Русский язык. 5 класс

Урок 3. Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Безударные гласные и согласные в корне

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных и согласных в корне
Морфемный анализ слова
Необходимо запомнить

ВАЖНО!

Звуки мы слышим, а буквы мы видим. Пишущий кодирует звуки (что мы слышим) в буквы (что мы видим). Читающий совершает противоположные действия: переводит знаки (буквы) в звучащие слова.

Фонетика изучает не только звуки речи, но и интонацию, ударение, фонетическое членение речи. Например, в предложении Мы с Генкой гоняли мяч при написании мы видим 5 слов; а при произнесении этого предложения слышится всего 4: Мы [з-г’энкай’] гоняли мяч. Предлог с слился со словом Генкой, произносим мы предлог с в этом случае как [з], так как следующий согласный звонкий [г’]. Важно знать орфографические правила, уметь отличать предлоги от других частей речи, понимать, что не всегда звук соответствует букве.

Будьте внимательны!

Нельзя проверять безударные гласные в глаголах, которые отвечают на вопрос что сделать?, глаголом, отвечающим на вопрос что делать? В этих глаголах иногда меняется ударная гласная, например:

опоздать (что сделать? – прийти поздно) нельзя проверить словом опаздывать (что делать?);

затоптать (что сделать? – они затопчут) – нельзя проверить словом затаптывать (что делать?);

накопить (что сделать? – они копят) – нельзя проверить словом накапливать (что делать?).

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6