Цель урока: углубление понятий «рыцарь» и «рыцарское поведение» при анализе пьесы А. С. Пушкина «Скупой рыцарь».

Задачи урока: 1) показать особенности изображения рыцарей в пьесе А. С. Пушкина «Скупой рыцарь»; 2) повторить особенности драматического произведения; 3) развить умение анализировать драматическое произведение; 4) сформировать представление о способах выражения авторского отношения к героям пьесы.

Ход урока

1. Вальтер Скотт, с чьим историческим романом «Айвенго» мы познакомились в этом году, был одним из любимых писателей А. С. Пушкина. (Портрет В. Скотта https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c5/Sir_Walter_Scott_-_Raeburn-2.jpg/267px-Sir_Walter_Scott_-_Raeburn-2.jpg) Пушкин восхищался тем, как искусно Вальтер Скотт изображал «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». И сам не раз обращался к событиям русской истории, ко временам Иоанна Грозного и Бориса Годунова, Петра I и Екатерины II. Интересовали его и рыцарские времена. В 1830 году Александр Сергеевич оказался на несколько недель в своем нижегородском имении Болдино (Фото усадьбы https://bus-43.ru/media/images/tour/boldino_tour.jpg). За короткий срок он написал много выдающихся произведений, в том числе четыре небольшие пьесы, которые так и назвал – «маленькие трагедии». Герои «Маленьких трагедий» были связаны с разными эпохами и странами – Англией конца XVII века, Испанией, Австрией времен великого композитора Моцарта, открывала цикл трагедия «Скупой рыцарь», посвященная средневековой Франции.

Чтобы воспринять материал урока, вы должны заранее прочесть ее текст. Произведение А.С. Пушкина можно найти в электронной библиотеке на сайте: http://www.ilibrary.ru/text/466/p.1/index.html.

Проверка

Проверить знание текста поможет тренажёр (см. Приложение 1).

Сколько в пьесе действующих лиц?

Сколько среди них рыцарей?

Охарактеризуйте каждого из них.

Настоящие ли они рыцари? В нашем представлении рыцарь – человек благородный, честный, открытый; скупость несовместима с рыцарским призванием. Но Пушкин, как Сервантес за много веков до него, говорит не о расцвете рыцарства, а о закате рыцарских времен. О том периоде истории, когда рыцари стали скупыми, деньги вошли в их жизнь и заменили им героику, романтику и доблесть.

Как вы понимаете смысл названия? Название пьесы звучит как оксюморон. Вспомните, что такое оксюморон, дайте определение литературоведческого термина.

Как же относится автор к своим героям? Благодаря чему мы понимаем, что они недостойны рыцарского звания?

2. У нас уже есть опыт чтения пьес: в 5 классе мы читали сказочную пьесу Тамары Габбе «Город мастеров». Вспомните, что такое пьеса? Чем пьеса отличается от романа или древних эпических поэм? Вы знаете, что пьесу нужно читать как особое литературное произведение, подчиняющееся своим законам и правилам. И главный из этих законов: в отличие от романа, эпической поэмы, сказки, летописи, новеллы – обо всех событиях, переживаниях и размышлениях персонажей нам сообщает не рассказчик, а САМИ ГЕРОИ. В пьесе почти все слова – это их речи, ее строительный материал – разговоры между персонажами.

Вспомните, что такое диалог, монолог, реплики, ремарки? Герои пьесы могут разговаривать между собой, и такие разговоры мы называем диалогами, от греческого слова «диалогос», то есть «двойная речь», беседа. А могут поодиночке размышлять вслух, делиться своими чувствами или рассказывать о чем-то, обращаясь к остальным персонажам и зрителям. Такие пространные рассуждения или рассказы называются монологами, от греческих слов «монос», «единственный», и «логос» - «слово». Короткие фразы по тому или иному поводу, которыми герои обмениваются по ходу действия – это реплики. А встречающиеся в тексте (но никогда не звучащие со сцены) краткие пояснения – авторские ремарки. Они нужны для того, чтобы режиссер и актеры лучше понимали, что в данную минуту делает герой. А при чтении пьесы помогают нам разобраться в том, где и как разворачиваются события, что происходит с персонажами.

3. Но все это связано с сюжетом, с событиями, о которых рассказывает пьеса. А каким же образом, с помощью каких художественных средств, автор доносит свое отношение к героям до нас, читателей и зрителей?

Задание

Перечитайте фрагмент из первой сцены трагедии, в которой Альбер беседует с ростовщиком. Понятно ли вам отношение Альбера к отцу? Ростовщик так говорит о деньгах:

Деньги? — деньги

Всегда, во всякий возраст нам пригодны;

Но юноша в них ищет слуг проворных

И не жалея шлет туда, сюда.

Старик же видит в них друзей надежных

И бережет их как зеницу ока.

Альбер отвечает ему:

О! мой отец не слуг и не друзей

В них видит, а господ; и сам им служит.

И как же служит? как алжирский раб,

Как пес цепной.

В нетопленной конуре

Живет, пьет воду, ест сухие корки,

Всю ночь не спит, все бегает да лает.

А золото спокойно в сундуках

Лежит себе…

В этих словах сына содержится жесткая и неприязненная оценка отца; если верить отзыву Альбера, старый барон превратился в раба своих богатств, он унижается перед ними, сторожит их, как пес. То есть один герой дает оценку другому герою. Но ведь эта оценка может оказаться несправедливой, субъективной, нечестной – как мы можем проверить ее? Тут вступает в силу другая возможность, которой располагает автор пьесы: проверить слова Альбера на деле, испытать старого барона, показать зрителю, каков он на самом деле. Если в первой сцене происходит разоблачение Барона, то во второй наступает время для его саморазоблачения. Барон стоит на коленях перед грудами золота, перед своими сундуками и делится с нами своими мыслями и ощущениями.

Задание

Прочитайте монолог Барона или послушайте в исполнении В. Качалова: http://audiohrestomatiya.ru/work/289/

Подумайте, прав ли был Альбер, когда рассказывал о своём отце?

Счастливый день! могу сегодня я

В шестой сундук (в сундук еще неполный)

Горсть золота накопленного всыпать.

Не много, кажется, но понемногу

Сокровища растут.

Читал я где-то,

Что царь однажды воинам своим

Велел снести земли по горсти в кучу,

И гордый холм возвысился — и царь

Мог с вышины с весельем озирать

И дол, покрытый белыми шатрами,

И море, где бежали корабли.

Так я, по горсти бедной принося

Привычну дань мою сюда в подвал,

Вознес мой холм — и с высоты его

Могу взирать на все, что мне подвластно.

Что не подвластно мне? как некий демон

Отселе править миром я могу…

Вслушиваясь в эти слова, наблюдая за позой героя, мы понимаем, что Альбер во многом прав.

Кто может стоять на коленях перед золотом? Кто может презирать золото? Рыцарь должен презирать золото, а на коленях перед ним может стоять лишь ростовщик. А здесь рыцарь стоит перед золотом на коленях. И, значит, сама ситуация, в которую помещает автор своего героя, разоблачительна для него.

Но этого мало. Где в данную минуту находится барон? А какой образ представляется его взору? Барон прячет золото в подвале, то есть внизу. А представляет он себя на вершине холма. Чем ниже моральное падение барона, тем выше он возносится в своих мыслях и описывает свою жизнь как религиозное событие. Золото для него – настоящий бог, которому он служит и которому приносить в жертву всю свою жизнь. И не только свою. Вот заходит речь о дублоне, старинной монете:

Тут есть дублон старинный.... вот он.

Нынче

Вдова мне отдала его, но прежде

С тремя детьми полдня перед окном

Она стояла на коленях воя.

Шел дождь, и перестал, и вновь пошел,

Притворщица не трогалась; я мог бы

Ее прогнать, но что-то мне шептало,

Что мужнин долг она мне принесла

И не захочет завтра быть в тюрьме…

Мы видим, что человек, именующийся рыцарем, ведет себя как настоящий негодяй. Происходит его окончательное саморазоблачение.

Задание

Перечитайте третью сцену «Скупого рыцаря». О чем в ней рассказывается? Как себя ведут отец и сын? Зачем герцог призвал к себе старого рыцаря? Поверил ли он Альберу? На чьей стороне герцог? Отец и сын жалуются герцогу друг на друга. Старый барон лжет, обвиняя сына в намерении его убить. Хуже того, он в гневе бросает перчатку, вызывая сына на дуэль. А сын подхватывает эту перчатку, пока отец не успел передумать: «Альбер хватает перчатку поспешно». Значит, внутри его сознания уже зреет мысль о том, что отца можно убить. То, что он отвергал в первой сцене, во время разговора с ростовщиком, в третьей сцене становится возможной перспективой. И не случайно, когда герцог отнимает перчатку, спеша предотвратить поединок, Альбер произносит в сторону, как бы про себя: «Жаль». Рыцарское благородство исчерпано. От рыцарства ничего не осталось. Только герцог еще помнит о моральных правилах великих рыцарских времен, а отец и сын ведут себя, как ростовщики – люди, чье жизненное дело – деньги, а не благородное служение идеалу.

Что означает последняя фраза произведения? Кто её произносит? Заключительная реплика герцога: «Ужасный век, ужасные сердца!» То, что она завершает пьесу, придает ей особый вес и значение. Мы чувствуем, что она относится не только к событиям, изображенным в пьесе, но и к современникам Пушкина, и к нам с вами. 4. А теперь давайте проверим, насколько вы усвоили этот урок.

Как автор может показать свое отношение к персонажу?

Заполните таблицу. Способы характеристики персонажа 1.

Способы характеристики персонажа
1.
2.
3.
4.

Попробуйте самостоятельно определить: настоящие ли рыцари – герои пушкинской трагедии? Как автор к каждому из них относится и каким образом мы это понимаем? В каком смысле можно назвать героем каждого из трех изображенных в пьесе рыцарей? Не спешите с ответами: у Пушкина не бывает простых решений. Например, когда мы размышляем над тем, благороден ли Альбер, полезно вспомнить - куда делась последняя бутылка вина? Почему особенно обидным показалось Альберу обвинение в том, что он хотел убить отца?

Еще очень важно понять – на чьей стороне герцог? Почему он не стал открыто поддерживать Альбера?

Проверка

Проверить знания поможет контрольный тренажёр (см. Приложение 2).

Дополнительная информация Посмотрите на сайте киностудии «Мосфильм» художественный фильм, который был снят по мотивам пушкинских «Маленьких трагедий» режиссером Михаилом Швейцером (http://cinema.mosfilm.ru/films/film/Malenkie-tragedii/malenkie-tragedii-1/). Об этом фильме много спорили. Не все приняли режиссерские решения. Интересно, что подумаете об этом вы, какую позицию займете вы. Напишите на эту экранизацию рецензию. 

Домашнее задание

Если у вас есть такая возможность, то вместе с классом, или с родителями, или с друзьями, сходите на постановку «Маленьких трагедий» Пушкина. Если такой возможности нет, поищите в Интернете записи старых спектаклей по мотивам «Маленьких трагедий». Посмотрите их. С помощью каких художественных средств актеры доносят и подчеркивают авторское отношение к героям?

Нет способа лучше разобраться в том, как построено произведение, чем самому поучаствовать в его инсценировке и экранизации. Попробуйте придумать костюмы и декорации к постановке пьесы, сделайте презентацию. Можно попробовать сочинить собственную сцену из рыцарских времен. Это может быть отрывок из пьесы, рассказ, отрывок из будущего сценария. Как вы будете выражать свое отношение к героям? Получится ли это у вас? Желаем вам успехов.

Литература 1. А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. / Коммент. С. М. Бонди. – М.: ГИХЛ, 1959 – 1962. URL: http://rvb.ru/pushkin/02comm/0838.htm 2. А.С. Пушкин. Маленькие трагедии. – СПб.: Азбука, 2011. – 208с.

Приложение 1

Тренировочный тренажёр вид – выбор ответа (задания 1 – 8)

1. Сколько действующих лиц в пушкинской трагедии «Скупой рыцарь»?

Правильный ответ 5
Другие варианты 3 4 6

2. Почему Альбер не рад победе над графом Делоржем?

Правильный ответ У Альбера разбит единственный шлем.
Другие варианты Граф был легко ранен.
Победный удар не видела Клотильда.
Победа была нечестной.

3.Что предложил ростовщик Альберу, чтобы избежать нищеты?

Правильный ответ отравить отца
Другие варианты занять денег 
выступить на турнире
пойти на службу к герцогу

4. Где Барон держал свои сундуки с золотом?

Правильный ответ в подвале
Другие варианты в земле  
в пещере
в тайной комнате

5. Сколько сцен в трагедии «Скупой рыцарь»?

Правильный ответ 3
Другие варианты 2 4 5

6. С какими чувствами Барон открывает свои сундуки с золотом?

Правильный ответ жар и трепет
Другие варианты страх и волнение
веселье и счастье
спокойствие и уверенность

7.Что означала перчатка, брошенная Бароном сыну?

Правильный ответ вызов на дуэль
Другие варианты лишение наследства  
пренебрежительное отношение
подарок сыну

8. Какой по счету сундук наполнял Барон?

Правильный ответ шестой
Другие варианты третий
четвертый
пятый

Приложение 2

Контрольный тест

вид – установление соответствий (задания 1- 2)

1.Узнайте персонажей пьесы.

Правильный вариант  
ростовщик Соломон
слуга Иван
сын Альбер
скупой рыцарь Филипп

2. Кто говорит? Соотнесите слова и имя персонажа.

Правильный вариант  
Ужасный век, ужасные сердца! Герцог
Весь разорился я, Всё рыцарям усердно помогая. Ростовщие
О бедность, бедность! Как унижает сердце нам она! Альбер

вид – выбор ответа (задания 3 – 8)

3. Какому герою принадлежат слова?

Мне всё послушно, я же — ничему;

Я выше всех желаний; я спокоен;

Я знаю мощь мою…

Правильный ответ  
Другие варианты Герцог 
Альбер
жид

4. О чем в последние минуты жизни говорит Барон?

Правильный ответ о ключах
Другие варианты о сыне 
  о смерти
  о наследстве

5. Продолжите слова Альбера:

Взбесился я за поврежденный шлем, Геройству что виною? - …

Правильный ответ скупость
Другие варианты любовь
смелость
награда

6. О чем Альбер говорит: «Благодарю. Вот первый дар отца»?

Правильный вариант о перчатке, брошенной как вызов на дуэль
Другие варианты о подаренных деньгах
о родительском благословлении
об обещанном наследстве

7. Укажите, какое словосочетание не является оксюмороном?

Правильный вариант седой воин
Другие варианты правдивая ложь
красноречивое молчание
скупой рыцарь

8. О каком термине идет речь? Это каждое отдельное высказывание лиц, принимающих участие в диалоге.

Правильный ответ реплика
Другие варианты фраза
ремарка
речь

вид – вписывание слов (задания 9 -10)

9. Напишите, о каком герое говорят?

Как пес цепной.

В нетопленной конуре

Живет, пьет воду, ест сухие корки,

Всю ночь не спит, все бегает да лает.

Правильный ответ: Барон

10. Напишите, о каком термине идет речь? … - это речь действующего лица пьесы, обращённая к самому себе или к зрителям.

Правильный ответ: Монолог`