История. 6 класс

Урок 8. Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в Средние века

Конспект урока

История, 6 класс

Урок 08. Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в Средние века

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению исторического процесса формирования средневековых городов.

Тезаурус

Банк – это место, где можно было обменять деньги, отдать их на хранение, перевести в другой город или страну, или взять в долг.

Буржуа, бюргер – так называли полноправных горожан во Франции и в Германии в период Средневековья.

Гильдия – это объединение купцов, примерно соответствующее ремесленному цеху.

Мастер – это ремесленник, в совершенстве владеющий своим ремеслом.

Подмастерье – это помощник мастера, который уже освоил все тонкости своей профессии, но ещё не стал членом цеха – мастером.

Ратуша – это здание, где размещались городские власти.

Цех – это организация средневековых ремесленников одной специальности, живших в одном городе.

Шедевр – это изделие высшего качества, по которому судили о мастерстве желающего вступить в цех.

Ярмарка – это большой рынок, регулярно организуемый в одном и том же месте в одно и то же время.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 2019.
  2. Атлас Средневековья. История. Традиции. – М., 2000.
  3. Иллюстрированная всемирная история. С древнейших времен до XVII в. – М., 1999.
  4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. – М., 1999.
  5. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. – М., 2002.
  6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. – М., 1996.
  7. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (раздел «История Средних веков»).
  8. Сайт: http://krugosvet.ru/taxonomy/term/13 – Онлайн энциклопедия «Кругосвет» (раздел «История и общество»).
  9. Сайт: http://www.hrono.ru/index.php – Хронос: Всемирная история в Интернете.
  10. Сайт: http://www.5rt.ru – Сайт «Мир Средневековья».
  11. Сайт: http://pochemuchca.ru/srednev.html – сайт «Почемучка» (раздел «История Средних веков»).
  12. Сайт: http://ritterburg.ru – Сайт о рыцарях и Средневековье.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как вы знаете, города возникали в наиболее безопасных и удобных местах, часто посещаемых купцами: у стен замка или монастыря, на холме, в излучине реки. В средние века возрождались античные города, а в X – XII вв. в Европе стали строить новые. Города быстро росли. Многие из них обрели свободу от своих сеньоров. В городах быстро развивались ремесло и торговля. Там возникли новые формы объединений ремесленников и купцов. С средневековыми городами связаны важнейшие изменения в жизни и культуре европейских народов во времена расцвета Средневековья.

Как именно формировались средневековые города, как они жили, чем отличались занятия горожан от занятий крестьян? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке.

Благодаря успехам в хозяйстве в X – XI веках в Западной и Центральной Европе возникло много городов.

В XII – XIII веках большинство городов стали самоуправляемыми коммунами. Важным результатом борьбы городов с сеньорами было освобождение горожан от сеньориальной зависимости. Прожив в городе «год и день» зависимый крестьянин становился свободным человеком.

Города были центрами ремесла, владельцы ремесленных мастерских объединялись в цеховые союзы. Города вели активную торговлю по Средиземному, Балтийскому и Северному морям, организовывали торговые компании и ярмарки.

Наряду с натуральным хозяйством возникло товарно – денежное появились менялы, ростовщики и банкиры.

Города стали административными, политическими, хозяйственными и культурными центрами средневековой Европы. Растущим городам требовалось всё больше образованных людей, знающих грамоту, умеющих подсчитывать доходы от торговли, вести дела в городских судах. Особую группу людей, занятых умственным трудом и творчеством называют интеллигенция.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Сгруппируйте товары, в зависимости от того, в каком из двух средневековых центров торговли они преобладали.

Варианты ответов:

Южный центр торговли

Северный центр торговли

Воск

Пряности

Соль

Лес

Шёлковые ткани

Железо

Украшения

Меха

Ковры

Оружие

Правильный вариант:

Южный центр торговли

Северный центр торговли

Пряности

Воск

Шёлковые ткани

Соль

Украшения

Лес

Ковры

Железо

Оружие

Меха

Задание 2. Выберите один ответ. Узкий слой наиболее богатых и влиятельных горожан назывался?

Варианты ответов:

1) интеллигенция

2) патриции

3) придворные

4) гильдия

Правильный вариант:

2) патриции

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6