Русский язык. 5 класс

Урок 5. Текст. Тема и основная мысль текста

Что такое тема?

Выберите верное продолжение.

Тема текста – это…

авторский замысел

это предмет речи; то, о чём говорится в тексте

главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить

событие или ряд связанных между собой событий

Признаки текста

Выберите из списка основные признаки текста.

Разноцветная книга

Установите соответствия между строками и названиями частей стихотворения С. Маршака «Разноцветная книга».

Эта страница зелёного цвета, значит, на ней постоянное лето.

Это – снежная страница.

Красное солнце. Красное лето.

Пустынная страна. Песок по ней кружится, несется, как волна.

А эта страница – морская, на ней не увидишь земли.

Красная страница

Зелёная страница

Синяя страница

Жёлтая страница

Белая страница

Определение темы

Выберите заголовок к картинке, который отражает тему изображения.

Сбор урожая.
Сбор урожая – общее дело.
Повторяем определения

Какие слова пропущены в тексте? Подставьте их.

Текст – это несколько предложений, которые связаны между собой и расположены в определённой . Все предложения подчинены мысли.

У есть определённые .

признаки
последовательности
текста
основной
теме
свободно
силы
второстепенной
по смыслу
Повторяем определения

Разгадайте кроссворд.

Значение заголовка

Распределите: какие заглавия отражают тему текста, а какие основную мысль?

Тема текста

Основная мысль

Приметы осени.
Зачем людям солнце?
Воля и труд дивные всходы дают.
Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
Весёлая минутка

Восстановите текст стихотворения В. Орлова.

С утюгом не сладила.

Катя платье гладила –

Дырка есть, а платья нет.

От утюжки – чёрный след:

Связь предложений в тексте

Подчеркните слова, которые связывают предложения в начале рассказа А. Куприна «Слон».

Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с собою ещё двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз глазные веки и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке. (А. Куприн)

Анализ текста

Выделите цветом ключевые слова.

При написании изложения и сочинения необходимо опираться на план текста. План помогает структурировать мысль и не позволит отойти от темы.

Зеленый
Самым внимательным!

Вставьте в текст пропущенные слова.

Тему текста необходимо отличать от . – это событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, которые составляют содержание художественного произведения. То, что мы можем – это сюжет. Изложение текста – это и есть порядка событий в том виде, в котором они описаны в художественном произведении.

пересказать
сюжета
тема
пересказ
Сюжет
Связь предложений в тексте

Восстановите текст так, чтобы он стал связным.

Растёт ива и на огородах,

По берегам лесных малых рек,

Кто не знает этого слабого лёгкого дерева?

Люди знают много видов дикой ивы.

Ива.

по ручьям и старым канавам растёт зелёная ива.

в садах и у проезжих дорог.

Повторим определения

Впечатайте пропущенные слова.

Вспомните синоним к слову "основной", подумайте, кто является создателем текста.

Основная мысль текста ( ) – это то , что хотел сказать этим текстом.

Подумайте!

Составьте текст из предложений.

Котята рождаются слепыми и глухими.

Характер малышей становится заметен уже с третьей недели жизни.

Только на 5-8 день котята начинают слышать.

На десятый день жизни у котят начинают открываться глаза.

Теперь они слышат и видят окружающий мир.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6