Ход урока

Приветствие.

Давайте попробуем кратко обобщить всё, о чём мы с вами говорили в этом учебном году.

Начали мы с мифов. А почему с мифов? Потому что сквозная тема это года - детство. Детство человечества и детство в жизни каждого отдельного человека. А там, где детство, обязательно присутствует и игра, о которой мы с вами тоже много говорили.

Итак, что же такое миф? Миф - это история о таинственных силах, управляющих природой, жизнью человека,  история о богах и о героях, которые во многом в своём могуществе приблизились к богам.

Итак, давайте вспомним основные термины и понятия, которые мы с вами изучили в этом году. Это миф. Фольклор, а именно малые жанры фольклора.

Что такое жанр? Это устойчивая форма словесного творчества. Малые жанры фольклора - это жанры, которые прежде всего возникают в детском фольклоре. Почему в детском? Потому что в детстве люди продолжают играть, а это значит, что многие фольклорные жанры, ушедшие из взрослой культуры, в детской культуре продолжают существовать.

Какие мы знаем малые жанры детского фольклора?

Считалочка. Кажется, что считалочка - несерьезное дело, ведь каждый использует считалку в игре. Но считалка связана с выбором судьбы: на кого попадёт, тот водит, на кого не попадёт, тот прячется. Значит, будущее определяется считалкой.

Пестушки и потешки. «Ехали, ехали в лес за орехами. По кочкам, по кочкам, по ровной дорожке. В ямку бух, из ямки - ух, раздавили сорок мух.. » У потешки и у пестушки ребёнок учится ритму и учится отвечать жестом на жест, это невероятно важное дело.

Скороговорка. В скороговорке никакого содержания, кроме почти бессмысленных звуков, нет. «Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.. »

Когда мы произносим скороговорку, мы учимся ясно и чётко разговаривать. Это нам очень пригодится во взрослой жизни. Как всякая игра учит нас будущей взрослой жизни, так и малые жанры фольклора учат нас будущей жизни.

В скороговорке появляется интереснейший литературный уровень - это звукопись. Она пока примитивная, у неё никакого содержания кроме неё самой нет. Но в литературе звукопись играет огромную роль - звукопись создает образ. Этого в фольклоре пока нет, но подготовка к будущей литературе начинается именно здесь.

Загадка. В загадке уже есть содержание. Загадка - это игра. Мы играем в загадку и отгадку - кто-то знает ответ, кто-то не знает ответа.

Пословицы и поговорки. В пословице и поговорке всё, что было для загадки содержанием, становится формой. Загадка загадывает мысль, а поговорка и пословица её обобщают и превращаются в ещё один важный жанр, уже не фольклорный, а литературный - афоризм.

Все эти малые жанры фольклора встречаются в сказке. Они стягиваются в сказку как в воронку. 

В сказке может быть загадка? Да почти во всех сказках. Значит загадка превращается в форму для сказки, в один из её элементов. Пословицы и поговорки встречаются в сказках? А фрагменты песен? Да. Т.е. сказка - это большой жанр, который вобрал в себя жанры малые.

Тут мы соприкасаемся уже с литературой. т.е. с авторским литературным творчеством - с творчеством, которое принадлежит одному автору. И стремится это творчество всегда к оригинальности, к неожиданности, в отличие от фольклора, который ценит узнаваемость - фольклор не любит, чтобы всё было по-новому, он любит, чтобы всё было по-старому. 

Сказка бывает какая? Волшебная. Бытовая. О зверях. И литературная.

Переходящий от фольклора к литературе жанр - басня. Басня - короткая поучительная история, в аллегорической форме рассказывающая о пороках и недостатках людей и содержащая мораль. Она рождается в фольклоре, потом переходит в литературу, сохраняя при этом свои литературные признаки. Какие? Помните, в фольклоре не важно кто что придумал, в фольклоре важно, чтобы было узнаваемое и чуть-чуть неожиданное. В басне возникают вечные сюжеты.

У одного из баснописцев Эзопа сюжет возникает, позже этот же сюжет подхватывает великий французский баснописец Лафонтен. Потом появляется русский баснописец Иван Андреевич Крылов, который объединяет находки обоих своих предшественников и создаёт свою басню. И это оригинальная русская басня, несмотря на то, что сюжет в ней может восходить к древним источникам. Это и есть связь между фольклором и литературой.

Где ещё встречаются фольклор и литература, да и отголоски мифов? В священных книгах человечества. 

У каждого народа, у каждой цивилизации есть свои священные книги. Отголоски мифов, отголоски фольклора и начатки литературного творчества сходятся в священных книгах, и отсюда пролегает дорога к большой литературе. И мировая литература во многом основана на откликах на сюжеты и образы священных книг.

Жанр, который встречается в Новом Завете, который связывает басню и последующую литературу - это жанр притча.

Тема игры и игрушки. Мы с вами посмотрели на то, как в сюжете больших литературных произведений появляется образ игрушки, и как сюжет благодаря этому образу игрушки начинает разворачиваться в новом направлении. Смотрели на примере повести Короленко «В дурном обществе» и рассказа Толстого «Кавказский пленник».

И тут мы с вами познакомились с ещё одним очень важным элементом литературного произведения - деталью. От детали мы перешли к теме труда. Сначала понарошку, в игровой форме, а потом и в серьёз. Мы читали сказы Бажова, где тема труда связывается со сказочным началом и почти мифологическим. Мы читали «Крестьянских детей» Некрасова, где детство и труд как темы, как образы связываются воедино.

Мы сделали ещё один шаг и познакомились с пьесой Габбе «Город мастеров», где тема мастерства завершает и тему игры, и тему труда.

В пьесе автор не рассказывает о героях, герои сами рассказывают о себе - в форме монолога, диалога. А у автора есть только ремарки, с помощью которых он режиссёру и актёру подсказывает, как нужно понимать его произведение.

Экранизация литературного произведения. Вспомните, чем экранизированное литературное произведение отличается от оригинального литературного? Почему режиссёр что-то берёт из литературного сюжета, а что-то выбрасывает? Может ли он перенести весь сюжет на экран, и почему как правило это не получается?

Ещё одна важная и сложная тема - стихосложение.

Мы узнали, что такое ритм. Это чередование сопоставимых отрезков через сопоставимые промежутки: день-ночь-день-ночь. Это природные циклы: зима-весна-лето-осень-зима-весна-лето-осень..

В стихах ритм - это чередование каких-то одинаковых отрезков через какие-то одинаковые промежутки, через стопы. Стопа - это группа слогов, объединённых ритмическим ударением. Эти группы чередуются, что и создает ритм.

Типы стоп в русском стихосложении:

      -        двусложные стопы.

   Это стопы, состоящие их двух слогов с одним ритмическим ударением. Это стихотворный размер хорей, в котором ударение падает на первый слог стопы, второй слог безударный. Например: «Буря мглою небо кроет.. »

И ямб - ударение на втором слоге, второй слог безударный. Например, начало «Евгения Онегина»: «Мой дядя самых честных правил.. »

-        трёхсложные стопы

Это стопы, в которых по три слога и по одному ритмическому ударению на каждую стопу. Это:

-        дактиль

Ударение на первом слоге стопы и два слога безударных. Например: «Тучки небесные, вечные странники.. »

-        амфибрахий

Например: «Как ныне сбирается Вещий Олег.. » Ударение в середине, на втором слоге.

-        анапест

«Я тебе ничего не скажу.. » Два безударных слога и один, последний, ударный.

Это не все понятия, которые мы изучали в этом учебном году, но основные.

Посмотрите ещё один урок, в котором вам будет дано задание на лето - будет рассказано про те книжки, которые можно и нужно прочитать.  И расстаёмся до встречи в шестом классе.