Цель: формирование представления об оптических явлениях, возникающих в атмосфере и изменениях, происходящих в ней в результате деятельности человека.

Задачи:

1. Изучить виды и особенности возникновения оптических явлений в атмосфере

2. Изучить особенности влияния человека на атмосферу;

3. Сформировать представления о причинах загрязнения атмосферы;

4. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

- Показ слайдов (изображения полярного сияния, гало, шаровой молнии. Закадровый комментарий: В древности эти явления вызывали страх и ужас у суеверных людей. Но сегодня причина их возникновения изучена. Так ли опасны эти явления сегодня? И как они влияют на человека?

Тема нашего урока: «Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера»

Нам сегодня предстоит узнать:

1. Какие оптические явления возникают в атмосфере в результате отражения солнечного света;

2. Какие оптические явления связаны с электричеством;

3. Как человек влияет на атмосферу.

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Оптические явления, возникающие в атмосфере – уникальны и всегда привлекали внимание человека. Но, к сожалению, мы не каждый день любуемся радугой. Миражи и полярные сияния большинство из нас видели только в кино и на фотографиях. А пугающие молнии – так же нечастое явления. Как происходит образование различных оптических явлений и где они возникают?

Объяснение нового материала

Деятельность учителя

Надпись на экране. Явления, связанные с отражением солнечного света.

Наверное, вы обращали внимание, как после дождя или недалеко от потока воды на небе возникало оптическое явление – радуга. Радуга возникает при освещении ярким источником света множества водяных капель. Когда свет попадает на каплю воды, он как бы распадается на различные цвета (спектр, состоящий из семи цветов). Вы их все прекрасно знаете, ведь многим знакомо с детства «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан) (при рассказе учителя на каждую букву появляется новый цвет).

В спектре радуги цвета плавно переходят друг в друга через промежуточные оттенки.

Чаще всего капля отражает свет только один раз, но иногда на небе появляется две радуги – свет был отражен от капли дважды.

Радугу можно увидеть и в ночное время.

Путешественники в пустыни  становились свидетелями такого оптического явления в атмосфере как мираж. Вдруг, из неоткуда посреди пустыни появлялся караван, оазис с пальмами или плывущий по небу корабль. Миражи возникают в результате преломления потоков света на границе между резко различными по плотности и температуре слоями воздуха. Раскаленный над поверхностью воздух начинает подниматься вверх, плотность его с высотой начинает возрастать и изображение дальнего объекта может быть видно выше его реального положения. Миражи могут достигать огромных размеров. Иногда, кажется, что по небу плывут объекты вверх ногами. В давние времена путники в пустыне, видевшие миражи, разжигали костры. Стелющийся дым от костров разгонял мираж.

Но миражи возникают не только в пустынях. Иногда, в умеренном поясе, в жаркие дни на раскаленном асфальте вдали возникает лужа. Это – мираж, представляющий перевернутое изображение неба, сияющее отраженным светом.

В морозную погоду вокруг Солнца и Луны можно увидеть ярко выраженные кольца – гало. Они образуются в результате отражения света в кристаллах льда, находящихся достаточно высоко в атмосфере, в районе перистых облаков. Внутренняя сторона гало имеет яркую окраску и приобретает красноватый оттенок. Кристаллы льда могут причудливо отражать солнечный свет, так, что на небе появляется два солнца, вертикальные столбы или солнечные дуги. Появляющееся на небе крестообразное гало на небе,  в старину считалось дурным предзнаменованием. В литературном произведении «Слово о полку Игореве» рассказывается, что перед наступлением половцев и пленением Игоря «четыре солнца засияли над русской землей», что было воспринято как знак надвигающейся большой беды.

Вокруг Солнца и Луны могут возникать ореолы – венцы. Они выглядят как несколько вложенных друг в друга колец. Они возникают в высококучевых и высокослоистых облаках. Иногда, цветной венец возникает вокруг тени, отбрасываемой самолетом на нижележащие облака.

Часто в горах на фоне облаков и тумана, в противоположном от Солнца направлении,  возникает гигантская человеческая фигура. Кажущаяся тень может иметь огромные размеры и иногда окружена цветными кольцами. Из-за движения облачного слоя и колебания плотности в воздухе, призрак может двигаться, повторяя все движения человека. Явление можно наблюдать в условиях горного тумана или облачности, или даже из самолёта. Но известность оно приобрело благодаря пику Брокен в горах Гарц в Германии, где постоянные туманы и доступность малых высот позволяют наблюдать его особенно часто. Это способствовало возникновению местной легенды, по которой и дали явлению название.

Брокенский призрак появляется, когда Солнце светит из-за альпиниста, смотрящего вниз с хребта или пика в туман. Тень альпиниста проходит сквозь туман,  принимая причудливые очертания, вызванные перспективой. Кажущееся увеличение размеров тени — оптическая иллюзия.

Надпись на экране. Оптические явления, связанные с электричеством.

В полярных широтах Северного и Южного полушарий можно наблюдать Полярные сияния – свечения неба с яркими всполохами. Мельчайшие частички, вторгающиеся в атмосферу Земли из Космоса, сталкиваются с частицами газов и пыли атмосферы, которые начинают излучать свет. Формы и цвета Полярного сияния разнообразны. Продолжительность его составляет от десятков минут до нескольких суток.

Во время грозы часто мы видим яркие светящиеся полосы, линии, разрезающие небо – молнии. А что же такое молния? Молния — гигантский электрический  разряд в тропосфере, происходящий обычно  во время грозы и  проявляющийся яркой вспышкой света. Перемещающиеся в облаках капли и ледяные кристаллы накапливают электрические заряды. В результате этого, между облаками или облаком и землей, возникает гигантская искра – молния.  Средняя длина молнии 2,5 км, некоторые разряды простираются в атмосфере на расстояние до 20 км. Наиболее часто молния возникает в кучево-дождевых облаках, иногда молния образуются в слоисто-дождевых облаках, а также при вулканических извержениях и ураганах. Температура в канале молнии может достигать 25 000 °С.

Ежегодно спутниками фиксируется до 1,4 млрд молний, это значит, что частота возникающих молний – 44 разряда в секунду. Чаще всего молнии возникают между облаками. На поверхности Земли молнии чаще возникают в тропиках.

Разряды из облака кончаются довольно мирно. Падая в землю, они даже приносят известную пользу сельскому хозяйству, превращая азот воздуха в его окислы, которые затем легко усваивают растения, давая прирост урожая. Одно время даже хотели поставить на полях специальные грозопривлекатели – шары, которые бы собирали на себе молниевые удары, считали, что это приводит к повышению урожайности. Но из проекта ничего не вышло.

Теперь поговорим еще об одном огненном посланце небес – шаровой молнии. Скопление электричества в атмосфере иногда образует светящийся шар с хвостом диаметром в десятки см. Это – шаровая молния, перемещающаяся с потоками воздуха. Природа ее до сих пор не разгадана. Шаровая молния в среднем живёт от 10 секунд до нескольких часов, после чего обычно взрывается. Изредка она медленно гаснет или распадается на отдельные части. Если в спокойном состоянии от шаровой молнии исходит необычно мало тепла, то во время взрыва высвободившаяся энергия иногда разрушает или оплавляет предметы, испаряет воду.

Электрическое свечение в атмосфере образует другое оптическое явление – огни Святого Эльма.

Это свечение наблюдается в грозовую погоду на высоких шпилях башен или вокруг корабельных мачт.

Название явление получило от имени святого Эльма — покровителя моряков. Морякам их появление сулило надежду на успех, а во время опасности — и на спасение.

Надпись на экране. Человек и атмосфера.

Влияние человека на атмосферу достаточно велико. Мы уже говорили о возникающих по вине человека озоновых дырах – разрушении озонового слоя.

Хозяйственная деятельность человека приводит к тому, что над городами создаются «острова тепла». За счет более нагретой земной поверхности наблюдается большее нагревание приземного слоя воздуха, поэтому в зимний и летний периоды над городом всегда теплее, чем в пригороде. Обычно над городом выпадает больше осадков, а воздух города сильно загазован.

Высокими зданиями формируется своя система ветров, называемая городскими бризами. В крупных городах может возникать смог – смесь городского дыми и туманов, становящийся причиной возникновения болезней органов дыхания, приводящий к раздражению органов зрения.

Загрязняющие вещества от выбросов промышленных предприятий, попадая в атмосферу, могут выпадать на земную поверхность с осадками. Это – кислотные дожди, «разъедающие» листву и наносящие ущерб строениям.

Повышенное содержание свинца в атмосфере, поступающего от выбросов промышленных предприятий и выхлопов автомобилей – причина летнего листопада. 

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем);

Выполните задание в рабочих листах.

Сегодня вы узнали об оптических явлениях, возникающих в атмосфере. Приведите примеры явлений, связанных с отражением солнечного света и явлений, связанных с электричеством.

Какие оптические явления могут возникать в вашей местности? Опишите их

Наиболее часто возникающее оптическое явление – молния. Чаще всего молния возникает во время грозы. В чем причина возникновения молнии?

Прекрасное оптическое явление – радуга. Подпишите цвета радуги в видимом спектре.

Перед вами изображения оптических явлений. Укажите, какое оптическое явление представлено на изображении и причину его возникновения.

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- Перечислите оптические явления, возникающие в атмосфере.

В атмосфере могут возникать: радуга, миражи, гало, венцы, полярные сияния, молнии, огни Святого Эльма, Броккенский призрак.

- Какие оптические явления чаще всего происходят в тропиках, а какие в полярных широтах?

В троприках чаще всего происходят грозы, в пустынях возникают миражи. В полярных широтах возникают Полярные сияния.

-Как человек влияет на атмосферу?

Человек оказывает сильное влияние на атмосферу. Выбросы от промышленныз предприятия и автотранспорта могут приводить к разрушению озонового слоя, а так же загрязнению приземного слоя воздуха.

В результате увеличения численности населения;

Роста городов;

Повышения качества жизни.

 

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

1. Сегодня вы узнали об оптических явлениях, возникающих в атмосфере. Приведите примеры явлений, связанных с отражением солнечного света и явлений, связанных с электричеством.

Явления, связанные с отражением солнечного света

Явления, связанные с электричеством

 

 

 

 

2. Какие оптические явления могут возникать в вашей местности? Опишите их

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

3. Наиболее часто возникающее оптическое явление – молния. Чаще всего молния возникает во время грозы. В чем причина возникновения молнии?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

4. Прекрасное оптическое явление – радуга. Подпишите цвета радуги в видимом спектре.

  5. Перед вами изображения оптических явлений. Укажите, какое оптическое явление представлено на изображении и причину его возникновения.

 

 

 

 

 

 

На уроке мне было: