Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: формирование представления о видах движения вод в океане.

Задачи:

1.        Изучить особенности строения реки;
2.        Изучить особенности частей реки;
3.        Изучить особенности равнинных и горных рек;
4.        Изучить особенности питания и режима рек;
5.        Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные
Готовность обучающихся к  саморазвитию  и  личностному самоопределению.
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:
Освоение обучающимися межпредметных   понятий и универсальных учебных действий.
Способность   их   применения   в   учебной, познавательной    и социальной практике.

Предметные:
Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества

 

 ХОД УРОКА

Этап урока - Организационный момент

 Деятельность учителя:

Приветственное    слово:    -    Добрый    день!    Сегодня    для    вас    проведет урок                                                                       .
В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.

Сопровождение:

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая  степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Этап урока - Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя:

-   Мы уже успели изучить воды Мирового океана, на суше огромные запасы пресной воды сосредоточены в реках.
Тема нашего урока: «Реки».
Нам сегодня предстоит узнать:
1.        из каких частей состоит река;
2.        что называют бассейном реки;
3.        чем отличаются горные реки от равнинных;
4.        чем питаются реки и каков их режим.

Сопровождение:

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Этап урока - Актуализация знаний

Деятельность учителя:

Каждый из вас хотя бы раз в жизни видел реку. А каковы особенности рек?

Этап урока - Изучение нового материала

Деятельность учителя:

На экране появляется изображение реки с подписью внизу.

Река  –  постоянный  водный  поток,  движущийся  в  выработанном  им  природном углублении – русле.

На фотографии схема строения реки. При комментировании учителя подсвечивается каждая часть.

Река может брать свое начало из озера, болота, родника, стекать с горных ледников или образовываться от слияния двух рек. Место начала реки – исток (Внизу появляется подпись: «Исток – начало реки»). Впадает река в океан, море, озеро или другую реку. Место впадения реки – устье. (Внизу появляется подпись: «Устье – место впадения реки»). Устье обычно расположено ниже истока,  поэтому река  течет от истока к устью.

Расстояние между истоком и устьем составляет длину реки (Внизу появляется подпись: «Длина реки – расстояние между истоком и устьем»).

В реку могут впадать другие реки, называющиеся притоками. Если встать лицом к устью, вниз по направлению течения, то с правой стороны от вас будет правый приток, а с левой – левый. (показать подсвеченный правый приток и подсвеченный левый приток).

Главная река вместе со всеми притоками образует речную систему. Обратите внимание, на разветвленную речную систему Волги.

Вся территория, с которой подземные и поверхностные воды стекают в главную реку, называется бассейном реки. (в кадре обвести бассейн реки Волги).

Граница между соседними бассейнами рек называется водоразделом. Водораздел – самое высокое место. В горах водоразделы проходят по горным хребтам, а на равнинах  по  плоским  возвышенностям,  поэтому определить  границу водораздела бывает трудно.

А теперь давайте сравним горные и равнинные реки.

В кадре два изображения, под ними ячейки, в которых по комментарию учителя всплывает информация.

- У горной реки, в отличие от равнинной, узкая и глубокая речная долина. Горные реки, стекая с гор, отличаются более быстрым течением. На горных реках, прорезающих трудно разрушаемые горные породы, часто образуются пороги и водопады.

   Горная река:
- Узкая    и    глубокая    речная долина;
- Стремительное  течение;
- Наличие порогов и водопадов

Равнинная река:
- Широкая речная долина;
- Спокойное течение.

 Пороги возникают на коротких участках реки, где вода как будто перепрыгивает препятствия из твердых горных пород.

6

При большом перепаде высот, вода падает с большой высоты, образуя водопад

12

Уровень воды в реках постоянно пополняется. Вода в реках пополняется за счет различных источников питания.

Сделать интерактивной схему, при комментарии учителя открывается каждый тип и приводится объяснение.

4

Дождевое              снеговое       ледниковое          подземное         смешанное

Тип питания рек определяется климатом территории. Большинство рек имеет смешанное питание. Смешанное питание характерно для рек умеренного климата.

8

Например, река Волга.

Реки экваториального пояса полноводны круглый год. Уровень воды в них повышается за счет выпадающих осадков.

16

Дождевое питание характерно для реки Конго.

Снеговое питание характерно для рек севера умеренного пояса.

10

Снеговое питание преобладает у большинства рек Финляндии, например у реки Кемийоки.

Подземный тип питания характерен для рек тропического пояса, где выпадает мало осадков.

13

Для Амударьи подземное питание характерно в нижнем течении. Для рек, стекающих с гор, характерен ледниковый тип питания

11

Река с ледниковым питанием – Терек

Поступление воды в реку влияет на ее режим – изменение уровня воды по сезонам года.

Сезонные дожди (вызванные, например, муссонами), весеннее таяние снега и льда приводят к постепенному и длительному подъему уровня воды в реках возникает половодье.

7

Например, половодье на реке Ока, вызванное весенним таянием снега и льда

5

Половодье на реке Амур, вызванное летними муссонами

Дожди часто провоцируют резкий и кратковременный подъем уровня воды в   реках

15

Паводок во Франции на реке Сена, вызванный продолжительными дождями

Паводки и половодья сопровождаются наводнениями, представляющими опасность для человека.

Этап урока - Обобщение и систематизация

Деятельность учителя:

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.
Запишите тему нашего урока;
Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем);
Сегодня вы узнали, из каких частей состоит река. Укажите ее части на схеме. Сравните горные и равнинные реки.
Определите границы бассейна реки Лена.
Пользуясь атласом, определите тип питания различных рек.
В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.
Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока. Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно

Этап урока - Рефлексия 

Подведем итоги!
На экране всплывают слайды с вопросами. Учитель отвечает на вопросы.
-   Как и почему у людей изменялось представление о Земле?
(Комментврий: представление людей о Земле зависит от уровня развития общества. С накоплением новых знаний и совершенствованием технологий исследования Земли представление о планете также изменялось).
-   Каково современное значение географии?
Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем);
Сегодня вы узнали, из каких частей состоит река. Укажите ее части на схеме. Сравните горные и равнинные реки.
Определите границы бассейна реки Лена.
Пользуясь атласом, определите тип питания различных рек.
В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.
Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока. Веселый (показан на экране) – мне было интересно
Грустный (показан на экране) – было не интересно

 

Домашнее задание

Тест (указать, где его можно скачать)

1.        Выберите верный ответ.

Началом реки является:
А) Исток
Б) Приток
В) Устье
Г) бассейн

2.        Дайте понятие:
Территория, с которой в реку стекают поверхностные и подземные воды называется:     __________________________________________________

3.        Выберите варианты ответов: Для горных рек характерно:
А) быстрое течение
Б) медленное течение
В) узкая долина
Г) множество порогов

4.    Соотнесите понятие и определение:

А) паводок
1)  постепенный и продолжительный подъем уровня воды
Б) половодье
2) кратковременный и резкий  подъем воды в реке

Ответ: А2, Б1

5.   Вставьте пропущенное слово:
Если встать лицом к устью реки, т.е. вниз по течению, правый приток будет находится по                                                              руку.

 

Спасибо за внимание! До новых встреч!

 

Рабочий лист

Тема урока:                                                                                                                                   

Цель:                                                                                                                                             

 

Подпишите части реки

 14

3

Определите тип питания рек:

Название реки - Тип питания
Конго - __________________
Енисей - __________________
Кемийоки - __________________
Сырдарья - __________________

 


 
1