Цель: формирование представления о видах движения вод в океане.

Задачи:

1.        Изучить особенности возникновения и закономерности распространения ветровых волн;
2.        Изучить особенности возникновения и закономерности распространения в океане цунами;
3.        Изучить особенности возникновения и закономерности распространения в океане приливов и отливов;
4.        Изучить псобенности распространения в океане течений;
5.        Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:
Готовность обучающихся к  саморазвитию  и  личностному самоопределению.
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:
Освоение обучающимися межпредметных   понятий и универсальных учебных действий.
Способность   их   применения   в   учебной, познавательной    и социальной практике.

Предметные:
Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества

 

ХОД УРОКА 

Этап урока - Организационный момент

 Деятельность учителя:

Приветственное    слово:    -    Добрый    день!    Сегодня    для    вас    проведет       урок                                                                       .
В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.

Сопровождение:

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Этап урока - Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя:

-  Прогуливаясь по берегу моря, вы часто наблюдали движение водной глади. А некоторые из вас могли стать свидетелями настоящего шторма. В чем причина возникновения этих явлений?
Тема нашего урока: «Движения воды в океане».
Нам сегодня предстоит узнать:
1. Что является причиной возникновения волн на поверхности воды;
2. Какие виды движения вод Мирового океана существуют;
3. Значение движения вод Мирового океана.

Сопровождение:

На экране появляются свитки бумаги. На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Этап урока - Актуализация знаний

Деятельность учителя:

Мировой океан находится в постоянном движении. Посмотрите на фотографии, вы видете не только волновые движения. Вы обращали внимание на прибой и на приливы и отливы.

 7

6

 krasfun.ru korabox.ru

Это все – различные виды движения вод в океане.

Сопровождение:

На экране появляются фотографии. Учитель закадрово комментирует.

Этап урока - Изучение нового материала

Деятельность учителя:

https://yandex.ru/video/search?p=1&   Видео «Волны» с 0-15 сек.

Волнующееся море или океан – частое явление, а вот полное отсутствие волн, или штиль – достаточно редкое явление. https://yandex.ru/video/search?fi «Рябь» 0 -10 сек.

Часто  на  поверхности  воды  можно   увидеть  мелкое  волнение   –  рябь.     Причиной образования и ряби и штормовых волн является ветер. Чем сильнее ветер, тем выше волна и больше ее скорость.

Строение волны выглядит следующим образом: 

-   Самая высшая точка волны – гребень (на экране появляется подпись «гребень»)
-   Самая нижняя точка волны – подошва (на экране появляется подпись «подошва»)
-     Расстояние от подошвы до гребня – высота волны (на экране подпись «высота волны»)
-    Расстояние между соседними гребнями составляет длину волны (на экране подпись «длина волны»).

В Атлантическом океане максимальная высота ветровых волн достигает 25 м, средняя же высота их составляет 1-2 метра. Длина штормовых волн не превышает 250 м. Самые высокие волны на планете наблюдаются в районе 40⁰ южной широты, где дуют сильные западные ветры. Эти территории называются «ревущие сороковые».

Наибольшую опасность для жителей побережья представляют цунами. В переводе с японского означает «волна в бухте». Возникнув в открытом океане в результате подводного землетрясения или извержения вулканов, высота волны на поверхности не превышает одного метра. Но волна начинает двигаться с огромной скоростью (более 700 км/ч). При приближении к берегу, длина волны сокращается, а высота – растет. Цунами обрушивается на берег с высоты до 30 метров, принося катастрофические последствия жителям побережья.

4

-   Самая высшая точка волны – гребень (на экране появляется подпись «гребень»)
-   Самая нижняя точка волны – подошва (на экране появляется подпись «подошва»)
-     Расстояние от подошвы до гребня – высота волны (на экране подпись «высота волны»)
-    Расстояние между соседними гребнями составляет длину волны (на экране подпись «длина волны»).

В Атлантическом океане максимальная высота ветровых волн достигает 25 м, средняя же высота их составляет 1-2 метра. Длина штормовых волн не превышает 250 м. Самые высокие волны на планете наблюдаются в районе 40⁰ южной широты, где дуют сильные западные ветры. Эти территории называются «ревущие сороковые».

Наибольшую опасность для жителей побережья представляют цунами. В переводе с японского означает «волна в бухте». Возникнув в открытом океане в результате подводного землетрясения или извержения вулканов, высота волны на поверхности не превышает одного метра. Но волна начинает двигаться с огромной скоростью (более 700 км/ч). При приближении к берегу, длина волны сокращается, а высота – растет. Цунами обрушивается на берег с высоты до 30 метров, принося катастрофические последствия жителям побережья.

3

m.newsrbk.ru

На побережье два раза в сутки вода поднимается, покрывает морское дно и два раза в сутки отступает, обнажая его. Это явление вызвано влиянием силы притяжения Луны на Землю.

Самые высокие приливы ззафиксированы в Северной Америке в заливе Фанди. Их высота достигает 18 метров.

 2

Еще одним водим движения вод в океане являются течения. Течения – постояннный водный поток, возникающий в результате деятельности постоянных ветров. Некоторые течения переносят избытки воды на поверхности океана, некоторые возникают на дне океана.

Теплые течения имеют температуру воды выше окружающей, в холодных течениях температура ниже окружающей воды. (показать карту течений, с указанными стрелками: красные – тёплое течение, синие – холодное течение).

Рассмотрим схему поверхностных течений: от экватора к полюсам движутся теплые водные массы. Встречая на своем пути материки, водные массы отклоняются и продолжают свое движение к полярным широтам, там охлаждаясь, воды возвращаются назад к экватору, неся обратно холодные воды. Таким образом, в океане образутся круговые движения вод, сформированные поверхностными течениями. В северном полушарии круговые движения осуществляются по часовой стрелке, а в южной – против часовой.

8

Этап урока - Обобщение и систематизация

Деятельность учителя:

Перед вами рабочий лист. Прочитайе задание в нем. Последовательно выполняйте задания.
Запишите тему нашего урока;
Какая    цель   была    поставлена   перед    уроком?   Сформулируйте   цена   на   основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем);
Перед вами таблица. Заполните ее, сравнив виды волн. Определите, типы течений и их движение  в разных частях океана.
В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.
Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока. Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно

Этап урока - Рефлексия 

Деятельность учителя:

Подведем итоги!
На экране всплывают слайды с вопросами. Учитель отвечает на вопросы.
- Как и почему у людей изменялось представление о Земле?
(Комментврий: представление людей о Земле зависит от уровня развития общества. С накоплением новых знаний и совершенствованием технологий исследования Земли представление о планете также изменялось).
- Каково современное значение географии?
Современное значение географии состоит в изучении взаимодействия природы и общества для решения глобальных проблем

 

Домашнее задание

Тест (указать, где его можно скачать)

1.Выберите верные ответы:

К волновым движениям вод Мирового океана относится:
А) ветровые волны
Б) цунами
В) течения
Г) рябь

2.    Вставьте пропущенные слова:

Цунами в переводе с японского означает «волна в бухте». Причинами возникновения цунами являются:                                                

3.Причина возникновения приливов и отливов:
А) притяжение Луны на земную поверхность
Б) ветер
В) подводные землетрясения
Г) извержения вулканов

4. Определите, что из вышеперечисленного является характеристикой ветровой волны:
А) высота до 25 м
Б) высота увеличивается при приближении к берегу
В) скорость зависит от ветра
Г) причина образования - землетрясения

5.Определите название процессов:

Дополните определение:
Теплое течение отличается тем, что температура в нем                             окружающей воды.

 

Спасибо за внимание! До новых встреч!

 

 Рабочий лист

 Тема урока:                                                                                                                                   

 Цель:                                                                                                                                             

 

9

 

 10

 

 5

1