Цель: формирование представления о влажности воздуха, как важнейшей характеристике погоды.

Задачи:

1. Изучить закономерности содержания водяного пара в атмосфере;

2. Изучить виды влажности атмосферного воздуха;

3. Сформировать представления о причинах возникновения испарения и конденсации;

4. Сформировать представления о видах облаков и причинах их возникновения;

5. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

Как вы считаете, одинаково ли чувствует себя человек, находясь в экваториальном лесу и пустыне? При примерно одинаковых температурах человек по-разному себя ощущает в экваториальных широтах и тропиках.

Все дело во влажности воздуха

Тема нашего урока: «Влажность воздуха»

Нам сегодня предстоит узнать:

1. От чего зависит влажность воздуха?

2. Чем различается абсолютная и относительная влажность?

3. Как образуются облака?

4. Какие существуют виды облаков?

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

В атмосфере всегда содержится некоторое количество водяного пара.  Как же водяной пар попадает в атмосферу?

Вспомним про процесс испарения. Когда вы ставите кастрюлю с водой на плиту, при нагревании воды она начинает превращаться в парообразное состояние – испаряться. Нагревание земной поверхности солнечными лучами способствует возникновению испарения у поверхности Земли. Под влиянием нагревания происходит испарение и с поверхности рек, озер, морей и океанов.

Изучение нового материала

Деятельность учителя

Но воздух может вмещать в себя не всю влагу, а принимать определенное количество водяного пара. Величину содержания водяного пара в атмосфере называют влажностью воздуха.

Абсолютная влажность – количество водяного пара, содержащегося в определенном объеме воздуха. В теплом воздухе обычно содержится больше водяного пара, чем в холодном.

Так, в 1 м³ воздуха при температуре +20 °С может содержаться 17 г водяного пара, в том же объеме воздуха при температуре 0°С может содержаться 5 г водяного пара, а при температуре -20 °С в 1 м³ может содержаться 1 г водяного пара.

Абсолютная влажность воздуха над океанами всегда выше, чем над материками.

Самая низкая влажность на Земле в Антарктиде – составляет сотые доли г/м³. Средняя абсолютная влажность на экваторе 23 г/м³

Отношение количества водяного пара, содержащегося в атмосфере к максимальному его количеству, которое может содержаться при данной температуре, называется относительной влажностью воздуха. Относительная влажность воздуха выражается в процентах. Если в воздухе содержится максимальное количество водяного пара, которое может вместить воздух при данной температуре, то относительная влажность составляет 100%. Этот воздух считается насыщенным.

Относительная влажность не всегда равна 100%. Например, если в воздухе содержится 3 г водяного пара, а при данной температуре воздух может вместить в 1 м³ 5 г, то относительная влажность воздуха составляет: 3: 5 Х 100% = 60%. Это означает, что воздух насыщен только на 60% от того объема водяного пара, который он мог бы вместить при данной температуре.

В экваториальных широтах относительная влажность воздуха всегда высокая (более 85%), в связи с высокими температурами  и высоким испарением круглый год. В полярных широтах относительная влажность воздуха не велика. Здесь на количество поступившего водяного пара влияет низкая температура. Холодный воздух не может вмещать много водяного пара.

Как же влияет влажность воздуха на человека?

Например, высокие температуры легче переносятся при сухом воздухе. При умеренной относительной влажности воздуха, до 70 %, в организме человека усиливается потоотделение и не наступает перегревания.  Потоотделение с тела человека прекращается при большой относительной влажности (более 90%), вследствие этого может наступить перегревание организма. Чрезмерно сухой воздух с влажностью менее 20% высушивает слизистую оболочку верхних дыхательных путей, вызывая воспаления.

Относительную влажность воздуха измеряют с помощью волосного гигрометра. Его действие основано на свойстве обезжиренного человеческого волоса. Волос изменяет свою длину в зависимости от относительной влажности воздуха. Волос удлиняется при увеличении относительной влажности и укорачивается при ее уменьшении.

Для измерения температуры воздуха и влажности используется психрометр. Простейший психрометр состоит из двух стеклянных термометров (спиртовых или ртутных).

Один сухой, другой влажный (смоченного), обернутый влажной хлопчатобумажной тканью. Конец этой ткани опущен в резервуар с жидкостью. При испарении воды происходит охлаждение влажного термометра. Чем ниже влажность окружающего воздуха, тем интенсивнее протекает этот процесс. Следовательно, чем суше воздух, влажность которого определяется, тем ниже будут показания смоченного термометра, тем больше будет разница между показаниями сухого и влажного термометров.

При повышении относительной влажности до 100%, приближающегося к уровню насыщения, начинается конденсация водяного пара.

Явление конденсации вам так же хорошо знакомо. Вспомните, как в прохладное время года теплый воздух, насыщенный водяным паром, в квартире, соприкасаясь с холодной поверхностью стекла, переходит в жидкое состояние. На окне появляются капли воды. То же самое происходит и в воздухе. Конденсируясь, водяной пар превращается в мельчайшие капельки воды. Так над земной поверхностью появляется туман. В условиях низких температур из ледяных кристалликов и капелек воды образуется ледяной туман.

Чаще всего туманы можно наблюдать ясными и прохладными ночами. Так же туманы возникают над водоемами и низинами. При нагревании воздуха, днем, туманы рассеиваются.

Поднимающийся вверх воздух охлаждается и на определенной высоте содержащийся в нем водяной пар превращается в капельки воды, образуя облака. Обычно облака образуются на высоте от 100 м до 8 км. Облака имеют различный вид.

В теплое время года на небе можно увидеть облака причудливой формы. При подъеме потоков воздуха на высоту  от нагретой поверхности почвы и воды наблюдается рост облаков. Это кучевые облака. Если рост облаков продолжается долго, то они становятся темнее и превращаются в кучево-дождевые облака. Кучевые облака – предвестники хорошей погоды. Однако, темнеющие и растущие кучевые облака предвещают грозу.

В сильно насыщенном влагой воздухе образуются слоистые облака, плотно покрывающие небо.  Высота их образования не превышает 2 км. Часто из них выпадают осадки, в виде затяжных моросящих дождей. Иногда эти облака похожи на валы, такой вид облаков называется слоисто-кучевыми.

На большой высоте образуются облака, состоящие из кристалликов льда. Они тонкие и прозрачные, похожие на перья. Это перистые облака. Чаще всего перистые облака предвещают смену погоды.

Совокупность облаков на небосклоне называют облачностью. Облачность измеряется в баллах от 1 до 10. Облачность – важнейшая характеристика погоды.

Облачность зависит от содержания в атмосфере влаги. Большая часть облаков образуется в экваториальных широтах, так как там интенсивно испарение вследствие высоких температур. Чаще всего здесь образуются кучевые и грозовые формы облаков.

Над сушей обычно облачность ниже, чем над океанами.

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем);

Сегодня мы узнали о влажности воздуха. Запишите в рабочие листы определение влажности воздуха.

Укажите виды влажности воздуха. В каких единицах измеряется каждая из них?

Укажите причину образования тумана.

Определите, какие типы облаков указаны на изображении. Запишите их названия, укажите, на какой высоте они образуются и какую погоду предвещают?

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.

Веселый (показан на экране) – мне было интересно

Грустный (показан на экране) – было не интересно

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- Что характеризует влажность воздуха?

Влажность воздуха характеризует величину содержания водяного пара в атмосфере.

- Что показывает абсолютная влажность воздуха?

Абсолютная влажность воздуха – количество водяного пара воздуха, содержащегося в определенном объеме воздуха.

Что показывает относительная влажность воздуха?

Относительная влажность воздуха показывает отношение количества водяного пара, содержащегося в воздухе, к максимальному его количеству, которое может содержаться при данной температуре.

Домашнее задание

Деятельность учителя

Тест (указать, где его можно скачать)

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока: _______________________________________________________________________________________

Цель: ____________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Влажность воздуха - _______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Влажность воздуха_________________________________________________________________________________

Причина образования тумана:

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Подпишите название изображенных облаков. Укажите, на какой высоте они образуются и какую погоду предвещают каждые из них.

Тип облаков

Описание

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

На уроке мне было: