Цели урока:

способствовать раскрытию индивидуальных способностей учащихся, возбудить интерес к изучению строения и функций собственного организма, формировать знания об органах и системах органов животных.

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

- особенности строения систем органов у разных животных;

- указывать значение органов и систем органов животных.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать и показывать на таблицах основные органы и системы органов животных;

- исследовать строение основных органов;

- обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

- работать с дополнительными источниками информации;

- давать определения;

- работать с биологическими объектами.

- воспроизводить информацию, сравнивать, делать выводы, работать с текстом и рисунками учебника.

Оборудование:  учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска(экран), ватные палочки, накрахмаленный бинт, йод, ванночка с водой.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей и задач урока.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Изучение нового материала.

5. Первичное закрепление учебного материала.

6. Выводы по уроку (рефлексия).

7. Задание на дом.

1. Сообщение целей и задач урока.

Деятельность учителя

На предыдущих уроках вы познакомились с особенностями строения органов растений. Сегодня мы продолжим изучение живых организмов и выясним, какие органы, и системы органов есть у животных.

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем

2. Актуализация знаний учащихся.

Деятельность учителя

Вначале вспомним, что называется органом. Орган – это часть тела организма, выполняющая определенную функцию. Каждый орган имеет определенное строение, форму и расположение в организме. Органы растений – корень, стебель, лист, цветок, плод. Их строение и функции вам известны. Названия органов животных вы тоже конечно же слышали. Сердце, легкие, желудок – знакомые слова, не так ли? Давайте подробнее познакомимся с их строением и функциями.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям

3. Изучение нового материала. Системы органов животных.

Деятельность учителя

Жизнедеятельность многоклеточного организма – как растительного, так и животного – поддерживается слаженной работой различных органов, каждый из которых выполняет определенную функцию. Одни органы обеспечивают опору тела, его движения. Другие защищают от повреждений внутренние части организма, третьи отвечают за поступление в него питательных веществ, кислорода, четвертые – за выделение вредных веществ. Такая специализация позволяет организму эффективно функционировать. Связанные между собой органы, объединенные общей работой, образуют систему органов.

Внутри тела позвоночных животных имеются особые пространства – полости. Органы, расположенные в полости, называют внутренними.

Рассмотрим, какие же системы органов работают в организме животного.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения

4. Пищеварительная система.

Деятельность учителя

В пищеварительной системе происходит переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь. У хорошо известного вам дождевого червя эта система состоит из рта, глотки, пищевода, зоба, мускулистого желудка, кишечника, анального отверстия. Последовательно проходя по отделам пищеварительной системы, пища претерпевает поэтапные изменения.

Захваченный червем кусочек листа через глотку и пищевод попадает в зоб, где увлажняется. Затем в мускулистом желудке он основательно перетирается, превращаясь в кашицеобразную массу. Переваривание  и всасывание пищи происходит в кишечнике. Здесь сложные вещества пищи превращаются в более простые, растворимые вещества, которые всасываются стенками кишечника и поступают в кровь. Непереваренные остатки пищи выводятся наружу через анальное отверстие.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию

5. Кровеносная система

Деятельность учителя

Кровеносная система снабжает все органы животного питательными веществами и выносит из них ненужные и вредные вещества. У многих организмов кровеносная система принимает участие и в переносе газов. Например, у рыб кровеносная система состоит из двухкамерного сердца и сосудов. Сокращаясь, сердце проталкивает кровь по сосудам. В жабрах она отдает углекислый газ и насыщается кислородом, который затем разносит по всему организму.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию, слушают, делают записи, отвечают на вопросы

7. Дыхательная система

Деятельность учителя

Система органов дыхания осуществляет обмен газов в организме, т.е. поступление кислорода и выделение углекислого газа. Строение дыхательной системы у разных животных различно. Например, у насекомых это система тонких трубочек – трахей, у рыб – жабры, у млекопитающих – легкие.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию, слушают, делают записи, отвечают на вопросы

8. Выделительная система

Деятельность учителя

Выделительная система выводит из организма вредные вещества – продукты его жизнедеятельности. У раков эту функцию выполняет пара зеленых желез, находящихся в передней части головогруди, а у насекомых – особые выделительные трубочки, один конец которых открывается в кишечник, а другой слепо оканчивается в полости тела. Органы выделения рыб и других позвоночных – почки. В состав выделительной системы позвоночных входят также два мочеточника, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию, слушают, делают записи, отвечают на вопросы

9. Опорно-двигательная система

Деятельность учителя

Опорно-двигательная система у позвоночных животных состоит из скелета и прикрепленных к нему мышц. Скелет придает телу форму, служит ему опорой, защищает его внутренние органы от повреждений. Благодаря сокращениям мышц животное может активно передвигаться.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию, слушают, делают записи, отвечают на вопросы

10. Нервная система

Деятельность учителя

Все органы живого организма – клетки, ткани, органы, системы органов – работают согласованно, как единое целое. Такая согласованность достигается, прежде всего, благодаря деятельности нервной системы. Основу нервной системы составляют нервные клетки – нейроны. Они выполняют функции восприятия, обработки, передачи и хранения информации. Нервные клетки состоят из тела, отростков и нервных окончаний. У гидры нервная система состоит из разбросанных по телу нервных клеток. У плоских червей планарий – из скоплений нервных клеток, которые образуют парные головные узлы, отходящих от них нервных стволов и многочисленных нервных ответвлений. Самая сложная нервная система у позвоночных: она образована головным и спинным мозгом и многочисленными нервами.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию, слушают, делают записи, отвечают на вопросы

11. Эндокринная система

Деятельность учителя

В регуляции деятельности организма принимают участие особые химические вещества – гормоны, которые вырабатываются специальными железами, составляющими эндокринную систему. Гормоны разносятся по организму кровью, их выделение контролируется нервной системой.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию, слушают, делают записи, отвечают на вопросы

12. Система органов размножения

Деятельность учителя

Система органов размножения (половая система) обеспечивает воспроизведение организмом себе подобных. Основной частью этой системы являются половые железы – яичники и семенники, в которых образуются половые клетки.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию, слушают, делают записи, отвечают на вопросы

13. Выводы по уроку

Деятельность учителя

Группу связанных между собой органов, выполняющих общие функции, называют системой органов. Различают нервную, опорно-двигательную, пищеварительную, кровеносную, дыхательную, выделительную, эндокринную и половую системы органов.

Деятельность учащихся

Записывают вывод

14. Задание на дом.

Деятельность учителя

Составьте и заполните в тетради таблицу «Системы органов и их функции».

Деятельность учащихся

Записывают задание на дом.

Ссылки на ресурсы

Литература: 

1.  Биология. Живой организм. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – Дрофа, 2013. – 158 с, [2]с.