Математика. 5 класс

Урок 7. Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания

Конспект урока

Математика

5 класс

Урок № 7

Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

- решение текстовых задач с помощью сложения;

- решение текстовых задач с помощью вычитания;

-решение задач по действиям

Тезаурус

Сложение – арифметическое действие, посредством которого из двух или нескольких чисел получают новое, содержащее столько единиц, сколько было во всех данных числах вместе.

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Вычитание – это арифметическое действие, обратное сложению, посредством которого из одного числа вычитают (отнимают) столько единиц, сколько их содержится в другом числе.

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Обязательная литература

  1. Никольский С. М. Математика: 5 класс. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
  2. Потапов М. К. Математика. Книга для учителя. 5-6 классы. // М. К. Потапов, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010.- 256 с.

Дополнительная литература

  1. Бурмистрова Т. А. Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы. // Составитель Т. А. Бурмистрова – М.: Просвещение, 2014.- 80 с.
  2. Потапов М. К. Математика: дидактические материалы. 6 класс. // М. К. Потапов, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2010.- 118 с.
  3. Чесноков А. С. Дидактические материалы по математике 5 класс. // А. С. Чесноков, К. И. Нешков. – М.: Академкнига, 2014.- 124 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

С помощью сложения и вычитания решают задачи, в которых требуется найти число, большее или меньшее заданного на несколько единиц, ответить на вопросы «на сколько больше?», «на сколько меньше?», «сколько всего?», «сколько осталось?» и т. д. Решения таких задач оформляются с помощью вопросов и ответов на них.

Рассмотрим задачи.

Задача 1.

У Вити было 65 рублей, из них он решил купить мороженое. Из них он отдал 30 рублей продавцу и получил 4 рубля сдачи. Сколько денег осталось у Вити?

Решение:

составим краткую запись.

  1. Ответим на вопрос: сколько рублей стоило мороженое?

30 – 4 = 26 (руб.)

  1. Сколько денег осталось у Вити?

65 – 26 = 39 (руб.)

Ответ: у Вити осталось 39 рублей.

Задача 2.

В одном зоопарке живёт 29 кроликов, а в другом – на 5 кроликов меньше. Сколько кроликов в двух зоопарках?

Решение:

составим краткую запись.

  1. Ответим на вопрос: сколько кроликов было во втором зоопарке?

29 – 5 = 24 (кролика)

  1. Сколько кроликов в двух зоопарках?

29 + 24 = 53 (кролика)

Ответ: в двух зоопарках – 53 кролика.

При решении задач на сложение и вычитание надо придерживаться плана рассуждений.

  1. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи или нам что-то неизвестно?
  2. Что нужно узнать сначала? Зачем и как это узнать?
  3. Что будем узнавать после и с помощью какого действия?
  4. Получили ли мы ответ на вопрос задачи?

К выбору действия сложения или вычитания для решения задачи надо подходить очень внимательно, так как, например, слова «на 20 больше» не всегда требуют сложения. Поэтому в решении задачи необходимо рассуждение, показывающее, какое действие надо применить.

Разбор решения заданий тренировочного модуля

№ 1. Карандаш стоит 87 рублей, а ручка – на 28 рублей больше карандаша. Сколько стоит ручка?

Варианты ответа: 105 рублей; 95 рублей; 115 рублей; 125 рублей.

Решение: чтобы решить эту задачу, надо сложить 87 и 28:

87 + 28 = (115) рублей

Ответ: ручка стоит 115 рублей.

№ 2. У мальчика было 400 рублей. За конфеты он дал продавцу 180 рублей и получил сдачу 4 рубля. Сколько денег у него осталось после покупки?

Решение:

1. 180 – 4 = 176 (руб.) – стоимость конфет

2. 400 – 176 = 224 (руб.) – осталось

Ответ: 224 рубля осталось.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6