Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: формирование представления об озерах и болотах как частях гидросферы

Задачи:

1. Изучить особенности возникновения озёрных котловин;

2. Изучить особенности возникновения и распространения болот;

3. Сформировать представления о значении озер и болот в жизни человека;

4. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные

- готовность обучающихся к саморазвитию личностному самоопределению.

- формирование мотивации к обучению целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий.

- способность применения учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок:

                                                                      

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).

Деятельность учителя

В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.

Сопровождение

Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный этап. Целеполагание

Деятельность учителя

Крупнейшими резервуарами пресной воды на суше являются озера и болота. Озера – крупнейшие резервуары пресной воды, а болота являются источниками питания рек.

Тема нашего урока: «Озёра и болота

Нам сегодня предстоит узнать:

1. Как образовались озёрные котловины;

2. Где расположены самое большое и самое глубокое озеро Земли;

3. Как возникли болота и закономерности их распространения по поверхности Земли;

4. Значение озер и болот в жизни человека.

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.

На первом свитке представлена тема урока

На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Озера – крупнейшие резервуары воды. Ведь только в Байкале содержится 19% всех пресных вод Земли.

Сопровождение

На экране появляется рисунок. Учитель закадрово комментирует.

Изучение нового материала

Озером называется природное углубление на суше, заполненное водой.

Озера расположены в углублениях, называемых озёрными котловинами. Озёрные котловины имеют различное происхождение. Самые древние озера Земли имеют тектоническое происхождение.

Озера могут располагаться в разломах земной коры. Эти озёра имеют вытянутую форму и большую глубину, как например озеро Байкал.

Рис. 1. photostranger.com

 

Рис. 2 topokarty.narod.ru

Озера могут образоваться в прогибах земной коры. Эти озера также отличаются глубиной, но имеют чашеобразную форму. Как, например, Аральское море.

 

geographyofrussia.com

 

orexca.com

Озерными котловинами могут являться кратеры потухших вулканов. Эти озера также отличаются большой глубиной, а водой они заполнялись в результате дождей и подземных источников.

Крупнейшим вулканическим озером Земли является озеро Тоба в Индонезии

img0.liveinternet.ru  

geosfera.org

Озерные котловины образововались в эпоху Древнего оледенения. Ледник передвигаясь, выпахивал котловины, которые впоследствии заполнялись водой. На севере России многие озерные котловины имеют ледниковое происхождение.

Например, озеро Ильмень.

 

  

 

В районах многолетней мерзлоты озерные котловины образовались в результате проседания грунта. Это – термокарстовые озера. Таких озер много в Якутии, например самое крупное из термокарстовых, озеро Ниджили.

 

rulandinfo.ru

В долинах рек часто встречаются озера-старицы, образовавшиеся в результате изменения русла реки в процессе половодья.

 komanda-k.ru

Например, озеро Кузьер в пойме Волги.

В горныхрайонах могут происходить обвалы. Так, в 1911 году обвал на Памире преградил путь реке Мургаб, что стало причиной образования Сарезского озера. Такой тип происхождения озерных котловин – запрудное.

 

https://esp.rt.com

infosport.ru

Карстовые озерные котловины образовались в карстовых воронках, сформированных в результате растворения горных пород, таких, как гипс, известняк и т.п.

Например, Красное озеро в Хорватии

 img-fotki.yandex.ru

Человек также может создавать озера. Искусственно созданные озёра называются водохранилищами. Водохранилища создают для разных целей, но прежде всего, водохранилища способствуют накоплению воды и регулированию уровня воды в реках.

Озера, из которых вытекает хотя бы одна река, называются сточными.

nature.baikal.ru

Озеро Байкал – сточное. В него впадает 336 рек, а вытекает всего одна Ангара. Озеро Балхаш – бессточное озеро

a.d-cd.net

lepsy.ucoz.kz

Сточные озера обычно пресные, бессточные озера отличаются солёной водой.

По берегам рек и озёр, в понижениях рельефа и там, где близко к поверхности подходят подземные воды, формируются избыточноувлажненные участки суши, поросшие влаголюбивой растительностью – болота.

Озера со временем огут превращаться в болота, в результате накопления рыхлых наносов, остатков растений и животных.

Озера и болота имеют важное значение для человека. В озерах сосредоточены огромные запасы пресной воды, озера также обладают биологической продуктивностью. В болотах сосредоточены крупные запасы торфа.

Это интересно!

Самым большим озером Земли является Каспийское море, названное морем  за свои размеры.

Самым глубоким озером Земли является Байкал, имеющий глубину 1637 м

Обобщение и систематизация

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем);

По схеме определите, к какому типу относятся представленные озера? Приведите примеры озер с различными типами озерных котловин. Ответ внесите в таблицу.

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока. Веселый (показан на экране) – мне было интересно

Грустный (показан на экране) – было не интересно

Рефлексия

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами. Учитель отвечает на вопросы.

-   Какое озеро является самым глубоким и почему?

Самое глубокое озеро Байкал, расположенное в тектоническом разломе.

-   Почему Каспийское море названо морем? За размеры

Домашнее задание

Тест (указать, где его можно скачать)

Выберите верный ответ:

1. Тектоническое происхождение имеет котловина озера:

А) Байкал Б) Каспийское море В) Мертвое море Г) Аральское море

2. Самым глубоким озером на планете является: А) Каспийское море Б) Байкал В) Чаны Г) Ладожское

3. Самым большим озером на планете является: А) Байкал Б) Ладожское В) Чаны Г) Каспийское море

4. Дополните определение:

Избыточно увлажненные участки суши, имеющие слой торфа и поросшие влаголюбивой растительностью, называются                                                                     

5. Искусственно созданные озера называются                                 

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока:                                                                                                                                   

Цель: