Русский язык. 5 класс

Урок 85. Повторение и систематизация изученного

Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок № 85

Повторение и систематизация изученного

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Разделы грамматики, их единицы языка.

2. Правописание изученных орфограмм.

3. Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Тезаурус

Глагол – часть речи, которая обозначает действие глагола и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?».

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?» или «что?».

Лексика – наука о языке, которая изучает словарный состав языка.

Морфемика– наука о языке, которая изучает словарный состав языка.

Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются слова как части речи.

Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает строение словосочетаний и предложений.

Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016 – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Бондаренко М. А. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации и поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019. – 239 с.

2. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Язык – это многоуровневая система. Единицы языка неодинаковы по своему строению. Самая простая единица языка – фонема. Минимальная значимая единица – морфема (корень, суффикс, приставка, окончание). Относительно самостоятельная единица – слово. Далее следует словосочетание. И наиболее сложная и самостоятельная единица языка – предложение и текст. Всё это изучают разные разделы науки о языке: фонетика, морфемика, лексика, морфология, синтаксис.

Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

В русском языке 6 гласных и 36 согласных звуков.

Гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

Гласные могут быть ударными и безударными. Например, вода́ – [вада́].

Согласные звуки могут быть звонкими и глухими, могут образовывать пары звонких и глухих звуков: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с]. Не образуют пар звонкие [л] – [л'], [м] – [м'], [н] – [н'], [р] – [р'], [j́']. Не образуют пар глухие [х] – [х'], [ц], [ч'], [щ'].

Согласные могут быть парными по твёрдости и мягкости. Например, [б] – [б'], [в] – [в'], [г] – [г'].

Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Русский язык богат морфемами. Это приставки, суффиксы, корни, окончания.

Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова, а также служит для связи слов в предложении и словосочетании. Например, в слове школа окончание -а. В слове ученики окончание -и.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Например, в словах дружный, дружить корень -друж-.

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например: стол – стол-ик.

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Например: грязный – не-грязный.

Основа – это часть слова без окончания.

Вспомним орфограммы в разных морфемах. Начнём, конечно, с корня.

Все безударные гласные в корне делятся на проверяемые ударением, непроверяемые ударением и чередующиеся гласные.

Слова с непроверяемыми гласными в корне – это словарные слова, например ароматный, громадный, баскетбол. Их нужно запомнить, а в случае затруднения обращаться к словарю.

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением: чароде́й – ча́ры, хаоти́чный – ха́ос.

Корни с чередованием гласных нужно знать наизусть. Это корни -бер- – -бир-, -дер- – -дир-, -мер- – -мир-, -пер- – -пир-, -жег- – -жиг-, -чет- – -чит-, -блест- – -блист-.

В корнях с чередованием е – и пишется буква и, если после корня идёт суффикс -а-. В остальных случаях пишется буква е. Слова-исключения: сочетать, сочетание, чета.

В корнях -лаг- – -лож- пишется в корне буква а, если после корня стоит суффикс -а-: полагать, положить.

В корнях -раст- – -ращ- – -рос- выбор буквы в корне зависит от конечного согласного корня. Перед ст и щ пишется буква а, перед с пишется буква о: расти, вырос, выращенный. Исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик.

Перед буквами я, ю, е, ё пишется ъ после приставок, оканчивающихся на согласную: подъём, въезд, а также в сложных словах: двухъярусный, четырехъязычный. В остальных случаях, когда требуется разделительный знак, пишется ь: вьюга, пью.

Правописание безударных падежных окончаний существительных можно проверить ударными гласными в окончаниях тех же падежей.

Окончание пишется:

1) у существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах: Родине (как земле́);

2) у существительных 2-го склонения в предложном падеже: о лесе (как о коне́).

Окончание -и пишется:

1) у существительных 1-го склонения в родительном падеже: дяди (как земли́);

2) у существительных 3-го склонения ткани, матери (как степи́);

3) у существительных на -ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах: у акации (заканчивается на -ия).

Чтобы правильно написать окончание прилагательного, нужно найти в предложении существительное, от которого оно зависит, и от этого существительного задать к прилагательному вопрос: зима (какая?) снежная. Окончание прилагательного будет таким же, как и окончание вопросительного слова.

Окончание глаголов зависит от спряжения.

Глаголы первого спряжения имеют личные окончания -у(-ю), -ешь (-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют). Например, думает, зеленеют.

Глаголы второго спряжения имеют окончания -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят). Например, красит, пилят.

Все части речи изучает морфология.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?» или «что?». Летит (что?) шар.

Имя прилагательное – часть речи которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». Шар (какой?) воздушный.

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?». Шар (что делает?) летит.

Синтаксис изучает словосочетания и предложения.

При помощи предложений мы выражаем свои чувства и мысли. Все предложения по количеству грамматических основ делятся на простые и сложные. Простое предложение имеет одну грамматическую основу. Например: «Осень наступила». Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Например: «Осень наступила, высохли цветы. Налетели тучи, и пошёл дождь». Простые предложения в составе сложного на письме разделяются запятой.

Лексика – наука о языке, которая изучает словарный состав языка. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Для этого можно использовать также близкие по значению слова – синонимыуна – месяц), слова с противоположным значением – антонимырасивыйбезобразный), устойчивые словосочетания – фразеологизмыпустя рукава), а также различные пословицы (Без труда не вынешь и рыбку из пруда) и поговорки (бабушка надвое сказала).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите один правильный вариант ответа.

В каком слове пишется разделительный ь: под...ёмный, с...ёжились, об…явление, с…езд, неот…емлемый, под…ём, в...юн, раз..езд.

Разбор задания:

Перед буквами я, ю, е, ё после приставок, оканчивающихся на согласную, пишется ъ: под...ёмный, с...ёжились, об…явление, с…езд, неот…емлемый, под…ём, раз..езд. В остальных случаях, когда требуется разделительный знак, пишется ь: вьюн.

Правильный ответ: вьюн.

2. Сортировка элементов по категориям

Рассортируйте слова из отрывка стихотворения.

С горы бежит поток проворный, 

В лесу не молкнет птичий гам, 

И гам лесной и шум нагорный – 

Всё вторит весело громам.  

(Ф. Тютчев)

имена существительные 

имена прилагательные 

глаголы 

Варианты ответов:

Горы, поток, лесу, гам, шум, громам, проворный, птичий, лесной, нагорный 

бежит, не молкнет, вторит. 

Правильные ответы

имена существительные 

имена прилагательные 

глаголы 

горы, поток, лесу, гам, шум, громам 

проворный, птичий, лесной, нагорный 

бежит,  молкнет, вторит 

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6