История. 6 класс

Урок 16. Народы и государства на территории нашей страны в древности

События давно минувших дней

История многочисленных народов, населяющих территорию нашей страны, является составной частью истории России. Каждый народ вносил свой вклад в развитие культуры, языка, хозяйства, т. е. в формирование российской цивилизации. Восстановить ход минувших событий помогают исторические источники: летописи, археологические находки.

Летописи содержат сведения о происхождении восточных славян, о зачатках у них государственной власти, об их отношении между собой и с другими народами. В ткань повествования вплетались различные предания, тексты договоров и законов и прочие документы, многие из которых дошли до нас только в летописном изложении. Но летописи не могут дать полной картины быта, нравов, обычаев.

Археологи изучают прошлое по памятникам материальной культуры: орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, местам погребения и т. д. На помощь учёным приходят лингвистика – наука о языке, фольклористика – наука, изучающая народное творчество и другие вспомогательные исторические дисциплины.

Древнейшие люди начали заселять террарию нашей страны с незапамятных времён. Ещё недавно считалось, что они появились примерно 700 тыс. лет назад на Северном Кавказе, где был тёплый, мягкий климат, богатый растительный и животный мир. Однако археологические открытия последних десятилетий заставили уточнить эту датировку. Не так давно в центральном Дагестане и на Таманском полуострове были обнаружены следы пребывания древнего человека, возраст которых от 500 тыс. до 1 млн лет.

Как же первобытным людям удалось выжить и заселить территорию современной России? Какие орудия труда они использовали? Как было организовано их общество? Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.

Цели и задачи урока

Цель: познакомить с процессом появления первых людей и государственных образований на территории современной России.

Задачи:

-познакомить с древнейшими стоянками на территории нашей страны;

- рассказать о влиянии природно-климатических условий на образ жизни народов; 

- дать информацию о скифах и греческих городах-государствах северного Причерноморья. 

Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

- о заселении территории нашей страны человеком;

- об основных занятиях людей в древности;

- о значении понятий: каменный век, присваивающее хозяйство, ледниковый период, палеолит, мезолит, неолит, неандерталец;

- о связи между деятельностью и развитием общества;

мы научимся:

- определять хронологические рамки изучаемого периода;

- давать краткое описание внешности, образа жизни древних людей (жилища, одежды, орудий труда);

мы сможем:

- приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека;

- объяснять отсутствие точных дат в древнейший период жизни человечества.

Эпоха неолита

Какими новшествами в жизни человека ознаменовался период неолита? Выберите несколько вариантов ответа.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6