Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: формирование представления об атмосфере как воздушной оболочке Земли, ее составе и строении.

Задачи:

1. Изучить особенности возникновения атмосферы;

2. Сформировать представления о составе атмосферы;

3. Изучить особенности строения атмосферы;

4. Сформировать представления о значении атмосферы для каждого человека;

5. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: Готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные: Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. Способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные: Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________
В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

Сегодня мы приступаем к изучению новой оболочки Земли. Мы будем изучать оболочку, которая защищает нашу планету от губительного влияния ультрафиолетовых солнечных лучей, поступающих от Солнца, от летящих на Землю метеоритов, а также от перегревания и переохлаждения.

Тема нашего урока: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

Нам сегодня предстоит узнать:
1. Какой состав и строение имеет атмосфера Земли;
2. Как на планете появилась атмосфера;
3. Каково значение атмосферы для каждого человека.

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

На экране представлен видеофрагмент (без звука). За кадром учитель дает рассказ про атмосферу.

Название газовой оболочки Земли – атмосферы, происходит от двух греческих слов: atmos  - воздух и sphaira – шар. Атмосфера окружает Землю и удерживается ее силой притяжения,  находясь между земной поверхностью и ближайшим Космосом.

Атмосфера Земли уникальна! Её состав из смеси  газов и ее мощность, составляющая около 1000 км, способствуют поддержанию Жизни на планете. Взгляните на изображение:

 Так выглядит наша планета из космоса.

Рис. 1. http://spacegid.com/atmosfera-zemli

Голубое свечение вокруг Земли – ее атмосфера. Синий цвет неба определяется наличием в атмосфере кислорода. Кислород рассеивает волны света, придающие синий цвет.  Посмотрим на изображение других планет. Например, Меркурия.

Рис. 2. http://spacegid.com/atmosfera-zemli

Поверхность планеты выглядит пустынной и безжизненной. Атмосфера Меркурия очень тонкая, из-за чего, падающие на ее поверхность метеориты оставляют многочисленные кратеры. Атмосфера Меркурия сильно запылена, из-за чего имеет коричневатый цвет.

По-настоящему враждебной является атмосфера на Венере. При, практически одинаковых массах планет Земли и Венеры, ее атмосфера в 93 раза больше земной. Атмосфера Венеры на 96% состоит из углекислого газа, содержит облака из серной кислоты, а ее температура составляет 461 °С.

 

Рис. 3. http://spacegid.com/atmosfera-zemli

Сопровождение

National Geographic. Атмосфера: Земля, Воздух и Вода. Видеофрагмент с 39.00 – 39.42. (В зависимости от темпа рассказа можно продолжить или сократить). В дальнейшем фотографии, изображающие атмосферу Земли и поверхности Меркурия и Венеры.

Изучение нового материала

Деятельность учителя

Каков же состав атмосферы Земли?

Рис. 4. Образец

(На экране представлена диаграмма, на которой показано процентное соотношение газов, входящих в состав атмосферы). Невидимый нами воздух – это смесь газов, частиц воды и кристалликов льда. В воздухе также присутствуют взвешенные частицы пыли, сажи и органических веществ. 99% от всего объема атмосферы составляет смесь трех газов – азота (78%) (показать долю на экране),  газа без цвета и запаха, одного из самых распространенных веществ на Земле. Кислорода (21%), газа, необходимого для поддержания жизнедеятельности живых существ, и аргона (0,9%).

В состав атмосферного воздуха входит и углекислый газ. Он занимает только 0, 04 % от всего объема газов Земли. В следствие хозяйственной деятельности человека наблюдается повышение концентрации углекислого газа в атмосфере, что влияет на процесс глобального потепления.

Вы замечали, как пахнет свежестью после дождя с грозой? Это запах озона – газа, образующегося в атмосфере из кислорода при электрических разрядах, под действием солнечного излучения. Большая часть озона сосредоточена на высоте 20-25 км. Здесь озон образует «озоновый экран», поглощающий жесткое ультрафиолетовое излучение, являющееся губительным для всего живого. Нарушение целостности озонового экрана, вызванное попаданием в атмосферу атомов хлора, водорода, брома, в результате хозяйственной деятельности человека, приводит к возникновению «озоновых дыр». Такая дыра была обнаружена в 1985 году над Антарктидой. Ее диаметр составлял около 1000 км.

Но состав атмосферы был не всегда такой. В начале своего развития Земля была похожа на Меркурий.

Рис. 5. http://spacegid.com/atmosfera-zemli.html

Тонкая атмосфера легко пропускала падающие метеориты, которые оставляли на ее поверхности многочисленные кратеры. Первыми газами, появившимися на планете 4,3 млрд лет назад, были водород и гелий. Из этих веществ состояла туманность, образовавшая Солнце и окружающие его планеты. Частицы оседали вокруг гравитационных центров планет. Концентрация этих веществ в атмосфере была незначительна. Эти легкие вещества улетали в космос и продолжают улетучиваться и сегодня.

В недрах Земли уже находилось множество веществ. Из вулканов, находящихся на поверхности Земли выбрасывалось большое количество газов – аммиака, углекислого газа, метана. Впоследствии аммиак и метан разложились на азот, который сейчас занимает большую часть атмосферы. Появление кислорода изменило первоначальный состав атмосферы. Кислород выделялся в виде водяного пара из кратеров вулканов, расщепляющийся на водород и кислород од воздействием солнечного ультрафиолета. Но из-за многочисленных химических реакций, происходящих на поверхности Земли, такой кислород не мог долго удерживаться в атмосфере. С появление на планете живых организмов, выделявших кислород его значение в атмосфере достигло 21%.

Избыток образовавшегося кислорода способствовал формированию озонового слоя.

Аргон и гелий – благородные газы, поступающие в атмосферу через микротрещины в литосферных плитах. Из-за своей легкой массы они поднимаются в верхние слои атмосферы и улетучиваются.

В зависимости от температуры и концентрации газов в атмосфере выделяется несколько слоев. Самым нижним слоем атмосферы является тропосфера – «фабрика погоды». Именно здесь сосредоточено 80 % всей массы атмосферы и содержится практически вся вода атмосферы. Название слоя происходит от греческого слова «tropos», означающего «поворот, изменение». В этом слое происходит горизонтальное и вертикальное движение воздушных масс. В тропосфере собираются облака и происходит циркуляция воды. За 8-12 дней, испарившаяся с поверхности Мирового океана вода возвращается назад, проходя через тропосферу. В тропосфере обитает большая часть живых организмов. Границы тропосферы расположены на высоте 7 км на полюсах и 18-19 км на экваторе. В тропосфере происходит постепенное понижение температуры с высотой. На границе со стратосферой температура в тропосфере опускается до - 55 ⁰С.

Тропосфера доступна для воздухоплавания. В 2016 году, нашим соотечественником, Федором Конюховым, был установлен рекорд высоты полета.  Воздушный шар поднялся на высоту 10614 м.

Между тропосферой и стратосферой расположен слой, в котором температура остается неизменной – это тропопауза.

Выше тропосферы простирается стратосфера. Стратосфера расположена до высоты 50 – 55 км. Воздух в стратосфере разрежен, им нельзя дышать. В стратосфере постоянно хорошая видимость, здесь нет облаков, не возникают грозы, не идут дожди. Самолеты и обычно летают в нижних слоях стратосферы. Низкие температуры и разреженность воздуха позволяют оптимально расходовать топливо. В стратосферу запускают зонды, прикрепленные к воздушным шарам. Именно они позволяют передавать информацию о погоде.

Температура в стратосфере с высотой поднимается, до 0 - 1° в верхних слоях.

Над стратосферой расположен слой мезосферы, простирающейся до высоты 80 км. Мезосфера наименее изученная часть стратосферы. Температура в этом слое понижается с высотой до - 90 °С. Воздух в мезосфере очень разрежен,  в результате чего он не рассеивает солнечный свет и не поглощает солнечное тепло. Летать в мезосфере могут только ракеты.

«Августовский звездопад» или метеоритный поток Персеиды происходит в мезосфере. Возникает световой эффект падающей звезды когда космическое тело входит в атмосферу Земли под острым углом и загорается от силы трения.

В верхних слоях атмосферы температура быстро растет. На высоте 500-600 км она достигает +1500 °С. Лежащий над мезосферой слой называют термосферой. В термосфере пролегают орбиты большинства спутников. Здесь, в тропосфере находилась высшая точка полета космического корабля «Восток 1» с первым космонавтом, Юрием Алексеевичем Гагариным – 327 км.

На высоте 800 – 1000 км располагается внешний слой атмосферы – экзосфера. В самых верхних слоях – ионосфере, возникают Полярные сияния. Частицы газов сильно электризуются под воздействием ультрафиолетовых лучей, идущих от Солнца.

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Атмосфера играет важное значение в жизни Земли. Она – среда обитания многих живых организмов. Атмосфера защищает Землю от метеоритов, которые сгорают в ее верхних слоях, не достигая поверхности. Атмосфера удерживает тепло у земной поверхности и защищает ее от перегревания и переохлаждения. В атмосфере содержится влага, сосредоточенная в облаках. Без атмосферы невозможен Мировой круговорот воды.

Сейчас вам предстоит выполнить задание в рабочих листах (указать, где можно скачать).

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем);

На представленной диаграмме подпишите названия газов, входящих в состав атмосферы. Укажите название газа рядом со значением его содержания в атмосфере.

Подпишите названия слоев атмосферы с указанием высоты их простирания (названия и высоту укажите напротив каждого слоя).

Определите, в каких слоях атмосферы происходят следующие явления:

Образования облаков. Персеиды. Полярные сияния. Названия слоев напишите напротив явлений.

Укажите, какое значение имеет атмосфера для Земли?

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- Какие газы входят в состав атмосферы?

- Основными газами, входящими в состав атмосферы являются азот, кислород, аргон

В каком слое атмосферы происходит образование погодных явлений?

Фабрикой погоды является нижний слой атмосферы - тропосфера. 

Спасибо за внимание! До новых встреч!

 

Рабочий лист

Тема урока: _____________________________________________________________________

Цель: __________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

На представленной диаграмме подпишите названия газов, входящих в состав атмосферы:

 

Определите, в каких слоях атмосферы происходят следующие явления:

Образования облаков - ____________________________________________________________

Персеиды - ______________________________________________________________________

Полярные сияния - _______________________________________________________________

Укажите, какое значение для Земли имеет атмосфера?

 

Виды течений ____________________________________________________________________

 

 На уроке мне было: