Цель: формирование представления об особенностях образования осадков и их видах.

Задачи:

1. Изучить особенности образования осадков;

2. Сформировать представления о видах осадков;

3. Изучить особенности распределения осадков на Земле;

4. Способствовать развитию умений анализа диаграммы годового хода осадков;

5. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

Каждый раз, перед выходом на улицу, вы смотрите за окно. Вас интересует не только показания температуры на термометре, вам важно знать, не идет ли дождь или снег.

Тема нашего урока: «Осадки»

Нам сегодня предстоит узнать:

1. Как образуются атмосферные осадки;

2. Какие виды осадков выпадают на земную поверхность;

3. Как распределены осадки по поверхности Земли.

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Водяной пар поступает в тропосферу, нижний слой атмосферы, с поверхности Земли в процессе испарения. Водяные пары насыщают воздух, но воздух принимает определенное количество водяного пара. Величина содержания водяного пара в воздухе – влажность воздуха. Различают абсолютную и относительную влажность воздуха. Абсолютная влажность воздуха – количество водяного пара (в граммах), содержащегося в определенном объеме воздуха (1 м³). Отношение количества водяного пара, содержащегося в воздухе к максимальному его количеству, которое может содержаться при данной температуре – относительная влажность.

Поднимающийся от поверхности Земли воздух на определенной высоте начинает охлаждаться и содержащийся в нем пар превращается в капельки воды или кристаллики льда. Из них состоят облака.

Изучение нового материала

Деятельность учителя

Кристаллики льда и капельки воды в облаках очень малы. Представьте себе, в 1 см³ воздуха содержится до 600 капель. Кристаллики льда и капли удерживаются потоками воздуха и не падают на земную поверхность. При понижении температуры в облаке, капельки и снежинки начинают сливаться друг с другом и увеличиваться в размерах. Вес их увеличивается и они выпадают на земную землю в виде осадков.

Для того, чтобы образовались осадки, воздух должен подняться вверх. Это происходит при сильном нагревании земной поверхности. Например, на экваторе, там, где постоянно жарко и высокая влажность воздуха. Нагреваясь от поверхности влажный воздух поднимается вверх. При охлаждении из него начинают выделяться осадки.

http://www.geoglobus.ru

Движущийся горизонтально, влажный воздух может встретить на своем пути горы. Воздух начинает подниматься и охлаждаться. На наветренных склонах гор выпадают осадки.

Так происходит в Индии, в селении Черрапунджи, расположенном в предгорьях Гималаев.Насыщенный влагой воздух встречает на своем пути Гималаи и не может перевалить через них, выпадают осадки. Ежегодно здесь выпадает до 12600 мм осадков.

Запись на экране. Виды осадков

Из облаков на землю осадки выпадают в двух видах – жидком и твёрдом. В жидком виде осадки выпадают в теплое время года. Например, дождь.

Иногда из слоистых и слоисто-кучевых облаков очень медленно выпадают жидкие атмосферные осадки в виде мелких капель – это морось.

Но даже в теплое время года на поверхность земли могут выпадать твердые осадки. Это град – кусочки льда различной формы и размеров.

 Градины состоят из непрозрачного ядра, окруженного несколькими прозрачными и непрозрачными слоями. Град образуется в переохлажденном облаке за счет замерзания некоторых капель. В дальнейшем, из-за сталкивания друг с другом замерзщих капель происходит сростания частиц и образуются более крупные градины. Крупные градины образуются, когда в облаке сильны воздушные потоки поднимающиеся вверх. Восходящие потоки удерживают градины от выпадения на Землю.

Чаще всего размер градин от 1-3 см, но иногда доходит и до 10 см, тогда на поверхность земли выпадают градины размером с куриное яйцо.

Продолжительность града невелика. Обычно 1-2 минуты. Обычно град сопровождается ливневым дождем с грозой.

В тропических и полярных широтах град – редкое явление. Наиболее часто град наблюдается в умеренных широтах.

В холодное время года осадки выпадают в твердом виде. Вам хорошо знаком снег, выпадающий зимой.

 Ранней весной и поздней осенью, при температуре воздуха около 0°С на землю выпадает крупа – вид твердых атмосферных осадков, выпадающих часто вместе со снегом.

В 2010 году в выпусках новостей были показаны следующие сюжеты.

Ледяной дождь в Москве 26 декабря 2010 года (сюжет телекомпении НТВ) (0.18-0.43)

Это последствия ледяного дождя. Ледяной дождь – вид твердых осадков, выпадающих из облаков при отрицательной температуре, чаще всего от 0 °С – (-15 °С) в виде прозрачных шариков льда небольшого диаметра (как правило от 1 – 3 мм). Внутри ледяных шариков находится незамерзшая вода, которая, вытекает из них и превращается в гололёд при разбивании.

Капли дождя из верхних слоев облака проходят сквозь более холодные нижние слои и замерзают. Возникает ледяной дождь в том случае, когда над холодным слоем в тропосфере находится более теплый слой.

Осадки могут выпадать и из воздуха. Из воздуха, насыщенного влагой, соприкасающегося с холодной поверхностью Земли, конденсируют осадки. В теплое время года в ночные и ранние утренние часы на поверхности земли, растениях и различных предметах можно увидеть росу. Роса выделяется из воздуха, соприкасающегося с быстро остывающей земной поверхностью. Воздух у земной поверхности остывает и становится холодным. Холодный воздух не может удерживать такое количество влаги, которое удерживал более теплый.

При опускании температур ниже 0 °С вместо росы образуется тонкий слой кристалликов льда – иней. Его можно наблюдать ранней весной и осенью.

При влажной морозной погоде на тонких и длинных предметах образуются кристаллические или зернистые отложения льда. Обычно изморозь образуется в ясную малооблачную погоду при температуре воздуха от 0 °С до -10°С.

Гололед – нарастающие атмосферные осадки в виде слоя плотного стекловидного льда. Гололёд образуется при замерзании атмосферных осадков, попадающих на холодную поверхность. Связано с выпаданием переохлажденных осадков на земную поверхность. Нарастание гололёда продолжается столько, сколько выпадают переохлажденные осадки.

Запись на экране. Как измеряют количество выпавших осадков?

На метеорологических станциях количество выпавших осадков измеряют с помощью осадкомеров. На всех метеостанциях стоят осадкомерные ведра, из которых наблюдатель в срок 09 и 21 час по Гринвичу, выпавшие за 12-ти часовой период осадки выливает в специальный сосуд, по которому и измеряется истинное их количество. Твердые осадки, то есть снег, растапливаются и специалисты измеряют получившуюся воду.

На экране запись. Как распределены осадки на Земле?

В разных частях Земли количество выпадающих осадков неодинаково. Одним из самых засушливых мест на Земле является пустыня Атакама в Южной Америке. В некоторых местах осадки не выпадают в течение нескольких лет. А среднегодовое количество осадков – менее 10 мм.

Распределение осадков на поверхности Земли зависит от многих условий: температуры воздуха, атмосферного давления, распределения суши и моря, рельефа материков, господствующих ветров и наличия течений.

В экваториальных широтах выпадает большое количество осадков, в тропиках и полярных широтах их количество снижается. В умеренных широтах количество осадков также увеличивается.

Изучить закономерности распределения осадков по поверхности Земли помогают диаграммы годового хода осадков.

На горизонтальной оси (х) отмечены названия месяцев в течение года. На вертикальной оси (у) представлена шкала значений количества осадков.

По данным: http://pogoda.turtella.ru/Crimea/Simferopol/monthly/

(ПОКАЗ НА ЭКРАНЕ). Для построения диаграммы используются данные значений для каждого месяца.

Давайте проанализируем диаграмму годового количества осадков для Москвы.

1. Самое большое количество осадков выпадает в июле – 66, 6 мм

2. Самое меньшее количество осадков выпадает в феврале 23,8 мм

3. Годовое количество осадков составляет 495,4

На картах точки с одинаковыми значениями количества осадков соединяют с помощью изолиний – изогиет. Цветом закрашено пространство между изогиетами.

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Осадки имеют важное значение для человека. Осадки, как элемент погоды и климата влияют на расселение человека по территории Земли. Районы избыточного и дефицитного количества осадков мало пригодны для проживания человека.

Сейчас вам предстоит выполнить задание в рабочих листах (указать, где можно скачать).

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем);

Распределите перечисленные виды осадков по способу их выпадения (из облаков, из воздуха) и по их виду (твёрдые, жидкие): дождь, снег, град, иней, изморось, морось, гололёд, ледяной дождь.

Перечислите условия, влияющие на распределение осадков по поверхности Земли.

В таблице представлены данные по среднемесячному количеству осадков в г. Москве. (Источник: Гидрометцентр РФ). Рассчитайте сумму осадков, выпавших в Москве за год.

Ниже представлена диаграмма годового хода осадков для г. Владивосток. Проанализируйте диаграмму, ответив на вопросы:

1. В каком месяце выпадает наибольшее количество осадков? Укажите значение.
2. В каком месяце выпадает наименьшее количество осадков? Укажите значение.
3. Укажите сумму осадков за год.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.

Веселый (показан на экране) – мне было интересно
Грустный (показан на экране) – было не интересно

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- Какие виды осадков вы знаете?

Дождь, снег, град, иней, морось, роса, иней, гололёд, изморозь, ледяной дождь.

- Как осадки распределены по земной поверхности?

По земной поверхности осадки распределены крайне неравномерно.

Наибольшее количество осадков выпадает на экваторе. В тропиках количество осадков незначительно. В умеренных широтах количество осадков также велико. В полярных широтах количество осадков малое.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

 

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

1. Распределите перечисленные виды осадков по способу их выпадения (из облаков, из воздуха) и по их виду (твёрдые, жидкие): дождь, снег, град, иней, изморось, морось, гололёд, ледяной дождь, роса.

Вид осадков/способ образования

Твёрдые

Жидкие

Из облаков

 

 

Из воздуха

 

 

2. Перечислите условия, влияющие на распределение осадков по поверхности Земли:

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

3. В таблице представлены данные по среднемесячному количеству осадков в г. Москве. (Источник: Гидрометцентр РФ). Рассчитайте сумму осадков, выпавших в Москве за год.

Таблица 1. Количество осадков в г. Москве, мм

Месяц

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Осадки, мм

42

36

34

44

51

75

94

77

65

59

58

56

Сумма осадков за год: __________________________________________________________________

4. Ниже представлена диаграмма годового хода осадков для г. Владивосток. Проанализируйте диаграмму, ответив на вопросы:

1. В каком месяце выпадает наибольшее количество осадков? Укажите значение _____________________________________________________________________________

2. В каком месяце выпадает наименьшее количество осадков? Укажите значение _____________________________________________________________________________

3. Укажите сумму осадков за год
_____________________________________________________________________________

На уроке мне было: