Изобразительное искусство. 5 класс

Урок 15. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Конспект урока

Изобразительное искусство

5 класс

Урок № 15

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. произведения декоративно-прикладного искусства разных времён;
  2. соотнесение костюма (его образного строя, костюмов разных народов и времён) с владельцем;
  3. зрительный материал (предметы быта, произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Древней Греции, Западной Европы эпохи Средневековья, барокко (рококо));
  4. особенности художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

Тезаурус

Украсить – наполнить вещь смыслом, определить положение её хозяина в обществе, подчёркивая это всем образным строем вещи: ритмом, рисунком, орнаментом, сочетанием цветов.

Тиара - двойная корона фараона.

Борода - искусственный предмет на лице фараона, подчёркивающий царское достоинство и могущество.

Калазирис - узкое облегающее платье на лямках женщин Древнего Египта.

Скарабей - жук, изображавшийся на ювелирных украшениях египтян.

Клафт - полосатый платок, ниспадающий по бокам строгими полосами и сплетённый на спине наподобие косы, носимый египетскими мужчинами.

Набедренник - основная часть мужского костюма египтян, своего рода передник, крепившийся на поясе.

Урей - кобра-защитница, чьим изображением на короне и одежде фараона подчёркивалась его царственное могущество и власть.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под. ред. Б. М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с. : ил. - ISBN 978-5-09-071788-5
  2. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019.

Дополнительная литература:


  1. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс / [Н. А. Горяева]; под ред. Б. М. Неменского. — 2-е изд., доп.– М.: Просвещение, 2017. — 163 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (дата обращения: 06.06.2019).
  2. Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva).
  3. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Люди украшали предметы, которыми они пользовались, с давних времён. Даже в глубокой древности люди придавали большое значение украшению себя, своего дома, предметов быта и тратили много времени на то, чтобы украсить себя или окружающие их предметы.

Охотник индейского племени, вешая себе на шею ожерелье из клыков убитых им хищников, как бы демонстрировал свою смелость и одержанные им победы своим соплеменникам. Индейский вождь, надевая богатый головной убор из перьев, украшая своё тело татуировками, демонстрировал людям из других племен, что он занимает высокое главенствующее положение. Заметив ожерелье охотника или яркую одежду вождя, люди проникались уважением к ним.

Шотландские короли в прошлые века носили семицветную одежду, тогда как их придворным разрешалось носить только пятицветную. Простолюдины же могли носить только однотонные костюмы. Таким образом, короли одевались так, чтобы демонстрировать своим видом, что они первые лица в государстве.

И сегодня по одежде людей и по убранству помещений можно понять, кто генерал, а кто солдат, кто спортсмен, кто священник, кто невеста, а кто подруга невесты.

Все предметы декоративного искусства несут в себе отпечаток определенных человеческих отношений. И в этой связи «украсить» означает придать вещи смысл, определить положение её хозяина в обществе.

Очень интересны костюмы и украшения Древнего Египта. Так как египтяне жили в жарком климате, это повлияло и на их одежду: она была светлой, легкой, открытой и подчёркивала красоту смуглых тел.

Особо стоит рассмотреть одежду египетских фараонов – правителей страны, называемых сыновьями Бога. Фараон носил клафт - полосатый платок, ниспадающий по бокам строгими полосами и сплетённый на спине наподобие косы. На голове фараона была тиара – двойная корона, украшенная коброй-защитницей, называемой уреем. Фараон носил искусственную бороду, которая подчёркивала его царское достоинство и могущество.

Основной частью мужского костюма египтян был своего рода передник, крепившийся на поясе, так называемый набедренник. Женщины носили узкие облегающие платья на лямках, называемые калазирис.

На ювелирных украшениях египтян часто изображался жук-скарабей, а также глаз-уаджет.

Главным символом в Древнем Египте был лотос. В форме лотоса делали чаши, вазы и другие сосуды. В интересном украшении – пекторакле фараона можно увидеть много символов, важных для древних египтян.

Пекторакль клали на грудь умершему фараону. Египтяне верили в загробную жизнь и складывали в гробницы фараонов много богатых предметов, которыми он пользовался при жизни. Они старались обеспечить умершего для загробной жизни всем, к чему он привык. Тела умерших фараонов помещали в красивые саркофаги, сделанные из благородных пород дерева и богато украшенных.

Не только символы имели значение у египтян, но и цвета. Так, золотисто-желтый цвет символизировал солнце, синий – воду и небо, белый – луну, зеленый – плодородие и пробуждение природы.

В Древнем Египте декор выражал идею силы, могущества, бессмертия царя, а также веру египтян в вечную жизнь.

В Древнем Китае в одежде людей также прослеживался ряд символов. Так, для одежды императора был характерен желтый цвет и изображения драконов.

У чиновников были свои знаки отличия. На нашивном квадрате халата чиновника была вышивка с птицей. У чиновников самого высокого ранга был вышит белый журавль на синем фоне. Журавль символизировал долголетие.

Кроме вышитых птиц, деление на ранги можно было проследить и по головным уборам. Шапочки китайских чиновников имели наверху шарик, который в зависимости от ранга мог быть сделан из хрусталя, камня или другого материала.

Женские костюмы знати отличались изяществом. Широкие шёлковые халаты, украшенные круглыми орнаментами, на головах – сложные причёски, украшенные золотыми или серебряными шпильками, на ногах миниатюрные туфельки из шелковой ткани. В туфельки могли поместиться только очень маленькие ножки, поэтому девочкам из богатых семей с детства бинтовали ноги, чтобы сделать их миниатюрными.

Цвета костюмов в Древнем Китае также имели своё значение: желтый цвет считался цветом императора, белый и красный цвет был характерен для воинов, голубой цвет – для молодых воинов, а коричневый цвет – для сановников.

В Европе XVII века господствовал стиль барокко. И в костюмах людей, и в убранстве домов преобладала пышность и роскошь. На украшения дворцов тратились огромные деньги. Залы украшались богатой лепниной, дорогими картинами, мебелью из дорогих пород дерева. Предметы мебели обладали невообразимым изяществом.

Костюмам, как мужским, так и женским тоже была присуща необычайная пышность. Мужчины, приближённые к королю могли носить жюстокор – костюм, состоящий из камзола, кафтана и кушака. «Жюстокор» означает «точно по телу», то есть костюм был приталенный. Часто мужчины носили также перевязь, украшенную драгоценностями, на которую крепилась шпага. Король и некоторые придворные украшали одежду позументом – золотой или серебряной тесьмой с металлической нитью. Также мужчины носили широкополые шляпы с перьями.

Английская знать одевалась не менее изысканно. Для англичан была характерна такая деталь одежды как дублет – короткая приталенная курточка с декоративными разрезами на груди.

Также знатные люди Франции, Англии и других стран Европы носили пышные роскошные воротники. Воротник был самой дорогой частью одежды.

Для женских платьев был характерен шлейф, в который переходила верхняя юбка платья. Платья имели бесчисленное количество оборок, складок, бантиков и лент. Дополнительными аксессуарами были складные веера, бархатные туфельки, кружевные перчатки.

Простые же горожанки (рабочий люд) одевались намного скромнее. Им нельзя было носить одежду ярких цветов, поэтому в их нарядах преобладали тусклые серые цвета. Служанки и уличные торговки носили одежду с узким лифом, широкую юбку с фартуком, аккуратный чепчик, белый отложной воротничок, косынку на плечах, а на ногах - туфли из грубой кожи.

Интересной формой одежды была мантия – широкое просторное платье, которое носили медики, профессора, судьи ,чиновники.

Таким образом, одежда позволяла понять, к какому слою общества относится человек, род его профессиональных занятий.

Как и в прошлые века, сейчас декор также помогает выявить роли людей в обществе.

Теоретический материал для углубленного изучения

Мужская одежда древних греков состояла из хитона, гиматия или хламиды.

Нижней одеждой был короткий хитон. Отдельно он носился дома; для выхода на улицу дополнительно надевалась накидка. Хитон, закрепленный заколкой на одной стороне, был признаком раба.

В качестве верхней одежды мужчины использовали гиматий. Обернуться в него можно было разными способами. Наиболее распространенный способ ношения – перекинутый через левое плечо, но гиматий могли носить и вокруг бедер, и накинутым на плечи. 

Спартанцы в бою носили хламиды на голое тело, что символизировало бесстрашие перед ликом смерти.

Костюмы женщин и мужчин-эллинов были схожи, но женщины должны были одеваться более скромно и закрыто. Обычная форма женской одежды в Древней Греции – длинный хитон, у которого часто был отворот, похожий на надетую сверху блузу (диплодий). Отворот украшали вышивкой или аппликацией. По бокам хитон сшивали, чтобы он не распахивался при ходьбе. Женские хитоны отличались от мужских богатством драпировок и орнаментов.

Сверху надевался либо гиматий, либо (в торжественных случаях) пеплос. Женский гиматий был меньше мужского, но он был красивее и богаче украшен. Гиматием могли укрываться только свободные гражданки. Рабыни носили короткие хитоны.

Пеплос был национальной торжественной одеждой Древней Греции. Он обычно был цветным – пестрым, ярко-желтым, красным или пурпурным. Часто одеяние украшалось вышивкой. Картинки гречанок того времени часто изображают знатных девушек в пеплосах на торжественных процессиях.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Установление соответствий между элементами двух множеств

Установите соответствия между произведениями искусства и художественной культурой и эпохой, к которым они относятся.

Древний Египет

Китай

Древняя Греция

Западная Европа XVII века

Стратегия выполнения задания:

1. Прочитайте сначала слова слева, где приводятся элементы задающего множества, содержащего постановку проблемы.

2. Затем посмотрите на элементы справа, подлежащие выбору.

3. Помните, что соответствие между элементами двух столбцов может быть взаимно однозначным, когда каждому элементу слева соответствует только один элемент справа. Если число элементов в двух столбцах одинаковое, то для последнего элемента задающего множества выбора не произойдет.

4. Встречаются случаи, когда для одного элемента левого столбца выбираются несколько элементов справа.

5. Задания на установление соответствия по алгоритму выполнения близки к заданиям с выбором ответа, поскольку вы выбираете правильный ответ из числа предложенных.

Правильные ответы:

Древний Египет

Китай

Древняя Греция

Западная Европа XVII века

2. Подчёркивания / зачёркивания элементов

Зачеркните неверные варианты ответов. В Древнем Египте декор был средством выражения ….

представлений египтян о вечной жизни

красоты и плодородия Нила

идеи бренности жизни

идеи могущества, силы, бессмертия царя

Стратегия выполнения задания:

  1. Прочитайте весь список предлагаемых вариантов ответов.
  2. Взглядом отметьте в списке варианты, относящиеся к названной в задании категории. В этом задании обучающийся должен проанализировать пройденный материал и на основании урока дать ответ на вопрос.
  3. Отметьте мысленно оставшиеся варианты.
  4. Зачеркните оставшиеся варианты, не относящиеся к названной в задании категории.

Правильные ответы:

представлений египтян о вечной жизни

красоты и плодородия Нила

идеи бренности жизни

идеи могущества, силы, бессмертия царя

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6