Цель: формирование представления об условиях жизни на Земле

Задачи:

1. Изучить особенности распространения жизни в океане;

2. Изучить особенности распространения жизни на суше;

3. Сформировать представления о взаимодействии суши и океана;

4. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушивать информацию. В конце урока вам предстоит выполнить задания в рабочих листах по изученной теме.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

На прошлом уроке мы узнали, что живое вещество в биосфере распределено крайне неравномерно. В его распространении есть закономерности. Какие это закономерности, мы узнаем сегодня. А также, опустимся на дно Мирового океана и узнаем, какие живые организмы обитают на дне Марианской впадины м в арктических пустынях.

Тема нашего урока: «Жизнь в океане и на суше»

Нам сегодня предстоит:

1. Узнать условия распространения жизни в океане;

2. Узнать условия распространения жизни на суше;

3. Узнать, как распространены по Земле живые организмы

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Давайте вспомним, как распространена жизнь в биосфере? Какова максимальная граница распространения жизни в литосфере, в атмосфере и гидросфере?

В атмосфере распространение жизни ограничивается высотой озонового слоя. В литосфере распространение жизни ограничено содержанием свободного кислорода в почве, а в гидросфере граница распространения жизни совпадает с дном Марианской впадины. Но почему в биосфере живые организмы распространены неравномерно? Какими условиями ограничивается распространение в океане и на суше?

Изучение нового материала

Деятельность учителя

Разнообразие условий проживания в Мировом океане определяет неравномерное распределение жизни. Изменение видового состава живых организмов и их распределение в океане зависит как от глубины, так и от географической широты. От экватора к полюсам уменьшается многообразие живых организмов.

Совокупность всех живых организмов составляет биомассу.

В океане большую часть биомассы составляют животные и микроорганизмы (93,7% от всей биомассы), на долю растений приходится всего 6,3%. По подсчетам ученых в океане обитает около 160 тыс.видов животных и около 10 тыс. видов различных растений (водорослей).

С глубиной многообразие живых организмов также изменяется. Основная часть организмов обитает в поверхностном слое воды, до глубины 200 м. Сюда проникает солнечный свет и содержится оптимальное количество кислорода.

Но дно Мирового океана совсем не безжизненно. Даже на дне Марианской впадины обнаружены живые организмы.

Видеофрагмент «Марианская впадина. Пришельцы из бездны. 0.35 -0.45

Давайте посмотрим на глубинных обитателей (рассказ сопровождается фотографиями или видеорядом).

На самом дне Марианской впадины обитают гигантские амебы – ксенофиофоры, достигающие 10-сантиметровых размеров. Скорее всего, из-за сильного давления, отсутствия света и относительно низких температур эти амёбы приобрели огромные для своего вида размеры. Помимо огромных размеров, амебы устойчивы ко многим химическим элементам и веществам, в том числе и к урану, ртути и свинцу, которые смертельны для других живых организмов.

Современное оборудование позволило увидеть обитателей Марианской впадины. Они обитают в кромешной тьме, многие из них лишены зрения, у других есть огромные глаза, улавливающие малейшие блики света. Некоторые животные глубин Марианской впадины имеют «фонари» на голове, излучающие разный цвет. У некоторых рыб в теле скапливается светящаяся жидкость. Когда животное чувствует опасность, то выплескивает эту жидкость в сторону неприятеля и прячется за этим «занавесом света». У многих глубоководных жителей есть специальные органы, улавливающие малейшие звуковые волны. Но, конечно, отличительной особенностью глубоководных жителей впадины является огромная пасть и множество зубов. Многие могут раздвигать челюсти очень широко, так что даже небольшой хищник может целиком проглотить животное крупнее его самого.

Все живые организмы, обитающие в толще Мирового океана, делятся на три группы, в зависимости от условий обитания.

Животные, обитающие на дне Мирового океана – бентос.

Бентосом являются губки, черви, кораллы, моллюски, морские звезды. Активно плавают в морской толще рыбы и киты, дельфины, морские змеи – это нектон.

Активно населяет верхнюю толщу воды и переносится течениями планктон – мелкие организмы (простейшие, мелкие ракообразные, одноклеточные водоросли). Мельчайшие животные этой группы – зоопланктон, растения образуют фитопланктон.

Планктон служит основной пищей для многих животных. Его объем в общей массе вод океана составляет 70%.

Но даже такие мельчайшие организмы, как зоопланктон, могут стать причиной возникновения настоящие бури в океане. Во время суточной миграции миллиарды рачков, собираясь вместе могут резко изменить температуру верхних слоёв океана, что провоцирует появление вихревых потоков. Массовое синхронное движение криля способно взболтать море. Днем криль находится на безопасной глубине – примерно 100 метров, а ночью отправляется на поиски пищи к поверхности. Хотя рачок и имеет очень миниатюрные размеры, в океане их проживает огромное количество. Вес всего живущего в океане криля примерно 50-150 млн. тонн. Буря, провоцируемая движением криля на поверхность воды выносит множество питательных веществ, способствующих росту фитопланктона – основной пищи криля.

Надпись на экране. Распространение живых организмов на суше.

На суше биомасса на 99,2 % представлена зелёными растениями. На долю животных и микроорганизмов приходится всего около 0,8% . При этом, главным образом, жизнь сосредоточена на суше.

На равнинах изменение численности видов растений и животных происходит от экватора к полюсам. Также изменяется и состав растительного и животного мира. На равнинах смена растительного и животного мира зависит от географической широты, чем дальше от экватора – тем меньше разнообразие. Исключение составляют тропические пустыни с небольшим разнообразием живых организмов и массой живого вещества. Вдоль экватора расположены влажные экваториальные леса – области с самой большой массой живого вещества.

В полярных широтах наименьшая масса живого вещества.

Но и на одной географической широте могут произрастать различные виды растений и обитать разные виды животных. Причина заключается в близости или удалённости территории от океана. Например,

В Европейской части России, куда проникает теплый, влажный воздух с Атлантического океана, способствует формированию зоны смешанных и широколиственных лесов. В азиатской части России, за Уральскими горами, на этой же широте простирается таежная зона.

Как мы уже узнали, на смену растительного покрова влияет понижение температуры, которое происходит не только при движении от экватора к полюсам, но и при повышении от подножия гор к их вершине. Чем выше горы и чем ближе они расположены к экваториальным широтам, тем большее разнообразие видов растений и животных им присуще.

Сопровождение

https://youtu.be/TY83XEcjLjo

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем).

1. Дайте определение понятию «биомасса»

2. Укажите, какое соотношение в биомассе суши и океана приходится на долю растений и животных (ответ внесите в таблицу).

3. Укажите, на какой глубине обитают группы живых организмов в океане (планктон, бентос, нектон).

4. Укажите, от каких факторов зависит распространение жизни на суше

5. Укажите, какие территории Земли отличаются наибольшим и наименьшим биологическим разнообразием:

6. Каким фактором можно объяснить сокращение биологического разнообразия в горах?

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.

Веселый (показан на экране) – мне было интересно

Грустный (показан на экране) – было не интересно

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- Как распространена жизнь в океане?

Распространение жизни в океане изменяется как по географической широте, так и с глубиной.

- Перечислите три группы живых организмов, обитающих в Мировом океане:

Переносимые течением живые организмы – планктон, активно плавающие организмы – нектон, донные живые организмы – бентос.

От каких факторов зависит распространение жизни на суше?

- Распространение жизни на суше зависит от географической широты местности, удаленности от океана. В горах разнообразие жизни изменяется с высотой.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

1. Дайте определение понятию «биомасса» ______________________________________________

_________________________________________________________________________________

2. Укажите, какое соотношение в биомассе суши и океана приходится на долю растений и животных:

Соотношение

Растения

Животные

На суше

 

 

 

В океане

 

 

 

3. Укажите, на какой глубине обитают группы живых организмов в океане (планктон, бентос, нектон).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4. Укажите, от каких факторов зависит распространение жизни на суше:

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

5. Укажите, какие территории Земли отличаются наибольшим и наименьшим биологическим разнообразием:

Наибольшее биологическое разнообразие характерно для ____________________

Наименьшее биологическое разнообразие характерно для ____________________

6. Каким фактором можно объяснить сокращение биологического разнообразия в горах?

__________________________________________________________________________________

На уроке мне было: