История. 6 класс

Урок 14. Страны Востока в Средние века. Доколумбова Америка. Наследие Средневековья

Конспект урока

История, 6 класс

Урок 14. Страны Востока в Средние века. Доколумбова Америка. Наследие Средневековья

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению культурного наследия государств доколумбовой Америки, а также стран Азии: Китая, Индии, Японии в период Средневековья.

Тезаурус

Па́года – это высокие храмы в виде многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенные искусной резьбой.

Раджа – это индийский титул влиятельной особы, государя, князя или царя.

Касты – это слои средневекового общества в Индии, которые различались не только в имущественном и правовом отношении, но и по месту в обществе. Принадлежность к касте была наследственной.

Самураи (буси) – это военно-феодальное сословие в средневековой Японии, обладавшее особым моральным кодексом – бусидо, что в переводе означает «Путь воина».

Сёгун – это титул военных правителей Японии в 1192 – 1867 годах, при которых императорская династия была лишена реальной власти. Опору сёгуна составляло сословие самураев.

Буддизм – это религиозное учение, возникшее в середине I тысячелетия до н. э. в Индии, нетеистическая религия, то есть отрицающая существование Бога – творца и вечной души.

Ацтеки – индейский народ, создатели государств в Центральной Мексике в XIII – XVI веках.

Инки – это индейский народ, создавший обширную империю с центром в перуанских Андах.

Майя – индейский народ, создавший высокоразвитую цивилизацию в Центральной Америке, просуществовавшую около двух тысяч лет.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 2019.
  2. Атлас Средневековья. История. Традиции. – М., 2000.
  3. Иллюстрированная всемирная история. С древнейших времен до XVII в. – М., 1999.
  4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. – М., 1999.
  5. Загадки истории. Средние века / В. Калашников. – М., 2002.
  6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. – М., 1996.
  7. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (раздел «История Средних веков»).
  8. Сайт: http://krugosvet.ru/taxonomy/term/13 – Онлайн энциклопедия «Кругосвет» (раздел «История и общество»).
  9. Сайт: http://www.hrono.ru/index.php – Хронос: Всемирная история в Интернете.
  10. Сайт: http://www.5rt.ru – Сайт «Мир Средневековья».
  11. Сайт: http://pochemuchca.ru/srednev.html – сайт «Почемучка» (раздел «История Средних веков»).
  12. Сайт: http://ritterburg.ru – Сайт о рыцарях и Средневековье.
  13. Сайт: http://www.goldenfish.nm.ru/ – Загадки цивилизации майя.
  14. Сайт: http://byzantion.ru – Сайт «Византийская держава».

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Народы, проживавшие за пределами Европы, развивались в Средние века крайне неравномерно. И каждый народ имел свои примечательные особенности.

В VI в. Под ударами кочевников пала империя Гуптов. Закончился золотой век Древней Индии. Индия распалась на множество княжеств. Начался долгий период раздробленности и междоусобиц. Несмотря на это, устройство общества и хозяйственная жизнь во всех частях Индии в течение столетий оставались почти такими же, как в поздней древности.

Китай в Средние века был огромной страной, сравнимой по территории, населению, достижениям культуры со всей Европой. С севера на страну постоянно нападали кочевники, но Китай каждый раз возрождал было могущество.

Расположенная на островах, а потому защищённая от кочевников и достаточно изолированная от других стран, Япония тем не менее находилась под огромным влиянием Китая. И всё же развитие её общества, государства и культуры отличалось большим разнообразием.

В своём развитии Америка сильно отличалась от Европы, Азии и Африки. Но здесь тоже возникли государства, расцвели цивилизации майя, ацтеков и инков, достигшие значительных успехов в ремёслах, науках, архитектуре и искусстве.

На сегодняшнем уроке вы узнаете, каковы были основные достижения народов Азии и Америки в эпоху Средневековья.

Средневековая Индия подвергалась нашествиям мусульман, но сохранила религиозное и культурное разнообразие. Устройство власти и общества диктовала кастовая система. После падения империи Гуптов, завоеватели, смешавшись с верхушкой местного населения, образовали касту раджпутов. Их правители – раджи – создали более 200 княжеств.

В XIII в. из владений мусульман на севере Индии образовалось государство со столицей в Дели – Делийский султанат. Вторжение войск Тимура в 1398 году окончательно ослабило это государство.

Индия была чрезвычайно богатой страной. Индийские мастера делали изящные золотые и серебряные сосуды с тонкой чеканкой, умели хорошо шлифовать драгоценные камни, обрабатывать слоновую кость, делать тонкие ткани из хлопка; процветала торговля; архитектура отличалась удивительным разнообразием; врачи умели делать операции; существовали обсерватории.

В 1211 году войско Чингисхана вторглось в Северный Китай. С конца XIII века Китай стал основной частью Монгольского государства со столицей в Пекине. В 168 году после восстания Красных повязок Китай добился независимости.

Изобретения средневекового Китая уникальны: книгопечатание, порох, фарфор.

Главным видом искусства была живопись. Культура Китая оказала большое влияние на культуру соседних Кореи, Индокитая, Японии.

Культура Китая в период Средневековья развивала традиции древности и оказала огромное воздействие на сопредельные страны, прежде всего на Японию.

Островное положение Японии определили особенности её культуры, хозяйства, политического устройства. В VII - VIII веках в Японии возникла монархия во главе с императором. К X – XII векам сложились крупные земельные владения знати, которая превратилась в дворян – в Европе их называли самураями. С XII века реальным правителем страны стал вождь – сёгун. Сёгунат существовал в Японии до XIX века.

Большое влияние на духовную культуру, обычаи и мораль Японии оказал буддизм. Буддийские монахи были носителями знаний.

В XIV – XV веках возник японский театр, пьесы для которого создавались на основе храмовых и народных легенд и с сказаний.

Главной темой искусства были природа и единение человека с ней.

Цивилизации доколумбовой Америки – майя, ацтеки и инки – создали уникальную культуру и имели своеобразное политическое и общественное устройство. В этих государствах использовался труд рабов, но преобладали свободные земледельцы и ремесленники, большим влиянием пользовались жрецы. Золото и серебро не считались драгоценными, а скапливались как культовые ценности племени.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие между именами известных людей средневекового Востока и сферой их деятельности.

Варианты ответов:

Племена

Территория расселения

1) Тимур

а) японский поэт, создатель особого жанра театрального представления

2) Чингисхан

б) Правитель Самарканда, нанёсший удар по ослабевшему Делийскому султанату

3) Хубилай

в) хан монголов, не сумевший разбить японское войско

4) Сэами

г) хан монголов, завоевавший китайские земли

Правильный вариант:

Племена

Территория расселения

1) Тимур

б) Правитель Самарканда, нанёсший удар по ослабевшему Делийскому султанату

2) Чингисхан

г) хан монголов, завоевавший китайские земли

3) Хубилай

в) хан монголов, не сумевший разбить японское войско

4) Сэами

а) японский поэт, создатель особого жанра театрального представления

Задание 2. Зачеркните название сельскохозяйственных культур, которые не выращивали индейцы Латинской Америки в средние века.

Варианты ответов:

Картофель, сахар, помидоры, кукуруза, табак, рис, хлопок.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Картофель, сахар, помидоры, кукуруза, табак, рис, хлопок.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6