Цель: формирование    представления    о    Мировом    океане,    как    единстве    водного пространства Земли.

Задачи:

1. Изучить особенности частей Мирового океана;
2. Изучить особенности свойств вод Мирового океана;
3. Сформировать представления о значении Мирового океана для человека;
4. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:
Готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:
Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий.
Способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные:
Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

 

ХОД УРОКА

Этап урока - Организационный момент

 Деятельность учителя:

Приветственное  слово:   -  Добрый  день!  Сегодня  для  вас  проведет урок                                                                       .
В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.

Сопровождение:

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка  для скачивания рабочего листа.

Этап урока - Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя:

Мы начинаем изучать самую большую часть гидросферы.
Тема нашего урока: «Мировой океан».
Нам сегодня предстоит узнать:
1.        Сколько все же на Земле океанов;
2.        Выделить части гидросферы;
3.        Узнать о свойствах вод Мирового океана.

Сопровождение:

На экране появляются свитки бумаги. На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Этап урока - Актуализация знаний

Деятельность учителя:

Все водное пространство Земли называют Мировым океаном. Но водные массы, рельеф дна в различных частях океана отличается. Эти различия позволяют выделить части океана. Физическая карта мира с обозначенными  океанами.

Сопровождение:

На экране появляется Физическая карта. Учитель закадрово комментирует.

Этап урока - Изучение нового материала

Деятельность учителя:

Самыми крупными участками мирового океана, разделенными материками являются океаны. В кадре представлена физическая карта мира. А  сколько  на  карте  можно  увидеть  океанов?  При  упоминании    названия океана границы его подсвечиваются.

Самым большим, самым древним, самым глубоким океаном является Тихий океан.

Второй по величине и самый соленый океан – Атлантический. Самый жаркий океан – Индийский

Самый маленький океан – Северный Ледовитый. Но это не все! С 2000 года на картах появляется пятый – Южный океан, но не все страны его признают. Южный океан выделен Международным Гидрологическим союзом, Россия же не признает его выделение, хотя на многих картах и в атласах он есть. Меньшая часть Мирового океана, прилегающая к материку или вдающаяся в него – море.

В кадре схема

6

Частью океана, прилегающей к материку или вдающейся в него, является море. Отличаются от океана моря свойствами вод и особенностями живых организмов.

Окраинные моря располагаются на окраине материка (шельфе) и частично обособлено от океана островами, полуостровами и подводными поднятиями. Окраинные моря Северного Ледовитого океана особенно тесно связаны с океаном (выделить их на карте).

Внутренние моря, как правило, глубоко вдаются в сушу, при этом, сообщаясь с  другим  морем  проливом,  как  например,  Средиземное  и  Черное      моря

 (выделить их на карте).

Межостровные моря расположены, в основном, среди архипелагов. Как например, Сулавеси и Яванское. (выделить их на карте).

Частью моря или океана, глубоко вдающейся в сушу является залив. Залив имеет свободный обмен водой с основной частью моря или океана. Как, например, Бенгальский залив.  (выделить их на карте).

Узкими водными пространствами, разделяющими участки суши или соединяющими соседние моря и океаны являются проливы.

Например, Гибралтарский пролив, отделяющий Африку от Европы.  (выделить их на карте).

Для транспортных или каких-либо хозяйственных нужд люди создают искусственные проливы – каналы. Самыми важными каналами в зависимости от того, где сформировались водные массы, они различаются своими свойствами. Свойствами вод являются: солёность, температура и прозрачность.

Средняя температура поверхностных вод составляет + 17⁰ С. При этом, температура понижается по мере удаленности от экватора к полюсам. Это вызвано изменением угла падения солнечных лучей, и, как следствие, сокращением количества получаемого тепла.

 3

Температура в океане изменяется и с глубиной. При этом, изменяется она до верхнего 200-метрового слоя. Это объясняется тем, что солнечные лучи  могут   проникать   и   прогревать   только   эту практически не изменяется и составляет около +4⁰С.

Еще одним свойством вод Мирового океана является солёность. Солёность – количество минеральных веществ (в граммах), растворенное в 1 л воды. Средняя соленость Мирового океана составляет 35 грамм в 1 литре (Показать

 на экране с записью, чтобы было понятно, что означает солёность). Для того, чтобы вы представляли это значение растворите в литровой бутылке 3,5 чайных ложки соли (в одной чайной ложке 10 грамм). (Можно снять это на  экране).

Но такое обозначение солености не принято. Соленость измеряют в промилле

‰. Промилле – тысячная доля числа. 35 грамм соли в одном литре воды соответствует солености 35‰.

Соленость не везде одинаковая. Наибольшее значение солености  

5

В Северном Ледовитом океане соленость значительно ниже. Опресняют соленую воду впадающие реки и тающие льды.

Прозрачность вод зависит от содержания примесей. Прозрачность вод можно определить по цвету воды в океане. Наиболее прозрачными являются центральные части океана. Цвет воды здесь ярко-синий.

4

Впадающие реки несут в океан множество загрязняющих веществ, в результате чего прозрачность снижается, а вода приобретает мутно-желтый.

7

Прозрачность вод определяется с помощь опущенного в воду 30 сантиметровго диска Секки. Глубина исчезновения диска Секки из вида считается показателем прозрачности.

9

Этап урока - Обобщение и систематизация

Деятельность учителя:

Перед вами рабочий лист. Прочитайе задание в нем. Последовательно выполняйте задания.
Запишите тему нашего урока;
Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем);
Сегодня мы узнали много о Мировом океане. Заполните кластер, обозначив в нем характеристики свойств вод Мирового океана.
Дайте определение водных масс. Запишите его в рабочие листы.
Задачи есть не только в математике, но и в географии. В ваших рабочих листах представлены задачи. Решите их.
В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.
Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока. Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.

Этап урока - Рефлексия 

Деятельность учителя:

Подведем итоги!
На экране всплывают слайды с вопросами. Учитель отвечает на вопросы.
-   О каких частях Мирового океана вы сегодня узнали? Об океанах, морях, заливах, проливах.
Какие свойства вод Мирового океана можно назвать?
-   Соленость, температура, прозрачность.

 

Домашнее задание

Тест (указать, где его можно скачать)

1. Выберите верный ответ:

Водная оболочка Земли -
А) гидросфера
Б) атмосфера
В) литосфера
Г) биосфера

2.    Вставьте пропущенное слово:

Часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу и свободно обменивающаяся  водой с остальной частью моря или океана, называется                                     .

3.  К внутреннему морю относятся:
А) Черное
Б) Карское
В) Яванское
Г) Средиземное

4. К окраинному морю относятся:
А) Красное
Б) Лаптевых
В) Яванское
Г) Средиземное

5. Перечислите  свойства вод Мирового океана                                                                          .

 

Спасибо за внимание! До новых встреч! 

 

 

Рабочий лист

Тема урока:                                                                                                                         

Цель:                                                                                                                                   

 

1. Заполните кластер:

Свойства вод Мирового океана:
____________________________________ измеряется в ‰. 32 ‰ =
_________________________________________________________
___________________________________________ измеряется в С °

Водные массы - ___________________________________________

 

2.      Решите задачу

1. Сколько соли растворено в 1 литре воды Тихого океана, если известно, что соленость составляет 32 ‰?
2. Какова соленость Красного моря, если известно, что в 1 л воды растворено 42 г соли?
3. Воду какой солености мы получим, если растворим в 2 л воды 7 ч. ложек соли (70 гр)

1