Цель: формирование представления о климате – как многолетнем режиме погоды

Задачи:

1. Изучить особенности размещения климатических поясов по поверхности Земли;

2. Сформировать умения определения климатических поясов по данным, представленным на климатограммах;

3. Сформировать представления о климатообразующих факторах;

4. Сформировать представления о влиянии климата на человека и его хозяйственную деятельность;

5. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

Изучая погоду, мы узнали, что она обладает важным свойством – изменчивостью. А слышали ли вы когда-нибудь об изменчивости климата?

Тема нашего урока: «Климат»

Нам сегодня предстоит узнать:

1. Как расположены климатические пояса по поверхности Земли;

2. Как по климатограммам определять тип климата;

3. Какие факторы влияют на формирование климата.

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Вспомните, из каких метеорологических элементов состоит погода? Мы изучили температуру, виды атмосферных осадков, скорость и направление ветра. В течение многих лет люди наблюдают циклические изменения в погоде. Это климат – многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности.

Сопровождение

На экране появляется диаграмма. Учитель закадрово комментирует.

Изучение нового материала

Деятельность учителя

Современные представления о климате складываются из многолетних наблюдений. В разных областях Земли различаются средние температуры воздуха, атмосферное давление, господствуют разные ветры, выпадает разное количество осадков. Количественные и качественные характеристики климата отражены на климатических картах.

Взгляните на климатическую карту. По ней можно определить территории с разным количеством осадков (показ). На карте показаны изотермы – линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями температур, а так же точки абсолютного температурного минимума и максимума. На климатической карте обозначены области пониженного и повышенного давления, преобладающее направление ветров в январе и июле.

На слайде надпись «Климатические пояса Земли» Сопровождение показом.

Обширные пояса Земли, характеризующиеся определенными климатическими показателями и набором сезонных погод, называются климатическими поясами.

Экваториальный пояс - жаркий и важный климатический пояс, расположенный в экваториальных широтах.

В обоих полушариях расположены сухие и жаркие тропические пояса.

Также в обоих широтах расположены умеренные пояса, в которых ярко выражены сезоны года.

Холодные и сухие пояса обоих полушарий – арктический на севере и антарктический – на юге.

Это основные климатические пояса. Между основными климатическими поясами расположены переходные климатические пояса, в которых погоды, характерные для соседних поясов, сменяют друг друга по сезонам года.

В субэкваториальном поясе летом господствует жаркий и влажный воздух экваториального пояса, а зимой – сухой и жаркий, приходящий из тропиков.

В субтропическом поясе лето – жаркое и сухое, из-за приходящего с тропиков воздуха. Зима же влажная и прохладная, погоду формирует воздух умеренных широт.

В субарктических поясах летом господствует теплый и влажный воздух умеренных широт, зима же – сухая и холодная, в результате холодного полярного воздуха.

Графическое изменение климатических характеристик можно изучить по климатограммам.

Зная, какими погодными характеристиками обладает каждый климатический пояс, по ним климатограмме можно определить в каком климатическом поясе находится территория.

Запись на экране. Работа с климатограммами.

По климатограмме можно определить годовой ход температуры. Максимальное и минимальное температурное значение. Разница между самой высокой и самой низкой температурой – амплитуда колебаний температур.

По диаграмме осадков можно определить максимальное значение осадков и определить, равномерно или не равномерно они выпадают в течение года.

По характеру хода температур и режиму выпадения осадков можно определить климатический пояс.

Проанализируем климатограмму.

Среднегодовая температура воздуха составляет 26 °С

Максимальная температура в июле +27 °С

Минимальная температура в январе +26 °С

Амплитуда колебаний температур составляет 1 °С

Среднегодовое количество осадков 1786 мм. Максимум осадков выпадает в октябре.

Это – экваториальный климатический пояс

Надпись на экране. Климатообразующие факторы.

Климат определяется сочетанием многих условий, называемых климатообразующими факторами.

Из-за шарообразности Земли солнечные лучи поступают на земную поверхность неравномерно.

Чем ближе к экватору, тем больше угол падения солнечных лучей и тем сильнее нагревается земная поверхность. От нее происходит нагревание приземного слоя воздуха. Нагревание земной поверхности зависит от угла падения солнечных лучей.

От нагревания земной поверхности зависит распределение давления по поверхности Земли. У экватора более легкий теплый воздух поднимается вверх. В связи с этим у поверхности Земли образуется низкое давление. Поднявшийся над экватором воздух начинает горизонтальное движение в верхних слоях атмосферы. В районе 30 широт, охлажденный воздух опускается вниз. У тропиков образуется область повышенного давления. У полюсов температура низкая, воздух охлаждается и опускается вниз. Давление в полярных широтах высокое. Циркуляция атмосферы – еще один климатообразующий фактор.

Подстилающая поверхность – важный климатообразующий фактор. Солнечные лучи, поступающие на земную поверхность нагревают ее неодинаково, в зависимости от характера подстилающей поверхности.   Темная поверхность Земли поглощает до 95% солнечного света. В полярных широтах большая часть солнечных лучей отражается от белой поверхности льда и снега. Поглощается всего около 10% солнечного света. Это оказывает влияние на нагревание земной поверхности.

Климат находится в большой зависимости от рельефа. Горы, расположенные на пути движения воздуха, являются препятствием для его прохождения вглубь континента. Например, воздушные массы, сформированные над океаном и несущие много влаги могут встретить на своем пути горы. Насыщенный влагой воздух не может «перевалить» через склон. На наветренном склоне выпадают осадки. На подветренный склон насыщенный влагой воздух практически не доходит. Здесь будет значительно суше.

Близость к океану влияет на формирование климата. На побережьях,  в результате неравномерного нагревания суши и океана возникают бризы. А в некоторых районах – муссоны.

Большое влияние на климат побережья оказывают океанические течения.

Над теплым течением формируется влажный воздух. Перемещаясь на материк он приносит с собой осадки. У побережья, омываемого холодным течением, формируется засушливый климат. Здесь возникают пустыни.

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем);

Учитель комментирует задания в рабочих листах.

Вспомните и запишите определение понятия «климат».

2. Проанализируйте климатограмму и определите климатический пояс:

1. В каком месяце зафиксирована максимальная температура и каково ее значение?

2. В каком месяце зафиксирована максимальная температура и каково ее значение?

3. Каково значение амплитуды колебаний температур

4. Каково значение среднегодового количества осадков?

5. В каком климатическом поясе расположена территория?

Перечислите климатообразующие факторы и запишите их на схеме.

На представленной карте подпишите названия основных и переходных климатических поясов.

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- Чем отличается климат от погоды?

Погода – состояние тропосферы в данном месте в данное время.

Климат – многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности.

- Какую информацию можно получить, анализируя климатограмму?

По климатограммам можно получать информацию о годовом ходе температур, максимальной и минимальной температуре в течение года, годовом количестве осадков.

-Какие климатические пояса выделяются на Земле.

На Земле выделяются основные климатические пояса: экваториальный, тропический, умеренный, арктический и антарктический. И переходные: субэкваториальный, субтропический, субарктический и субантарктический.

Домашнее задание

Деятельность учителя

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

1. Климат - _________________________________________________________________________

2. Проанализируйте климатограмму и определите климатический пояс:

   1. Максимальная температура в _________ составляет ________⁰С

   2. Минимальная температура в _________ составляет ________⁰С

   3. Амплитуда колебаний температур = _____

   4. Среднегодовое количество осадков = ____

   5. Климатический пояс: __________________

3. Перечислите климатообразующие факторы и запишите их на схеме

4. На представленной карте подпишите названия основных и переходных климатических поясов

На уроке было: