Цели урока: сформировать знания об особенностях выделения в организме растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- суть понятий и терминов «транспирация», «выделение», «листопад»

Учащиеся должны уметь:

- определять и показывать на таблице органы,  участвующие в выделении веществ у растений;

- объяснять сущность процесса выделения у растений;

- сравнивать особенности выделения веществ у разных растений;

- наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

- исследовать строение отдельных органов организмов;

- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- организовывать свою учебную деятельность;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- составлять план работы;

- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

- работать с текстом параграфа и его компонентами.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, комнатное растение, штатив, колба, стеклянная трубка

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей и задач урока.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Изучение нового материала.

5. Первичное закрепление учебного материала

6. Выводы по уроку (рефлексия).

7. Задание на дом:

Учебное содержание

1. Сообщение целей и задач урока

Деятельность учителя

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение процессов жизнедеятельности живых организмов и познакомимся с тем, как осуществляется выделение веществ.

Деятельность учащихся

Вступают в невербальный контакт с учителем

2. Актуализация знаний учащихся

Деятельность учителя

В процессе жизнедеятельности организма – как растительного, так и животного – образуются вещества, которые для него не нужны, а иногда даже опасны. Это так называемые отходы – ими могут быть вода, углекислый газ, аммиак и многие другие соединения. Поэтому перед каждым организмом стоит проблема удаления этих веществ. Решается она по-разному.

Деятельность учащихся

Слушают, размышляют

3. Изучение нового материала. Испарение воды листьями

Деятельность учителя

Проведем опыт. Ветку комнатного растения поместим в стеклянную колбу. Горлышко колбы закроем ватой. Через некоторое время стенки колбы покроются капельками воды. Ее испарили листья. Вода испаряется с поверхности листа. Вспомним клеточное строение листовой пластинки. Сверху и снизу лист покрыт прозрачной кожицей, а внутри расположены зеленые клетки. Между этими клетками есть промежутки, заполненные воздухом – межклетники. В межклетниках образуется водяной пар, который затем испаряется через особые структуры, находящиеся в кожице листа – устьица. Напомню, что устьица – это парные зеленые клетки, обычно расположенные на нижней кожице листа. Они обладают способностью открываться и закрываться, регулируя тем самым поступление и удаление из листа газообразных веществ.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения

4. Условия, влияющие на процесс транспирации

Деятельность учителя

Разные растения испаряют разное количество воды. так, кукуруза за сутки испаряет 800 грамм воды, капуста – 1 литр, а береза – более 60 литров воды. Процесс испарения воды или транспирация зависит от многих факторов, в особенности от условий окружающей среды. Например, в тени воды испаряется меньше, чем на солнце, при сухом сильном ветре испарение идет сильнее, чем в тихую погоду. Играют роль и размеры листовых пластинок. Чем крупнее листья, тем больше воды они испаряют. Обычно такие листья у растений, обитающих в местах с достаточным количеством влаги. А вот листья растений, растущих в засушливых местах, зачастую мелкие, покрыты восковым налетом, имеют небольшое количество устьиц. Например, у кактусов, в процессе эволюции листья превратились в колючки. Это помогает им выживать в условиях недостатка влаги.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию

5. Значение испарения

Деятельность учителя

Значение транспирации в жизни растений исключительно велико. Освещенные солнцем листья сильно нагреваются, а благодаря испарению они имеют возможность охлаждаться. Испарение способствует передвижению воды в растении, так как вместо испарившейся влаги из корней поступает новая вода. А с током воды передвигаются и минеральные вещества.

Деятельность учащихся

Слушают, запоминают

Листопад. Его значение в жизни растений

Деятельность учителя

Если лишнюю воду растение удаляет в процессе транспирации, то другие, ненужные, а иногда и вредные вещества накапливаются в листьях. Они удаляются из растения в процессе сбрасывания листьев. Листопад – естественное отделение листьев от стебля. Перед листопадом листья теряют зеленый цвет, так как хлорофилл разрушается, и становятся видны другие красящие вещества – пигменты желтого, красного, оранжевого цветов. Вот почему осенью деревья и кустарники багряно-золотые. Значение листопада не ограничивается удалением ненужных веществ. Это также и приспособление растений к уменьшению испарения зимой. Зимой корни растений не могут всасывать из почвы холодную воду.  Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листья, они погибли бы от недостатка влаги. Кроме того, от твердых веществ растение может избавляться при слущивании наружных слоев коры. Наверное, вы знаете, что нельзя сжигать опавшие листья. Это связано с тем, что находящие в них вредные вещества при сгорании попадают в атмосферу, что приводит к ее загрязнению.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям

Выводы по уроку

Деятельность учителя

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с тем, как происходит выделение в организме растений. Выделение – удаление вредных ненужных веществ. К ним относятся излишки воды, минеральные соли, аммиак, мочевина. У растений нет специальной выделительной системы. Удаление воды происходит путем ее испарения и регулируется открыванием или закрыванием устьиц. Этот процесс называется транспирацией. Удаление твердых веществ происходит в процессе листопада.

Деятельность учащихся

Делают записи в тетради

Задание на дом

Деятельность учителя

А сейчас домашнее задание. Постарайтесь узнать, существуют ли растения, у которых устьица расположены не на нижней, а на верхней стороне листовой пластинки. С чем могут быть связаны такие особенности строения?

Деятельность учащихся

Записывают задание на дом.

Ссылки на ресурсы

Литература: 

1.  Биология. Живой организм. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – Дрофа, 2013. – 158 с, [2]с.