Цели урока:

- актуализировать представление о ткани растительного организма;

- выявить характерные особенности тканей животного организма;

- сравнить растительные ткани с животными и объяснить имеющиеся различия.

Предметные результаты:

- умение сравнивать растительные и животные ткани;

- умение объяснять биологический смысл различий в строении растительных и животных тканей;

- умение понимать и интерпретировать смысл биологических терминов.

Метапредметные и личностные результаты

1. Личностные УУД:

- смыслообразование (какое значение, смысл имеет учение).

2. Регулятивные УУД:

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

3. Познавательные УУД

- умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.);

- структурирование знаний.

4. Коммуникативные УУД

- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Учебные задачи урока:

1. Используя информацию, полученную на предыдущем уроке, а также во время выполнения домашнего задания, сформулировать и записать черты сходства и различия между растительной и животной тканью.

2. Используя материал учебника, а также сведения, предоставленные учителем, сформулировать основные особенности строения тканей животных.

3. Формулирование проблемного вопроса, его осознание и проработка в парах или индивидуально (основная учебная задача урока).

4. Применение нового знания в ходе практической деятельности.

5. Формулирование домашнего задания в соответствии с логикой дальнейшего изучения предмета.

Тип урока:

Урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний).

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог)

2. Практический (поиск информации)

3. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Оборудование:

Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, В.И.Сонина. - М.: Дрофа, 2013;

компьютер;

экран;

маркерная доска.

Ход урока:

1. Актуализация знаний, целеполагание

Деятельность учителя

1. Проверка выполнения домашнего задания:

- Ребята, дайте определение понятию «ткань».

- Расскажите об основных видах тканей у растений, об особенностях строения различных тканей.

- Расскажите о «фантастических» тканях растений, которые были бы полезными для них, на ваш взгляд.

2. Задает вопросы:

- о причинах объединения схожих клеток в ткани;

- о том, какое значение для нас имеют знания из области гистологии (науки о тканях).

3. Определяет (в ходе диалогового взаимодействия) ключевые слова урока и записывает их:

- А о каких организмах, изучая ткани, мы пока ещё не говорили? Как вы думаете, почему?

- Итак, ребята, вы поняли, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какие биологические понятия мы будем изучать? А какие знания нам необходимы для изучения нового материала? И какие сведения помогут нам разобраться в многообразии тканей животных?

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Определяют ключевое слово урока: ткань.

2 . Введение термина «ткань животного»

Деятельность учителя

1. Проводит эвристическую беседу об отличии животных от растений:

- Ребята, объясните, чем животные отличаются от растений? Какое из этих отличий является ключевым? Почему?

- Итак, клетки животных отличаются от клеток растений, поэтому и ткани животных отличаются от растительных.

2. Даёт задание на формулирование отличий ткани животного от ткани растения:

- Итак, ткань животного отличается от растительной, поскольку растительная клетка отличается от животной, а также весь животный организм отличается от растительного строением и физиологией.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

По указанию учителя формулируют и записывают мысль учителя.

3. Постановка проблемного вопроса, открытие нового знания

Деятельность учителя

1. Предлагает учащимся предположить, какие ткани и в каких частях животного организма имеются.

2. Предлагает учащимся описать строение предложенных ими видов тканей и связать их строение с функциями.

3. Помогает учащимся сформулировать проблемный вопрос урока:

- О чём свидетельствует наличие двух крупных типов тканей: растительной и животной?

4. Предлагает учащимся сформулировать ответ на поставленный ими вопрос.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Формулируют проблемный вопрос, согласовывают друг с другом и с учителем его формулировку.

Отыскивают ответ на поставленный вопрос.

4. Применение нового знания

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания

1. Работа с текстом учебника (стр. 46-48):

- Ткани животного организма неоднородны, и отличаются друг от друга по строению и функциям. Предлагаю вам познакомиться с тканями животного организма. А для простоты запоминания предлагаю вам новый материал оформить в виде таблицы:

Название ткани

Строение

Функции

Где находится

 

 

 

 

2. Ответьте на вопросы учебника № 4, 8-10 на стр. 49.

3. Ребята, предлагаю вам сравнить некоторые виды тканей растений и животных, которые выполняют схожие функции:

- механическую у растений и костную у животных;

- проводящую у растений и кровь у животных;

- покровную у растений и эпителий у животных.

- Почему нельзя клетки, выполняющие одинаковую функцию, отнести к одному виду ткани только по этому признаку?

4. Задает вопрос:

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на проблемный вопрос урока вы можете дать?

5. Подводит итог по решению основной задачи урока:

- Итак, сегодня на уроке мы выяснили, в чём отличие животной ткани от растительной, а также установили, что даже выполнение схожих функций не может служить основанием для отождествления растительных тканей с животными ввиду их разного строения.

6. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся

Выполняют задание.

Выполняют задание в парах и затем обсуждают.

Отвечают на проблемный вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

5. Рефлексия

Деятельность учителя

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать? (Наличие двух крупных типов тканей, имеющих глобальные отличия в строении говорит о том, что, несмотря на общность происхождения растений и животных, между этими группами живых существ накопились серьёзные различия в строении и физиологии.)

- Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? О чём хотели бы узнать на следующем уроке?

2. Оценивает работу учащихся.

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

6. Домашнее задание

1. Параграф №3 (стр. 46-48).

2. А почему не принято говорить о тканях у вирусов и бактерий?

3. А у грибов есть ткани? Какие?