Цель: формирование представления о гидросфере как водной оболочке Земли и изменениях, происходящих в ней в результате деятельности человека.

Задачи:

1. Изучить особенности влияния человека на гидросферу;

2. Сформировать представления о видах загрязнения гидросферы;

3. Изучить особенности размещения воды по поверхности Земли;

4. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет  урок ______________________

В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

Вы уже знаете, что вода – источник всего живого на Земле. Вся история человечества связана с водой. Воду мы используем и в хозяйственных нуждах и в быту. Но сегодня не всем жителям Земли доступна чистая питьевая вода. И причиной тому может являться человек.

Тема нашего урока: «Человек и гидросфера».

Нам сегодня предстоит узнать:

1. Всем ли сегодня хватает пресной воды;

2. Как человек влияет на гидросферу;

3. Какие виды загрязнения гидросферы сегодня особенно опасны.

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Сегодня водные ресурсы приобретают особу ценность. Многие государства Земли имеют ограниченные запасы чистой пресной воды. Например, для многих жителей Азии и Африки проблема питьевой воды особенно актуальна. Большой недостаток ее приводит к тому, что ежегодно от недостатка питьевой воды умирает до 3,5 млн. людей.

А какими причина мир может быть вызвана нехватка воды?

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

рис.1

Во-первых, резким ростом численности населения. Сегодня на Земле проживает более 7 миллиардов человек, которым ежедневно требуется большое количество воды.

Во-вторых,  возросшим  потреблением  воды.  В  древние  времена  человек  потреблял  до  18

литров воды в день. Сегодня среднесуточное потребление человека доходит до 300-800 литров в сутки.

Особенно большим водопотреблением отличаются жители мегаполисов. Представьте себе, ежедневно вы затрачиваете около 80 литров на принятие ванны или 30 литров, при принятии душа. При стирке вещей расходуется до 100 литров. Это колоссальные потери пресной воды! Большие объемы воды затрачиваются для нужд сельского хозяйства и промышленности. Например, для изготовления 1 тонны бумаги затрачивается 277 тонн воды.

Проблему переброски пресной воды в различные регионы решает строительство каналов. Например, для орошения хлопковых полей в Средней Азии был создан самый протяженный канал – Каракумский канал. Но его создание имеет и негативные последствия. Ведь начало канала у истока реки Амударья. Канал забирает у реки около 45% вод, в результате чего расход воды в реке сокращается и это приводит к обмелению Аральского моря, в которое несет свои воды Амударья.

Но каналы создают не только в засушливых районах. Так, по каналу им. Москвы город Москва получает воды из Волги.

Для накопления запасов вод и регулирования уровня воды в реках, создаются  водохранилища. Водохранилища способны накапливать талые и дождевые воды, которые потом могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека.

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Сегодня мы предлагаем написать вам эссе. На тему: «Что будет с человеком, если вся вода будет загрязнена».
Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами. Учитель отвечает

Спасибо за внимание! До новых встреч!