Цель: формирование представления о погоде и ее элементах.

Задачи:

1. Изучить особенности метеорологических элементов;

2. Изучить причины изменения погоды;

3. Сформировать представления о составлении прогноза погоды;

4. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

- Каждый раз, выходя из дома вы смотрите прогноз погоды. Но что произойдет, если мы не будем прислушиваться к предсказаниям погоды?

Давайте посмотрим видеосюжет. Москва встала в 10-балльных пробках из-за снегопада от 25.12.2014

Тема нашего урока: «Погода»

Нам сегодня предстоит узнать:

1. Какие метеорологические элементы характеризуют погоду;

2. Какие народные приметы предсказывают погоду;

3. Какое сегодня составляют прогноз погоды;

4. Как работать с синоптическими картами.

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

На прошлых уроках мы изучали температуру, атмосферные осадки, влажность воздуха, давление и ветер. Это все метеорологические элементы, характеризующие погоду.

Изучение нового материала

Деятельность учителя

Погода – состояние тропосферы в данное время, в данном месте.

Погода формируется в нижнем слое атмосферы – тропосфере. Погода крайне изменчива. Погодные изменения могут быть периодическими и не периодическими. Периодические изменения вызваны закономерностями движения Земли. Суточные изменения характеризует изменение хода температур. Как вы уже узнали, температура понижаетс в ночное время и достигает минимальных суточных значений в предрассветные часы. Максимальное нагревание воздуха происходит в послеполуденные часы. Изменение температуры воздуха может сопровождаться изменением направления и силы ветра, облачности, выпадением осадков.

Для погоды также характерны сезонные изменения, вызванные изменением положения Земли относительно Солнца, а значит, количеством поступающего на данную территорию тепла. Наиболее ярко выражены годовые изменения в умеренных поясах, где выражены сезоны года. В жарком и полярном климатических поясах сезонные изменения погоды не выражены.

Надпись на экране. Народные приметы и прогноз погоды.

С давних времен люди стремились предсказывать погоду. Люди наблюдали за изменениями в природе и по ним пытались определить, какая погода будет на следующий день. Так, по наблюдениям людей, возникли народные приметы. Некоторые из них вам хорошо знакомы.

Облака плывут высоко – к хорошей погоде.

Воробьи купаются в песке – к дождю.

Птицы низко летают и сильно кричат – к ненастью.

Квакают лягушки в пруду – к дождю.

Ласточки низко летают – к дождю.

Днем цветы закрываются – к дождю.

Птица клюв под крыло прячет – к холоду.

Деревья инеем покрылись – к метели.

Зимой дым стоит столбом – к морозу.

Как мы видим, народные приметы, предсказывающие изменение погоды, существовали в каждое время года.

Но крайне важно было для крестьян знать «прогноз погоды» на длительный период. Полная зависимость земледельцев от погодных условий заставляла людей быть наблюдательными, замечать любые изменения в природе и устанавливать связи и закономерности в различных явлениях.

Например, дождливое ли будет лето, много ли снега ожидать зимой. Так, по некоторым дням люди составляли длительный прогноз погоды.

На Руси существовал народный календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни. Описывал месяц за месяцем по дням, каждому дню соответствовали свои народные праздники, обычаи, суеверия, традиции, народные приметы и явления.

Надпись на экране. Как составляют прогноз погоды сегодня?

Тропосфера, являющаяся «фабрикой погоды» - объект исследования ученых метеорологов. Составление прогноза погоды – важное и ответственное дело.

Прогноз погоды – это предсказание предстоящего состояния погоды, основанное на научном анализе его изменений. Синоптиками составляется краткосрочный прогноз (1-2 суток), среднесрочный прогноз (до 10 суток) и долгосрочный прогноз (на месяц или сезон года).

Наиболее точными являются краткосрочные предсказания погоды, долгосрочный прогноз изменчив, так как погодные характеристики подвержены влиянию множества фактов.

Информацию для составления прогноза погоды предоставляют различные источники. Основная часть информации поступает от метеорологических станций, на которых установлено специальное оборудование. В настоящее время в мире насчитывается около 10 000 метеостанций, получающих и анализирующих информацию.

Например, Москва получает данные с трех метеорологических станций, расположенных в разных ее частях.

Это метеостанция «Балчуг», расположенная в историческом и географическом центре Москвы и предоставляющая информацию о погоде в центральных частях Москвы.

Метеостанция ВДНХ, передающая информацию о погоде на северо-востоке столицы.

Метеостация «Тушино», передающая информацию о погоде северо-запада Москвы.

На многих метеорологических станциях круглосуточно проводятся наблюдения за многочисленными метеорологическими элементами: атмосферным давлением; температурой воздуха, поверхности почвы и грунта на разных глубинах; глубиной промерзания грунта; показателями влажности воздуха; общей и нижней облачностью; состоянием диска солнца; атмосферными явлениями; количеством и продолжительностью осадков; горизонтальной дальностью видимости и нижней границей облаков; скоростью и направлением ветра; продолжительностью солнечного сияния; высотой снежного покрова и др. Сегодня параллельно со стандартными измерениями, также ведутся наблюдения с помощью автоматических метеостанций по следующим параметрам: температура и относительная влажность воздуха, атмосферное давление, количество осадков, скорость и направление ветра и др.

А как на метеостанциях проводят наблюдения за погодой? Давайте проведем виртуальную экскурсию по одной из метеорологических станций.

Первым, на что мы обращаем внимания, находясь на метеорологической площадке – на деревянную будку, расположенную на высоте 2 м от земли. Это метеорологическая будка, это деревянный ящик небольшого размера, приблизительно 40х40х40, в котором устанавливаются индикаторы влажности и температуры. Будки защищают приборы от солнечных лучей, дождя, снега. Стены будки состоят из наклонных планочек, так что воздух свободно проходит внутрь. Для защиты от солнечных лучей будка окрашивается в белый цвет. Устанавливается будка на высоте около двух метров от земли, чтобы ее не засыпало снегом. Для наблюдателя делается лесенка. В будке установлены три термометра: ртутный, спиртовой и термометр, который показывает самую высокую температуру за время между наблюдениями. Он называется максимальным. Устроен он так же, как медицинские термометры. Вблизи шарика термометра трубка сужена. При повышении температуры ртуть под давлением свободно проходит через это сужение. При понижении температуры сужение трубки разрывает столбик, и он остается на максимальном уровне.

Прибор для измерения влажности воздуха – гигрометр. Гигрометр помещается в будке на площадке рядом с термометром. Более сложным прибором является вентиляционный психрометр. Он состоит из двух одинаковых термометров, заключенных в металлическую оправу. Шарики термометров окружены трубками, через которые свободно проходит воздух. На верху оправы помещен всасывающий вентилятор, приводимый в действие часовой пружиной. Шарик одного термометра обернут кусочком материи. При наблюдениях материю смачивают водой, а вентилятор заводят. Как только пружина заставит вращаться лопасти вентилятора, воздух начнет всасываться в трубки, обдувать термометры и выходить наружу. Со смачиваемого термометра начнет испаряться вода, и он покажет более низкую температуру, чем сухой . По разности температур сухого и смачиваемого термометра наблюдатель вычисляет влажность воздуха.

На метеостанциях можно увидеть несколько приборов для изменения направления и силы ветра.

Простейшим прибором является флюгер. На столбе флюгера укреплены металлические прутья, указывающие стороны света. По этим прутьям определяется направление ветра: северное, северо-восточное, восточное и т. д. В верхней части флюгера есть дуга со штифтиками и рамка, на которой качается металлическая дощечка — это простой прибор для определения силы ветра. Ветер давит на дощечку и поднимает ее вдоль дуги. По штифтикам отсчитывают силу ветра; зная ее, легко определить и скорость ветра.

Более точным прибором для измерения скорости ветра служит анемометр вращения. Если анемометр поставить на ветер и дать вертушке возможность некоторое время вращаться, то можно определить точно скорость ветра.

Современным прибором, позволяющим определять силу и направление ветра является электрический анеморумбометр. Приемником данных служит трехчашечный анемометр, который силой ветра заставляет вращаться якорь маленького генератора, заключенного внутри прибора. Вырабатываемая генератором электроэнергия по проводам передается в помещение метеорологической станции. Чем сильнее ветер, тем быстрее вращаются полушария и  тем сильнее электрический ток. Одновременно с показанием скорости ветра на особой шкале  стрелка показывает также и направление ветра. Прибор устанавливается высоко на металлической мачте или на столбе и может передавать данные о ветре на расстояние 100-500 м.

При наблюдениях за облачностью метеоролог определяет на глаз количество и форму облаков. Высота облаков определяется при помощи шара - пилота. Это небольшой резиновый шар, наполненный водородом. Выпущенный в полет, он свободно достигает облака и исчезает в нем. За шаром следят в угломерный прибор — теодолит. По времени полета шара-пилота определяют высоту облака. Более совершенный прибор для определения не только нижней, но и верхней границы облачности в любое время года и суток называется облакомером. Он выпускается в свободный полет на шаре и передает на землю с помощью радиопередатчика особые сигналы в момент своего погружения в облако и выхода из толщи облака. Так как скорость подъема шара известна, то по времени появления сигналов входа и выхода прибора из облака определяют высоту и толщину облаков.

Осадки измеряются или особым ведром с конусообразной защитой, или осадкомером В. Д. Третьякова. Ведро устанавливают на столбе высотой 2 м. Его огораживают воронкообразным футляром, сделанным из планок, для предохранения выдувания осадков сильным ветром. Собранную воду сливают в мензурку и измеряют. Количество осадков измеряется толщиной слоя выпавшей воды в миллиметрах. Умеренный дождь дает 5-6 мм осадков, сильный — около 15-20 мм, а ливень — более 30 мм. (можно иллюстрировать видеофрагментом)

Даже самые частые наблюдения метеорологов бывают недостаточны. Необходима непрерывная запись наблюдений приборами-автоматами. Для этого созданы самопишущие приборы, работающие на метеорологических станциях.

Запись измерений показаний атмосферного давления ведется с помощью барографа. Термограф автоматически записывает температуру воздуха. Влажность воздуха фиксируется гигрографом. Плювиограф записывает атмосферные осадки. На крупных метеорологических станциях, где работа ведется круглые сутки и сотрудникам надо иметь под рукой сведения о состоянии погоды в любой момент, используется дистанционная метеорологическая станция, установленная на площадке. Для наблюдения за приборами не надо выходить на площадку. Достаточно подойти к распределительному щитку прибора, установленному в комнате, где работают метеорологи, нажать 2—3 кнопки, и ДМС сообщит, что делается снаружи: какой ветер, какая температура и влажность.

Для проведения метеонаблюдений в океане используют автоматические метеобуи и специально оснащенные суда.

Информация о погоде поступает с космических станций и спутников. По полученным метеорологическим данным составляются синоптические карты погоды. Синоптические карты погоды отражают результаты метеорологических наблюдений на огромных территориях. Синоптические карты составляют от 2 до 12 раз в сутки. По результатам сравнения синоптических карт составляют прогноз погоды.

На синоптических картах обозначают символами и цифрами состояние элементов погоды. (Показывать)

Изолиниями показывают давление воздуха, определяющее направление движения атмосферных вихрей и ветров.

На синоптических картах отмечают значения температур, направление ветров и виды осадков.

Данные о погоде и прогноз погоды можно узнать на сайте Гидрометцентра России http://meteoinfo.ru/ (Показать ссылку), а также сайта Гисметео.ру https://www.gismeteo.ru/. Здесь же вы можете скачать дневник погоды и проанализировать ее изменение в течение месяца.

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем);

Выполните задание в рабочих листах.

С давних времен люди почитали стихии природы и одновременно боялись их. Первобытные «ученые» делали свои предсказания на основе наблюдения за природными явлениями. На чем основывался такой прогноз погоды? Определите, какие изменения прогнозируют данные приметы?

Определите, какие метеорологические измерения проводятся с помощью представленных ниже приборов, ответ внесите в таблицу.

А есть ли элементы погоды, показания которых можно снимать без применения приборов, «на глаз»? Свой ответ обоснуйте и запишите.

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- Что такое погода?

Погода – это состояние тропосферы в данный момент в данной местности.

- Какие метеорологические элементы характеризуют погоду?

Температура, влажность воздуха, атмосферное давление, сила и скорость ветра, облачность, количество осадков.

Как ученые получают данные о прогнозе погоды?

- Данные о прогнозе погоды получают с помощью оборудования на метеостанциях, с данных метеозондов и ракет, с космических станций и спутников.

- Кому и зачем необходим прогноз погоды?

Прогноз погоды необходим многим специалистам, в том числе фермерам, для понимания времени сбора урожая, пилотам, для безопасности полетов, службам ЖКХ, для своевременных дорожных работ и т.д.

Домашнее задание

Деятельность учителя

Тест (указать, где его можно скачать)

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

1. С давних времен люди почитали стихии природы и одновременно боялись их. Первобытные «ученые» делали свои предсказания на основе наблюдения за природными явлениями. Такой прогноз основывался на _________________________________________

Какую погоду предсказывают следующие приметы:

   1. Рано возвратились с юга грачи  на_______________ весну;

   2. Тихая ночь без росы  ожидайте на следующий день ________________;

   3. Цветы одуванчика днем смыкаются перед _______________;

   4. Если ласточки летают высоко – быть _______________ погоде, если низко  _______________;

   5. Летом на небе много звезд – к  _______________ погоде.

2. Определите, какие метеорологические измерения проводятся с помощью представленных ниже приборов:

 3. А есть ли элементы погоды, показания которых можно снимать без применения приборов, «на глаз»? Свой ответ обоснуйте и запишите.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

 

На уроке мне было: