Цель: формирование представления о температуре воздуха, как важнейшей характеристике погоды.

Задачи:

1. Изучить особенности нагревания земной поверхности;

2. Изучить закономерности распределения температур по поверхности Земли;

3. Изучить особенности суточного и годового хода температуры;

4. Сформировать представления о расчете средних температур и амплитуды колебаний температур;

5. Сформировать представления об особенностях парникового эффекта;

6. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: Готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные: Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. Способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные: Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово: - Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________
В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

Как вы думаете, почему на экваторе жарко, а на полюсах холодно? От чего зависит распределение температур по поверхности Земли.

Взгляните на нашу планету – она имеет шарообразную форму. Если бы наша планета была плоской, как карта, то поступающие на ее поверхность солнечные лучи нагревали все ее части одинаково.

Из-за шарообразности Земли и наклона земной оси, солнечные лучи падают на разные ее части под различным углом.

На экваторе солнечные лучи падают на Земную поверхность под прямым углом. По мере удаленности от экватора, угол падения солнечных лучей становится меньше, уменьшается и количество тепла, получаемого земной поверхностью.

Наибольшее количество тепла получает часть планеты от экватора до тропических широт. Это жаркий климатический пояс. Максимальная температура +58,1 ° была зафиксирована в Ливии, в районе Триполи. Между тропиками и полярными кругами располагаются умеренные тепловые пояса, в которых наблюдается смена времён года. От полярных кругов к полюсам простираются холодные пояса. Здесь, в Антарктиде, в районе полярной станции Восток зафиксирована самая низкая температура -89,2 °С.

Тема нашего урока: «Температура»

Нам сегодня предстоит узнать:

1. Как нагревается воздух?

2. Как изменяется температура воздуха в течение суток и года?

3. Как рассчитываются амплитуда колебаний температур и средняя температура.

4. Опасен ли парниковый эффект?опровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему летом мы предпочитаем надевать светлую одежду, а зимой темную? Дело в том, что светлый цвет отражает солнечные лучи, сокращая нагревание поверхности, а темный цвет – наоборот, поглощает солнечные лучи, способствуя большему нагреву поверхности. То же самое происходит с Земной поверхностью. Её нагревание зависит не только от угла падения солнечных лучей, но также от способности земной поверхности поглощать и отражать солнечные лучи. Светлая поверхность льдов отражает до 80 % солнечных лучей, это еще одна причина низких температур в Полярных широтах.

Больше всего солнечной энергии поглощают воды Мирового океана, накапливающие тепло и сглаживающие разницу между зимними и летними температурами, это влияет на температуру побережья, на котором зимой всегда теплее, чем в глубине континентов. Распаханное поле и вода поглощают около 95% всех солнечных лучей, зеленая трава – до 80%.

Изучение нового материала

Деятельность учителя

Как же происходит нагревание воздуха? Солнечные лучи, проходящие через атмосферу, практически не нагревают воздух. Основное тепло атмосферный воздух получает за счет отдачи тепла от нагревания земной поверхности. Поэтому в тропосфере с высотой температура воздуха понижается. При подъеме на 1 км температура понижается на 6 °С.

Давайте решим задачу. (Сделать анимированное изображение)

Определите, какая температура будет за бортом самолета, летящего на высоте 11 км, при условии, что температура на земной поверхности +20 °С.

(изображение летящего самолета)  с данными для задачи.

На следующем слайде изображается решение задачи

Мы знаем, что в тропосфере температура опускается на 6 °С при подъеме на 1 км.

Соответственно, при подъеме на 11 км температура опустится на 66 °С.

Относительно земной поверхности температура изменится:

20 °С - 66 °С = - 44 °С.

Такой будет температура за бортом самолета, летящего на 11- километровой высоте.

Температура земной поверхности не остается постоянной. Ее изменение происходит по сезонам года вслед за изменением угла падения солнечных лучей на земную поверхность. Особенно проявляются сезонные различия в умеренных поясах.

Прибором для измерения температуры воздуха является термометр. Термометры бывают различными: жидкостными (принцип изменения температуры по изменению объема жидкости, находящегося в корпусе), ртутными (по изменению высоты подъема ртутного столба) и электронные.

Взгляните на график годового хода температуры. Данный график отражает изменение температуры воздуха в Москве в течение года. (Учитель показывает значения на графике).

На оси х (показ) представлены названия месяцев, на ось у (показ) наносят значения температур. Выше оси – положительные (выше нуля), ниже оси – отрицательные (ниже нуля). Затем на график наносят точки, характеризующие среднее значение температур в каждом месяце. Значения показателей температур соединяют линией. Положительных – красной, отрицательных – синей.

Годовой ход температуры характеризуется средними месячными температурами. В Северном полушарии самые высокие значения температуры бывают в июле, самые низкие – в январе.

Но температура также изменяется и в течение суток.

По оси х на этом графике отмечено значение времени (показать).

Самая высокая температура в течение суток наблюдается после 14 ч., когда земная поверхность максимально прогрелась. Самая низкая температура – перед восходом солнца.

По графику можно определить не только максимальное и минимальное значение температур, но и рассчитать их разницу. Разница между самыми высокими (максимальными) температурами и самыми низкими (минимальными) называется амплитудой колебаний температур.

Очень важно уметь анализировать график изменения температуры воздуха. Давайте поработаем с графиком годового хода температуры для города Сочи в 2015 г.

1. Определим минимальное значение температуры. Оно зафиксировано в январе и составляет 8 °С.

2. Максимальное значение температуры зафиксировано в августе и составляет 29,4 °С.

3. Амплитуда колебаний температур (разница между самой высокой и низкой температурой составляет: 29,4°С - 8°С = 21,4°

4. Температуры в Сочи в течение года положительные.

5. По графику можно рассчитать среднее значение температуры в течение года. Для этого сумму всех значений температур разделим на количество месяцев, в которых производились измерения.

(8°+9,2°+ 10,6°+14,9°+ 20,4°+25,3°+28,1°+29,4°+25,5°+20,2°+14,7°+9,8°)/12 = 18 °С. Таким образом, среднегодовое значение температуры для города Сочи составляет 18 °С.

Изменение значений температуры по поверхности Земли можно изучить по картам. На картах точки с равными значениями температур соединяют линиями – изотермами. Обычно на картах показывают изотермы января и июля.

По наблюдениям ученых, начиная с 1860 г. средняя температура у поверхности Земли поднялась на 0,6 °С и в настоящее время продолжает повышаться. Это явление получило название «парникового эффекта». Главная причина его возникновения – углекислый газ, накапливаемый в атмосфере в результате сжигания угля, нефти и газа. Он задерживает поступление в атмосферу тепло от нагретой земной поверхности, поэтому в приземных слоях наблюдается повышение температуры. Если процесс повышения содержания углекислого газа в атмосфере будет продолжаться, то Землю ожидает сильное потепление.

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем);

Сегодня мы узнали об особенностях изменения температуры воздуха у поверхности Земли. Запишите в рабочие листы, какими причинами вызвано неравномерное распределение температур по поверхности Земли.

Определите температуру на вершине вулкана Ключевская Сопка, расположенного на Камчатке, если его высота составляет 4850 м, а температура у подножия +23 °С.

Перед вами график изменения годового хода температуры в городе Севастополе. Определите значение максимальной и минимальной температуры в течение года, рассчитайте значение амплитуды колебаний температур. Рассчитайте среднее годовое значение температуры. Ответы запишите в рабочие листы.

В таблице представлены данные по среднемесячной температуре в г. Москве. (Источник: Гидрометцентр РФ). Рассчитайте амплитуду колебаний температуры и среднегодовую температуру. Ответы занесите в Таблицу 2.

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.

Веселый (показан на экране) – мне было интересно

Грустный (показан на экране) – было не интересно

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- От каких причин зависит изменение температуры воздуха?

Изменение температуры воздуха в нижних слоях тропосферы зависит от угла падения солнечных лучей и отражающей способности поверхности

- В каком месяце в северном полушарии фиксируют самые низкие температуры? В каком самые высокие?

Самые низкие температуры в январе, самые высокие – в июле.

- Как рассчитать амплитуду колебаний температур?

Амплитуда колебаний температур – разница между самыми высокими и самыми низкими температурами.

Домашнее задание

Деятельность учителя

Тест (указать, где его можно скачать)

Спасибо за внимание! До новых встреч!

 

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

1. Какими причинами обусловлено изменение температуры у поверхности Земли:

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2. Воспользуйтесь калькулятором! Определите температуру на вершине вулкана Ключевская Сопка (на Камчатке), если его высота составляет 4850 м, а температура у поверхности + 23 °С

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

3. Проанализируйте график годового хода температуры воздуха в Севастополе в течение года.

 

1. Максимальная температура зафиксирована в _____________, составляет _____ °С

2. Минимальная температура зафиксирована  в _____________, составляет ____ °С

3. Амплитуда колебаний температур составляет ____________ °С

4. Среднегодовая температура составляет _____________ °С

4. В таблице представлены данные по среднемесячной температуре в г. Москве. (Источник: Гидрометцентр РФ). Рассчитайте амплитуду колебаний температуры и среднегодовую температуру. Ответы занесите в Таблицу 2.

 Таблица 1. Среднемесячные температуры в г. Москве

Месяц

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Температура, °С

-9,3°

-7,7°

-2,2°

5,8°

13,1°

16,6°

18,2°

16,4°

11°

5,1°

-1,2°

-6,1°

Таблица 2.

Амплитуда колебаний температур =

Среднегодовая температура =

 

 

 

На уроке мне было: