Мы освоили учебный материал, обобщили его, повторили основные термины, изученные в 6-м классе. А теперь поговорим о задачах, которые вы будете решать на каникулах. Самостоятельно. Творчески. Ответственно.

И прежде всего, скажем о тех возможностях, которые предоставляет Интернет – юным читателям, любознательным школьникам. В течение учебного года вы выполняли задания, связанные с использованием Всемирной Паутины. А на каникулах накопленный вами опыт станет вообще незаменимым. Потому что куда бы вы ни уехали на отдых, есть у вас доступ к библиотеке или нет, - Интернет с вами практически повсюду. И вместе с доступом в сеть – открывается доступ ко множеству ресурсов, на которых легально, не нарушая чужих авторских прав, можно искать и находить разнообразные книги.

Одна из важнейших ссылок (мы ее уже давали, но повторим) ведет нас «Российский образовательный портал», подготовленный Министерством образования и науки РФ http://www.litera.edu.ru. Здесь размещены многие произведения, изучаемые в школе и за ее пределами. Другой сайт, также знакомый вам, называется «Русская виртуальная библиотека»: http://www.rvb.ru. В некоторой части собрания Российского образовательного портала и Русской виртуальной библиотеки совпадают, в некоторой – различаются. Так что, если не нашли то или иное произведение там, ищите здесь.

На сайте «Библиогид», созданном Российской государственной детской библиотекой, можно узнать о новых книгах, прочесть рецензии на них: http://bibliogid.ru.Тут представлена самая новая, самая свежая информация; а рядом, на сайте самой РГДБ, есть замечательный раздел «Электронная библиотека»: http://arch.rgdb.ru/xmlui/ . В нем представлены как лучшие книги детских писателей, так и оцифрованные диафильмы, журналы, газеты; обязательно ознакомьтесь в этим ресурсом.

Но в Интернете есть и другие платформы, незаменимые для уроков литературы. Так, в  России много прекрасных литературных музеев. Главный из них – Государственный литературный музей. Сайт Гослитмузея находится по адресу: http://goslitmuz.ru. В верхней части экрана вы увидите названия разных музеев, входящих в состав единого большого комплекса: Чехова, Пастернака, Герцена... В их списке, как ни странно, нет имени величайшего из русских писателей, Пушкина, хотя именно он находится в центре русской культуры; ее даже называют иногда пушкиноцентричной, по аналогии с гелеоцентричной моделью мира. Но это не упущение! Просто у нас есть несколько самостоятельных музеев, с Пушкиным связанных, и, соответственно, несколько музейных сайтов, которые мы рекомендуем изучить.

Один из них – сайт Музея А. С. Пушкина в Москве. (Не путайте с Музеем изобразительных искусств ИМЕНИ А.С. Пушкина; о нем речь ниже). Проходим по ссылке: http://www.pushkinmuseum.ru. В правом нижнем углу нажимаем на плашку «информация», всплывает справка – что именно мы сейчас с вами видим на экране, какой зал, какой предмет, как он связан с пушкинской жизнью и творчеством. Фактически, это не просто сайт, а настоящий виртуальный музей. Появляется стрелочка в кадре, мы нажимаем на нее, мысленно переходим в следующий зал. Где бы вы ни находились, в какой точке страны или мира, всегда можно воспользоваться виртуальной экскурсией по пушкинскому музею: http://www.pushkinmuseum.ru/sites/default/files/pano/expo/gmp_01p.html. Она начинается с парадной лестницы и ведет нас вглубь музейного пространства…

О другом великом пушкинском музее, находящемся по адресу: Санкт-Петербург, улица Мойка, 12, поговорим в 7-м классе. (Надо же что-то оставить и на следующий учебный год! J). А сейчас перейдем на музейный сайт другого русского писателя, с творчеством которого вы познакомились: Иван Сергеевич Тургенев, В Москве есть его музей-квартира (обратите внимание, в одном случае мы говорим – музей писателя, в другом музей-квартира, потом в нашем обзоре появятся музейный комплекс, музей-усадьба, музей-заповедник; это все разные типы литературных музеев). Сайт музея-квартиры Ивана Сергеевича Тургенева расположен по адресу: http://www.pushkinmuseum.ru/sites/default/files/pano/expo/gmp_01p.html. Здесь тоже имеется возможность совершить виртуальную экскурсию.

А теперь переместимся в музей-заповедник Михаила Юрьевича Лермонтова в Тарханах, где прошло его детство: http://www.tarhany.ru. Здесь виртуальная экскурсия начинается сразу от музейных ворот, а дальше маячок ведет нас на территорию усадьбы: к памятнику поэта, в барский дом, дом ключника, людскую избу или церковь Марии Египетской: http://www.tarhany.ru/museum/virtualnaja_jekskursija.

Почему в музее Пушкина экскурсия начинается только с парадной лестницы, а в музее-заповеднике Лермонтова – сразу у музейных ворот? В том и дело, что типы музеев разные. Если он назван заповедником, значит, нам будут не только рассказывать о самом писателе, поэте, но и показывать его связь с природной средой, исторической реальностью, окружающей архитектурой. Поэтому экскурсия, конечно, будет захватывать не только музейные залы, но и прилегающую территорию.

Еще один музейный сайт, с которым мы вам предлагаем познакомиться на каникулах, посвящен Н. В. Гоголю: http://www.domgogolya.ru/museum/. Проходим по ссылке, и попадаем в его Мемориальный музей и научную библиотеку его имени.

Когда вы в следующем году будете готовить презентации, посвященные отечественным писателям, приведенные ссылки помогут вам в работе. Но литература, и мы в этом с вами уже неоднократно убеждались, не существует в безвоздушном пространстве. Она связана с контекстом эпохи. Она связана с изобразительным искусством. Она связана с технологиями. Она связана с географическими открытиями. Со всей жизнью, окружающей нас. Поэтому для того, чтобы всерьез говорить о литературе, мы должны знать, чем Интернет помогает человеку, желающему поближе познакомиться с изобразительным искусством.

Вот ссылка, открывающая нам виртуальный вход в один из лучших российских и мировых музеев, Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/?lng=ru. Здесь нам предоставлена возможность пройти через залы дворца, ощутить грандиозный объем этого великого дворца. Но есть и другая, не менее важная, функция: мы видим отдельные картины и скульптуры из коллекции, внимательно их разглядываем, изучаем.

Если Эрмитаж посвящен искусству мировому, то Государственная Третьяковская галерея, расположенная в Москве, знакомит нас прежде всего с искусством – русским. Сайт ГТГ позволяет понять, как она устроена, вывести на экран отдельные картины: http://www.tretyakovgallery.ru. Их тоже можно и даже нужно использовать в своих презентациях на уроках литературы. Например, показывая портреты прототипов тех героев, о которых писали русские классики. Сравнивая характерные пейзажи, городские ландшафты той поры, отраженные в искусстве и описанные в литературе...

В России так много прекрасных музеев, что невозможно их даже бегло перечислить – ни за один урок, ни за два, ни за пять. Но хотя бы еще один сайт, конечно, надо знать. Это сайт Государственного музея изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина: http://www.virtual.arts-museum.ru/data/vtours/main/index.html?lp=1_6&lang=ru. ГМИИ – тот самый музей, который создал отец Марины Ивановны Цветаевой (мы говорили о нем, когда обсуждали стихотворение «Книги в красном переплете»).

Но поскольку русская литература всегда существовала в контексте мировой, была ее закономерной и великой частью, мы с вами должны знать, где искать виртуальные копии самых известных картин и скульптур, находящихся в музеях мира. Есть место в Интернете, где эти цифровые копии собраны: https://www.google.com/culturalinstitute/beta/asset/_/bgHa_nK-PGkmMw. Внизу страницы вы увидите три опции, три раздела – «Искусство», «История», «Чудеса света». «Чудеса света» нам тоже пригодятся, ведь литература теснейшим образом связана и с географией. Но прежде всего мы будем пользоваться разделами «Искусство» и «История». Причем, обратите внимание, здесь есть возможность делать запросы и по-английски, и по-русски, достаточно задать параметры языка: русский.

В разделе «Искусство» ищем подраздел – «Художники» (их имена даны по алфавиту, так что легко искать): https://www.google.com/culturalinstitute/beta/category/artist. А в «Истории» особо ценен подраздел «Время», позволяющий увидеть и понять, как в искусстве изображались исторические эпохи: https://www.google.com/culturalinstitute/beta/time?date=1800. Здесь приведена шкала времени. На ней ищем интересующую нас эпоху, нажимаем плашку, и высвечиваются те картины, которые ту эпоху отображают.

И еще одна ссылка, которая формально выходит за пределы курса литературы, но самом деле весьма нам помогает в работе: http://conema.mosfilm.ru. Киностудия «Мосфильм» разместила в открытом доступе практически все фильмы, снятые на ней в советское время, в том числе и экранизации, о которых мы много уже говорили, и еще будем не раз говорить.

Но приступая к самостоятельной работе с интернет-ресурсами, вы должны помнить как минимум об одной опасности. Посмотрите видеоурок: в нем приведена картинка, взятая нами из сети. Это изображение Пушкина, которое люди, картинку разместившие, именуют фотографией. Но никакой фотографии Пушкина нет и быть не могло!

Задание для самостоятельной работы. С помощью поисковых систем найдите объяснение, почему не сохранилось (и не могло сохраниться) ни одной фотографии А. С. Пушкина. Для правильного ответа необходимо вспомнить год смерти Пушкина, и узнать, в каком году и в какой стране появился первый в истории фотопортрет.

Такого рода интернет-изображения (или тексты) называются фейками, то есть фальшивкой, подделкой. Мы показали вам откровенный фейк, чтобы напомнить: Интернет дает невероятные возможности творческого поиска, и в то же время часто обманывает, уводит по ложным следам. Как же быть? Как не попасться в ловушку фейка и не принять искаженную информацию за истинную? Здесь нужно следовать одному простому правилу, которому нас учит информационная культура: проверяй дважды. Любая информация, если она получена из не до конца достоверного источника, как минимум, дважды должна быть подтверждена из других источников. Заходите на другие ресурсы. Проверяйте, правильная ли цитата, верная ли дата…

Домашнее задание на лето тоже связано с Интернетом. Пройдите по ссылке на ресурс, созданный не для вас, а для ваших учителей: http://slovesnik.org/chto-chitat/letnee-chtenie/6-klass.html. По этому адресу находится сайт для учителей, созданный «Гильдией словесников». Но там есть страничка (именно на нее мы вас и выводим), адресованная школьникам. Здесь приведены списки литературы на лето, которые лучшие российские учителя дают своим ученикам. Что-то, может быть, вы уже читали. Что-то, может быть, вас не заинтересует. Но у вас есть возможность самостоятельно, для себя, составить список книг на лето. Выбрать. Желаем вам счастливого чтения. До встречи в следующем учебном году.