Цели урока:

- сформировать представление об органах растительного организма;

- выявить характерные особенности строения и функций цветка и плода;

- раскрыть взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функции на примере цветка и плода.

Предметные результаты:

- умение обнаруживать и формулировать общие черты и различия в строении и физиологии органов растительного организма;

- умение морфологически правильно делить цветковое растение на органы (на муляжах и рисунках);

- умение понимать и интерпретировать смысл биологических терминов.

Метапредметные и личностные результаты

1. Личностные УУД:

- смыслообразование (какое значение, смысл имеет учение).

2. Регулятивные УУД:

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

3. Познавательные УУД

- умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.);

- структурирование знаний.

4. Коммуникативные УУД

- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Учебные задачи урока:

1. Используя информацию, предоставленную учителем, а также свой опыт изучения биологии, сформулировать и объяснить, в чём заключается особая важность цветка и плода в жизни цветкового растения.

2. Используя свой жизненный опыт и сведения, предоставленные учителем, сформулировать основные особенности строения органов растения на примере цветка и плода.

3. Формулирование проблемного вопроса, его осознание и проработка в парах или индивидуально (основная учебная задача урока).

4. Применение нового знания в ходе практической деятельности.

5. Формулирование домашнего задания в соответствии с логикой дальнейшего изучения предмета.

Тип урока:

Урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний).

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог)

2. Практический (поиск информации)

3. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Оборудование:

Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, В.И.Сонина. - М.: Дрофа, 2013;

компьютер;

экран;

маркерная доска.

Ход урока:

1. Актуализация знаний, проверка домашнего задания, целеполагание

Деятельность учителя

1. Проверка домашнего задания. Проводит опрос учащихся, выясняет, какие из своих функций побег может «передать» другим органам:

- Ребята, побег является уязвимым органом растения: механические повреждения, болезни, вредители могут нанести непоправимый вред растению. Как в такой ситуации будет «себя вести» пострадавшее растение?

- Сегодня и на последующих уроках мы рассмотрим с вами строение и физиологию других органов цветковых растений.

2. Задает вопросы:

- о значении побега в жизни растения;

- о различных видоизменениях побегов.

3. Определяет (в ходе диалогового взаимодействия) ключевые слова урока и записывает их:

- Итак, ребята, вы поняли, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какие биологические понятия мы будем изучать? А какие знания нам необходимы для изучения органов растений? И какие сведения помогут нам разобраться в многообразии строения и функций различных органов растений?

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Определяют ключевые слова урока: орган, цветок, плод.

2 . Введение терминов «цветок», «плод»

Деятельность учителя

1. Проводит эвристическую беседу о строении и функциях цветка и плода:

- Важную роль в жизни каждого растения играют цветок и плод. Какую именно? А как взаимосвязаны эти части растения между собой?

2. Даёт задание на формулирование определений понятий «цветок» и «плод» и подводит итог:

- Какое определение вы можете дать понятию «цветок»?

- Итак, цветок – это орган растения, который предназначен для обеспечения сохранности семян и их распространения.

- Плод – орган растения, который служит для защиты семян и их распространения.   

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

По указанию учителя формулируют и записывают определения понятий «цветок» и «плод».

3. Постановка проблемного вопроса, открытие нового знания

Деятельность учителя

1. Предлагает учащимся предположить, какие органы и в каких частях растений имеются.

2. Предлагает учащимся описать строение предложенных ими органов и связать их строение и расположение с функциями.

3. Помогает учащимся сформулировать проблемный вопрос урока:

- Почему цветковые растения считаются наиболее прогрессивной формой, несмотря на сложность организации?

4. Предлагает учащимся сформулировать ответ на поставленный ими вопрос.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Формулируют проблемный вопрос, согласовывают друг с другом и с учителем его формулировку.

Отыскивают ответ на поставленный вопрос.

4. Применение нового знания (знакомство с органами цветкового растения на примере ЦВЕТКА и ПЛОДА)

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания

1. Работа с текстом учебника (стр. 40-44):

- Знакомство с органами цветкового растения мы продолжим на примере ЦВЕТКА и ПЛОДА. Предлагаю вам самостоятельно познакомиться с материалом на страницах ваших учебников. А для простоты запоминания предлагаю вам новый материал оформить в виде таблиц и рисунков:

Строение цветка (рисунок)

Многообразие цветков (анализ рисунков на странице 40)

Соцветия

Название

Схема расположения цветков

Примеры растений

Зонтик

   

Кисть

   

Корзинка

   

Колос

   

Головка

 

 

Типы плодов (сухие)

Название

Особенности строения

Примеры растений

Семянка

 

 

Зерновка

 

 

Боб

 

 

Стручок

 

 

Коробочка

 

 

Типы плодов (сочные)

Название

Особенности строения

Примеры растений

Костянка

 

 

Ягода

 

 

Тыквина

 

 

Яблоко

 

 

Померанец

 

 

2. Обсудите в парах, как функции цветка и плода связаны между собой?

3. Ответьте на вопросы учебника № 9-12 на стр. 45.

4. Задает вопрос:

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на проблемный вопрос урока вы можете дать?

5. Подводит итог по решению основной задачи урока:

- Итак, сегодня на уроке мы выяснили, что такое цветок и плод, а также познакомились с его строением и функциями.

6. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся

Выполняют задание.

Выполняют задание в парах и затем обсуждают.

Отвечают на проблемный вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

5. Рефлексия

Деятельность учителя

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать? (Цветковые растения наиболее прогрессивны в сравнениями с другими растительными организмами, потому что эта группа растений обладает наиболее качественной системой размножения, обеспечивающей сохранность семени и его распространение.)

- Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? О чём хотели бы узнать на следующем уроке?

2. Оценивает работу учащихся.

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

6. Домашнее задание

1. Параграф №4 (стр. 40-44).

2. Подумайте, какие ещё варианты классификаций плодов вы можете предложить.