История. 6 класс

Урок 29. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII –XIV вв.

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII–XIV вв.
Необходимо запомнить

ВАЖНО!

В памятниках русской культуры середины XIII–XIV вв. мы находим отражения событий, происходивших в истории нашего государства. Монгольское нашествие 1237–1240 г. нанесло огромный урон культуре. Только с середины XIV в. начинается оживление культуры. В XIII–XIV вв. оформляются новые жанры литературы: исторические песни и воинские повести. В XIV в. возрождается каменное строительство, в Москве начинает создаваться ансамбль Московского Кремля. На Руси складываются две традиции каменного зодчества и иконописи: московская и новгородская. Крупнейший русский живописец XIV в. византийского происхождения Феофан Грек начал свою деятельность на Руси в Новгороде, а продолжил творчество в Москве. Создал свои первые иконописные произведения в Московском княжестве и другой прославленный мастер – Андрей Рублёв. Он участвовал в росписи кремлёвского Благовещенского собора, однако расцвет его таланта пришёлся на XV в.

Иконостас
Как устроен иконостас

Иконостас Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.XVI в

Иконостас Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.XVI в

Русский высокий иконостас сформировался к XV в. В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое. Нижний называется местным, потому что в нём есть местная икона. Это икона праздника или святого, в честь которого построен храм. В середине местного ряда, во всех храмах находятся Царские Врата. На них всегда изображают сцену Благовещения. Справа от Царских врат икона Спасителя Иисуса Христа, за ней – местная икона. Ещё правее, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Далее южной двери могут быть другие иконы. Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, слева от неё – северная дверь и другие иконы. Второй снизу ряд называется праздничный, в нем расположены иконы 12 главных христианских праздников. Третий ряд – это деисусный ряд. В центре этого ряда по обеим сторонам от Иисуса Христа, сидящего на троне, стоят в молитвенных позах Богородица и Иоанн Предтеча, а справа и слева от них – иконы апостолов, святителей (святых епископов) и архангелов. Четвертый ряд – пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета: Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других. Пятый ряд – праотеческий. Праотцы – это библейские персонажи, патриархи израильского народа, Авраам, Исаак, Иаков, Ной. Таково традиционное устройство иконостаса.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6