Цели и задачи: 1) продолжить знакомство с жанрами фольклора; 2) дать определение побасёнки, рассмотреть особенности их построения; 3) раскрыть роль побасёнки и диалога в фольклоре и литературе.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

– умение высказывать своё отношение к прочитанному с аргументацией;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

– развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.

Метапредметные результаты:

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

– умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты:

– приобщение к традициям народной культуры;

– воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа;

– понимание связи фольклорных произведений с эпохой их создания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Ход урока

Среди небольших фольклорных произведений – пословиц, поговорок, загадок – есть один интересный жанр.  Это побасёнка. Одним из первых на её своеобразие обратил внимание  В.И.Даль. Он назвал её  «пустоговоркой, пустобайкой». 

– Ты пирог съел?

– Нет, не я.

– А вкусный был?

– Очень…

О несерьёзности этого жанра писал и Иван Андреевич Крылов: «Это только побасёнки, а басня будет впереди».

А ведь слова «побасёнка»  и «басня»  одного корня и произошли от глагола «бати» (баять), который  означал «говорить, рассказывать». Этот же корень мы можем найти и в словах «байка, прибаутка, баюкать».

Побасёнка – короткий забавный рассказ анекдотического или поучительного характера.                    

Для чего же создавались побасёнки? Их главная задача – воспитательная. Побасёнки высмеивали дурные черты характера и  показывали  положительные. Чаще всего в побасёнках встречаются различные виды насмешек над отрицательными качествами, такими как лень, жадность, глупость. Но высмеивание это не злое, шутливое.

Каким вы представляете себе героя побасёнки Ивана?

– Иван, иди работать!

– Не могу: ноги болят.

– Иван, иди есть.

Бегу. Бегу. Без меня не начинайте.

Герой побасёнки – ленивый человек.  Он обманывает, чтобы не работать, а зато есть хочет вместе со всеми. Про таких в народе говорят: «Ленивый к работе, да ретивый к обеду». 

Но вместе с тем побасёнки показывают и положительные качества: чувство юмора, находчивость. Как, например, в побасёнке про Фому:

– Фома, у тебя в избе тепло?

– Тепло! На печи в шубе терпеть можно.

Другая важная задача побасёнок – развивающая. Побасёнка – маленькая театральная сценка. Хорошее исполнение требует навыков выразительного чтения и актерского мастерства, богатого воображения. Кроме того побасёнка развивает остроумие, внимательное отношение к слову. Для того чтобы понять жанровые особенности побасёнки, сравним её с пословицей.

На экране:  текст пословицы и побасёнки. 

Пословица: Лень лени с места встать да ложку достать.

Побасёнка: - Лень, отвори дверь, сгоришь! - Хоть и сгорю, да не отворю!

 Есть ли какие-то общие черты у пословицы и побасёнки?  Конечно. Они высмеивают такое отрицательное качество, как лень. Но делают это по-разному. Пословица – это краткое изречение, а побасёнка – разговор двух человек. Вспомним, что разговор двух и более лиц в литературе называется диалогом. Диалогичность – главный признак побасёнки. В пословице говорящий напрямую выражает своё отношение. В побасёнке рассказчика нет, мы узнаем о поступках через речь героев. Поэтому оценка скрыта, и слушающий должен догадаться сам.

Познакомимся еще с несколькими побасёнками и расширим своё представление об особенностях этого жанра.

– Тит, иди молотить!

– Брюхо болит!

– Тит, иди щи хлебать!

– А где моя большая ложка?

– Ты что делаешь?

– Ничего.

– А что он делает?

– Да вот мне помогать пришел.

– Здорово, кума!

– На рынке была!

– Никак ты, кума, глуха?

– Купила курицу и петуха.

Какие особенности побасёнки мы можем увидеть? 

Все побасёнки построены как диалог, часто это вопросно-ответная  форма изложения. Обратим внимание, что в побасёнках встречаются обращения. Можно увидеть признаки разговорной речи. Это просторечные слова: «хлебать, брюхо». Это и короткие, неполные предложения. В последней побасёнке есть ритм и рифма, поэтому она напоминает стихотворение. Обратим внимание на отсутствие логики, противоречия в действиях героев побасёнок. Тит, внезапно поправившийся, противоречит сам себе. Герои второй побасёнки помогают друг другу  ничего не делать, а кума вообще ничего не слышит и отвечает невпопад.

Таким образом, мы смогли отметить следующие жанровые особенности побасёнки. На экране:  схема «Жанровые особенности побасёнки»

Жанровые особенности побасёнки:

•  поучительный характер

•  краткость

•  диалог

•   вопросно-ответная форма изложения

•   обращения

•   разговорная речь: просторечия,  неполные предложения

•    рифма (ритм)

•   нарушение логики (противоречие)

 Жанр побасенки не оставался неизменным. Появились, например, побасёнки-монологи  в стихотворной форме.

– Сбил-сколотил – вот колесо;

Сел да поехал – ах, хорошо!

Обернулся назад – одни спицы лежат!

В современном фольклоре жанр побасёнки не сохранился, но мы можем найти черты  побасёнки и в произведениях школьного фольклора, и в распространённом сейчас жанре анекдота. Попробуйте найти  признаки побасёнки в детском анекдоте:

–  Папа, не ходи завтра на родительское собрание в школу!

–  Это почему? Там будут плохо говорить о тебе?

–  Да нет, папа, о тебе!

Малые жанры фольклора всегда активно использовались писателями в художественных произведениях. Не стала исключением и побасёнка. Например, для своего шуточного стихотворения Олег  Григорьев выбрал форму именно этого жанра.

– Яму копал?

– Копал.

– В яму упал?

– Упал.

– В яме сидишь?

– Сижу.

– Лестницу ждешь?

– Жду.

– Яма сыра?

– Сыра.

– Как голова?

– Цела.

– Значит, живой?

– Живой.

– Ну, я пошел домой.

Итак, мы познакомились с жанром побасёнки и увидели, что, несмотря на кажущуюся простоту, это интересный и необычный жанр.

Дополнительный блок

Диалог - важнейшее литературоведческое понятие. Мы прочтём два пушкинских стихотворения, в которых приём диалога используется и весьма активно. Мы привыкли, что лирическая поэзия сообщает нам о переживаниях самого автора, а не о репликах каких-то сторонних людей. Диалог чаще всего встречается в пьесе. Но вы увидите, что в лирической поэзии он то же появляется. 

Одно стихотворение юмористическое - «Глухой глухого звал к суду судьи глухого»:

«Глухой кричал: «Моя им сведена корова!» -

«Помилуй, - возопил глухой тому в ответ, -

Сей пустошью владел еще покойный дед».

Судья решил: «Чтоб не было разврата,

Судите молодца, хоть девка виновата».

Ничего не сказано, но на самом деле сказано всё.

 Ещё одно стихотворение. Оно не комическое, скорее похоже на маленькую притчу:

«Всё мое», - сказало злато;

«Всё мое», - сказал булат.

«Всё куплю», - сказало злато;

«Всё возьму», - сказал булат».