера
симфония
трио

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6