Русский язык. 5 класс

Урок 84. Морфологический анализ глагола. Повторение и обобщение материала

Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок № 84

Морфологический анализ глагола.

Повторение и обобщение материала

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Морфологические признаки глагола.

2. Правописание личных окончаний глагола.

3. Синтаксическая роль в предложении.

4. Морфологический разбор глагола.

Тезаурус

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Инфинитив – начальная форма глагола.

Совершенный вид глагола указывает на результат действия.

Несовершенный вид глагола обозначает процесс действия.

Спряжение глагола – изменение глаголов по лицам и числам

Прошедшее время глагола обозначает действие, которое происходило до момента речи.

Настоящее время глагола обозначает действие, которое происходит в момент речи.

Будущее время глагола обозначает действие, которое произойдёт после момента речи.

Морфологические признаки глагола – спряжение, вид, время, число, лицо, род.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016 – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Бондаренко М. А. Русский язык 5 класс, Методические рекомендации и поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019 –239 с.

2. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Сегодня мы ещё раз поговорим о глаголе.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Что делать? – плавать, бежать, лететь.

Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?» Начальная форма глагола не указывает ни на временя, ни на число, ни на лицо. Но имеет вид и спряжение.

Неопределённая форма глагола оканчивается на -ть, -ти или нулевое окончание в глаголах с основой на -чь. Думать, цвести, жечь.

Обратите внимание!

В инфинитивах после ч пишется ь.

(Что делать?) Стричь – стричься.

(Что делать?) Увлечь – увлечься.

Вспомним морфологические признаки глагола.

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы «что делать?», «что делал?», «что будет делать?». Например: течёт, поют, рисовали, учил.

Глаголы несовершенного вида обозначают процесс действия.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», «что сделал?», «что сделает?». Например: сломал, принесли, поедут, крикнуть.

Глаголы совершенного вида указывают на результат действия.

Глаголы совершенного и несовершенного вида образуют видовую пару.

Видовая пара – это пара глаголов, которые обозначают одно действие, при этом один является глаголом несовершенного вида, а второй – глаголом совершенного.

Бежали (что делали?) несовершенный вид.

Убежали (что сделали?) совершенный вид.

При образовании видов глаголов возможно чередование е – и в корне.

Например, запирать и запереть.

В таких корнях пишется буква и, если после корня идёт суффикс -а-. В остальных случаях пишется буква е.

Глаголы изменяются по временам. Бывают прошедшего, настоящего и будущего времени.

Глаголы прошедшего времени показывают, что действие происходит до момента речи. (Что делал?) Думал. (Что сделал?) Приехал. Изменяются такие глаголы по числам и родам в единственном числе.

Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в момент речи. (Что делаешь?) Играешь. (Что делают?) Поют.

Глаголы будущего времени показывают, что действия происходят после момента речи. (Что сделает?) Приедет. (Что будет делать?) Будет рисовать.

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.

1-е лицо ед. ч. – несу;

2-е лицо ед. ч. – несёшь;

3-е лицо ед. ч. – несёт.

1-е лицо мн. ч. – несём;

2-е лицо мн. ч. – несёте;

3-е лицо мн. ч. – несут.

Нужно помнить!

Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?», то этот глагол стоит в 3-м лице, и в нём перед -ся мягкий знак не пишется.

Песня (что делает?) слышится (3-е лицо).

Если глагол отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?», то это глагол в неопределённой форме и в нём перед -ся мягкий знак пишется.

Необходимо (что делать?) трудиться.

У глаголов прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и перед -ть в инфинитиве: развеять – развеял, клеить – клеил.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

В русском языке два спряжения: первое и второе.

К первому спряжению относятся глаголы, которые имеют личные окончания -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют).

Например, прихлынут, окончание -ут – 1 спряжение, пленяет, окончание -ет – 1 спряжение.

Ко второму спряжению относятся глаголы, которые имеют окончания -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).

Ходит, заводит, говорит, бродит: окончание -ит (2 спряжение), выходят: окончание -ят (2 спряжение).

Для определения спряжения глагола с безударным личным окончанием нужно:

  1. Поставить глагол в неопределённую форму.

Например, пилим – пилить.

2. Определить, какая гласная стоит перед -ть.

3. Ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ить (кроме брить, стелить) и 11 глаголов-исключений (слышать, видеть, обидеть, гнать, держать, ненавидеть, дышать, смотреть, вертеть, зависеть, терпеть).

4. Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.

Хму́рится – хмуриться (2 спряжение). Бре́ет – брить (1 спряжение, исключение).

Ещё одной важной орфограммой является правописание не с глаголом. Нужно помнить, что не пишется с глаголами раздельно. Исключения составляют глаголы, которые не употребляются без не.

Не знал. Недоумевать (искл.).

В предложении глагол обычно бывает сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя… .

(А. С. Пушкин)

В предложении говорится о буре.

(Что?) буря – подлежащее.

Буря (что делает?) кроет – сказуемое, выраженное глаголом.

Во второй части предложения подлежащее выражено местоимением она.

Она (что сделает?) завоет, заплачет – однородные сказуемые, выраженные глаголом.

Произведём морфологический разбор глагола.

Птицы улетают в тёплые края.

Улетают – глагол.

Во-первых, обозначает действие. Птицы (что делают?) улетают.

Во-вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма – улетать, несовершенного вида, I спряжения; употреблён во множественном числе, в настоящем времени, в 3-м лице.

В-третьих, в предложении является сказуемым: Птицы (что делают?) улетают.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Множественный выбор

На что оканчивается неопределённая форма глагола?

– на -ть;

– на -ит;

– на -ти;

– нулевое окончание в глаголах с основой на -чь

Разбор задания:

Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?» и не показывает ни времени, ни числа, ни рода, ни лица. Но имеет вид и спряжение. Неопределённая форма глагола оканчивается на -ть, -ти и нулевое окончание с основой на -чь.

Правильный ответ:

– окончание -ть;

– окончание -ти;

– нулевое окончание с основой на -чь.

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите один правильный вариант ответа. В каком слове не пишется слитно?

(не)был в школе;

(не)узнаешь;

(не)здороваемся;

(не)здоровится;

Разбор задания:

Частица не с глаголами пишется раздельно. Если глагол не употребляется без частицы не, тогда не с глаголом пишется слитно.

Правильный ответ:

(не)здоровится.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6