Цель: формирование представления о ветре, как характеристике погоды.

Задачи:

1. Изучить особенности возникновения ветра у поверхности Земли;

2. Сформировать представления об основных характеристиках ветров;

3. Сформировать представления о видах ветров;

4. Способствовать развитию представлений о влиянии ветров на человека;

5. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

Давайте посмотрим видеосюжет.

В Москве из-за сильного урагана в воздухе летали кошки  от 31.03.15  (0.18-0.30).

О причине возникновения таких разрушений мы будем говорить сегодня. Тема нашего урока: «Ветер».

Нам сегодня предстоит:

1. Узнать причину возникновения ветра

2. Узнать какие характеристики определяют ветер как элемент погоды

3. Узнать как строить розу ветров и для чего она нужна?

4. Узнать какие существуют виды ветров

5. Определить значение ветра в жизни человека

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Вспомните, как по поверхности Земли распределены тепловые пояса? Различия в нагреве земной  поверхности влияют на размещение областей давления.

Изучение нового материала

Деятельность учителя

В чем причина возникновения ветра?

Основная причина возникновения ветра – неравномерное распределение атмосферного давления по поверхности земли. Скапливающийся воздух у поверхности земли образует высокое давление (В). постепенно из областей с высоким давлением воздух начинает перемещаться в области с низким давлением. Итак, ветер – горизонтально перемещающийся воздух из области с высоки давлением в область с низким давлением.

На экране надпись: «Характеристики ветра». Важнейшими характеристиками ветра являются его сила и скорость.

Скорость ветра показывает быстроту перемещения воздушных масс. Скорость измеряется в м/с. Для оценки скорости ветра по его воздействию на земные предметы  и по волнению в открытом море. Сила ветра измеряется по двенадцати бальной шкале Бофорта. Шкала Бофорта позволяет переводить скорость ветра в баллы. Так если скорость ветра менее  м/с, то он имеет силу о баллов – штиль. Сильным считается ветер со скоростью  11-12 м/с, имеющий силу 6 баллов. Ветер со скоростью выше 29 м/с, имеет силу 12 баллов – ураган.

Измерить скорость ветра можно с помощью анемометра.

 Наиболее распространенным является чашечный анемометр, состоящий из четырех полусферических чаш, симметрично расположенных на крестообразной спице ротора, вращающемся на вертикальной оси.

Ветер любого направления вращает ротор со скоростью пропорциональной скорости ветра. Современные анемометры могут быть тепловыми и ультразвуковыми.

Для хозяйственной деятельности так же важно знать направление ветра. Направление ветра определяется по той стороне, откуда он дует. Например, северный ветер дует с севера на юг.

 На синоптических картах для отображения направления ветров используются стрелки.

Флюгер – это прибор для измерения направления ветра.

О направлении ветра можно узнать по розе ветров.

Перед вами роза ветров для Москвы.

Вы можете построить розу ветров для своего населенного пункта. Для этого вычерчивается шкала направлений ветра. На ней делениями отмечаются временные единицы (1 деление - 1 день, или 1 деление - 2 дня). Затем на шкале отмечается количество дней с преобладанием направлений ветров. Крайние значения каждого направления соединяются линиями.

Значение розы ветров крайне важно для строительства и размещения производственных, социальных и др. объектов.

Виды ветров – запись на экране.

Как мы узнали ветер – это перемещение воздушных масс из области высокого давления в область низкого. Вы знаете, что на Земле есть области постоянного высокого и низкого давления. Вспомним их. Из областей высокого давления в 30х широтах воздух начинает перемещаться к экватору, к области низкого атмосферного давления, отклоняясь в результате вращения Земли. Из областей повышенного давления 30 широт дуют постоянные ветры западного переноса. В полярных широтах господствуют полярные восточные ветры.

За счет движения Земли ветры отклоняются от своего первоначального направления в северном полушарии вправо, а в южном – влево. Например, южные ветры приобретают в северном полушарии юго-западное направление, а в южном юго-восточное направление.

Сезонные ветры.

В некоторых частях Земли возникают сезонные ветры. Причина их возникновения – неравномерное нагревание земной поверхности, приводящая к сезонной смене давления.

Летом суша нагревается быстрее, нагретый теплый воздух поднимается вверх, поэтому над ней формируется область пониженного давления. Над океаном воздушные массы опускаются, формируя область повышенного давления.

Ветер дует с океана на материк. Формируется летний муссон ,приносящий понижение температуры и осадки. Суша быстрее воды отдает тепло. Зимой суша охлаждается быстрее океана. Холодный воздух тяжелее, над сушей формируется область повышенного давления.

Океан медленнее отдает тепло. Теплый воздух, поднимаясь вверх, способствует возникновением над океаном областей низкого давления. Зимний муссон дует с суши на океан, поэтому зимой в муссонных областях сухо.

Разница в нагревании суши и океана способствует образованию суточных ветров. Из-за большего нагрева суши днем воздух над ней более теплый ,над сушей возникает область низкого давления. Над морем или океаном формируется область пониженного давления.

Летний бриз дует с водоема на сушу. Ночью суша быстро отдает тепло, формируя область высокого давления. Ночной бриз дует с суши на море.

В различных частях Земли возникают местные ветры. В горных районах распространенным ветром является фён. Фён – это тёплый ветер, спускающийся с гор в межгорные долины и предгорья. Возникновение ветра может стать причиной схода снежных лавин, таяния снега.

Зимой с гор в прибрежных районах спускается холодный ветер – бора. Ветер обрушивается к морю с гор. С большой скоростью, понижая температуру и вызывая на море обильный шторм. В нашей стране известна новороссийская бора – ветер ,спускающийся с Кавказских гор к Черному морю.

Надпись на слайде. Значение ветров.

Ветры могут переносить массы теплого или холодного, сухого или влажного воздуха. Вместе с ветром, сформированным над морем, приносится влага на сушу. Над поверхностью моря или океана ветрами формируются волны. Сегодня во многих странах используется энергия ветра.

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем);

Ветер – горизонтальное перемещение воздуха. Укажите стрелками, в каком направлении будет дуть ветер (в каждом случае), если указаны значения атмосферного давления.

Перед вами карта загрязнения атмосферного воздуха г. Москвы. Определите причину крайне неблагоприятной обстановки на юго-востоке города. Можно ли найти причину, изучив розу ветров для Москвы?

Каким прибором определяют направление ветра?

На предложенном рисунке обозначьте стрелками направление ночного и дневного бриза.

Приведите примеры местных ветров и укажите, где они распространены.

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- Почему дует ветер?

Ответ: причина возникновения ветра в разнице атмосферного давления. Ветер – горизонтальный поток воздуха, движущийся из области с высоким давлением в область с низким.

- В каких областях земли дуют постоянные ветры?

Постоянные ветры дуют от 30 широт к экваториальным – пассаты.

От 30 широт к умеренным широтам дуют ветры западного переноса.

В полярных широтах господствуют восточные ветры.

- В какое время года и почему муссоны приносят дождливую погоду?

Муссон – ветер, меняющий направление 2 раза в год. Летом, ветер дует с океана на сушу. Сформированный над океаном воздух насыщен влагой, которую приносит на материк.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

1. Ветер – горизонтальное перемещение воздуха. Укажите стрелками, в каком направлении будет дуть ветер (в каждом случае), если указаны значения атмосферного давления

746 мм рт.ст.                          760 мм рт. ст.

750 мм рт.ст.                      742 мм рт. ст

756 мм рт. ст.                     770 мм рт. ст

2. Перед вами карта загрязнения атмосферного воздуха г. Москвы. Определите причину крайне неблагоприятной обстановки на юго-востоке города. Можно ли найти причину, изучив розу ветров для Москвы?

 

3. Прибором для определения направления ветра является:

а) термометр                                                                     в) флюгер

б) барометр                                                                       г) сейсмограф

4. На предложенном рисунке обозначьте стрелками направление ночного и дневного бриза.

5. Приведите примеры местных ветров и укажите, где они распространены.

Название ветров

Район распространения

 

 

 

 

 

 

На уроке мне было: