Цель: Рассказать о роли музыки в жизни человека, о её влиянии на мысли, чувства, настроение людей.
Задачи:
Познавательная: сформировать представление о многогранности образного мира и эмоционального спектра музыки и функции ее в жизни человека;углубить восприятие музыки.
Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы. Расширять музыкальный кругозор учащихся, стремление любить и понимать музыку.
Воспитательная: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к жизни, музыке, искусству; пробуждать у учащихся интерес к серьёзной музыке, желание слушать её не только на уроке, но и вне его; умение работать в группе.
Тип урока: урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты:
Личностные:
обучающийся научится понимать определение «музыка души», уметь охарактеризовывать состояние и настроение;
- у обучающихся будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;
- обучающийся научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;
- обучающийся получит возможность научиться  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Метапредметные:
Регулятивные:
Обучающийся:
- научится исполнять музыку, передавая художественный смысл; 
- получит возможность научиться определять и формулировать проблему и задачи урока.
Коммуникативные:
Обучающийся:
- научится аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры
- получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе работы в группе.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;
- использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
Предметные
Обучающийся: 
- научится отражать понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлении  о музыке;
- научится осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения;
- продолжит совершенствование  вокально-хоровых навыков.
ТСО: Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация, фортепиано (или цифровое пианино).
Музыкальный материал:
Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание).
М. Дунаевский, стихи Н. Олева. «Цветные сны» (пение).
Художественный материал:
Поэзия: Е. Винокуров. «Есть внутренняя музыка души...» (отрывок); К. Бальмонт «Звук» (отрывок)
Живопись: И. Левитан. «Вечер. Золотой плёс» (или Г. Сорока. «Рыбаки. Вид на плотину»)
Портреты: композиторы А. Серов,  Е. Дога, М. Дунаевский; поэты Е. Винокуров, К. Бальмонт
Виды деятельности: слушание, пение.
Основные понятияи ключевые слова: «музыка души», «кино-вальс», фильмы «Мой ласковый и нежный зверь», «Мери Поппинс, до свидания»

Технология изучения темы

I.Организационный (мотивационный) этап.
Музыкальное приветствие.
II.Актуализация опорных знаний и умений.
Звучит Увертюра к фильму «Мери Поппинс, до свидания!», на её фоне учитель начинает урок
Деятельность учителя:Что вы слышите?
Деятельность обучающихся: Варианты ответов учеников (Мелодию, песню из фильма и др.)
Деятельность учителя: Одним словом, МУЗЫКУ! Как вы думаете, можно ли прожить на свете без музыки?
Деятельность обучающихся: Варианты ответов учеников.
Деятельность учителя:Наверное, любой человек к такому вопросу отнесётся с недоумением и скажет: «А как же без музыки?»
Действительно, музыка звучит повсюду: с экрана телевизора и монитора компьютера, на концертной эстраде и в музыкальном театре, в школе и дома.
У вас, наверное, есть любимые музыкальные произведения?
Деятельность обучающихся: Варианты ответов учеников.
Деятельность учителя: Какое разнообразие вкусов! Это и модные песни отечественной и зарубежной эстрады, и музыка из кинофильмов, мюзиклов… Спорить с вами о вашей любимой музыке совершенно не входит в мою задачу, да и вообще бесполезно: музыка – часть нашей жизни. Не правда ли? Но всё же считаю обязанной приобщить вас к музыкальным богатствам русской и мировой классики, фольклора, эстрады. Из всего того, с чем вы познакомитесь на музыкальных занятиях в 6 классе, вы наверняка сможете выбрать музыкальные произведения именно для вашего сердца и слуха. Не сомневаюсь, что многие из них станут для вас неожиданным открытием, музыкальным сюрпризом.
Классическая музыка откроет вам самих себя, всколыхнёт в вас такие чувства, о которых вы, может быть, и не подозревали. Она даст работу вашему сердцу и уму. А это, поверьте, немало!
III. Постановка учебной проблемы.
Деятельность учителя: Так в чём же сила музыки?
Деятельность обучающихся: Варианты ответов учеников.
Деятельность учителя:Тысячи лет существует музыка на Земле, и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос.
Почему музыка волнует и трогает?
Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения?
И почему именно с музыкой связывает человек свои представления о прекрасном?
Желая выразить высшую прелесть мира, говорят: «музыка природы», «музыка души» ...
Послушайте стихотворение Евгения Винокурова. Как вы понимаете слова «музыка души»?
Деятельность обучающихся: Ученики слушают, размышляют.
Деятельность учителя:
Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум. Не заглуши
Её с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Её имеют многие. Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.
Деятельность обучающихся: Ученики высказывают своё мнение.
Деятельность учителя:
В этом стихотворении Е. Винокурова «музыка души» предстаёт как особый внутренний свет, чистый и незамутнённый, как драгоценный талант, который надлежит беречь от разрушающей монотонной повседневности. Музыка зарождается в душе и проникает в душу другого человека.
IV. Формулирование учебной проблемы. Планирование действий.
Деятельность учителя:Задумайтесь: может быть, в том, что музыку мы носим, прежде всего, в себе, и заключается секрет нашей отзывчивости на музыкальное звучание, отзывчивости, которая тем сильнее, чем  больше бережём мы этот дар изначальной искренности и чистоты?
В самом деле, как объяснить, почему что-то мы любим и принимаем, а что-то отвергаем и почему эта эмоциональность восприятия является неизменной спутницей человека? Вот одна из загадок человеческой жизни – и одновременно одно из доказательств того, что не всё в этой жизни подчинено рассудку и логике. Есть в мире такие явления, которые не выразишь словами, не изобразишь, их стихия – музыка с её текучестью, переменчивостью, игрой красок и состояний, музыка то бурная, то созерцательная. Не случайно говорить о музыке порой так же трудно, как рассказывать о своих переживаниях. Послушайте, как об этом  писал русский композитор XIX века  Александр Николаевич Серов: «Музыка…доказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. Это свойство музыки составляет её главную прелесть, главную чарующую силу… Она – непосредственный язык души».
Занятия этого года помогут вам ответить на вопросы:
- В чём состоит воздействие музыки на душу человека?
- Почему музыка то радует или печалит, то возвышает или оставляет равнодушным?
V. Открытие нового знания.
Деятельность учителя: Вы задумывались, почему многовековые произведения искусства живы до сих пор и не утратили своей жизненной силы?
Деятельность обучающихся: Варианты ответов учеников (Искусство способно воздействовать на жизнь, влиять на неё, изменять, делать лучше и, главное, - влиять на самого человека.)
Деятельность учителя: Вы видите на экране репродукцию И. Левитана «Вечер. Золотой плёс». Что вы можете сказать, глядя на этот пейзаж?

Деятельность обучающихся: (Рассматривают картину, размышляют об увиденном на ней,  и о впечатлении, которое она оставляет.)
Деятельность учителя: Этот холст - новый шаг Левитана в постижении пейзажа Родины. Озарённость, сложное освещение полотна придают картине какую-то сказочную свежесть и очарование.
Будто в золотом мареве купаются небо, вода и берега Волги, чуть-чуть тронутые сизым вечерним туманом, который стелется на берегу, покрывая всё холодной дымкой вуали.
Как всякий вечер, картина навевает грусть.
И эта скрытая борьба ликующих тёплых тонов уходящего дня, радостных и звучных, невольно подчёркивается пепельностью наступающих летних сумерек, тронувших косогор, колокольню и домик. Городок притих.
Вся картина наполнена удивительной музыкой молчания, так много рассказывающей нашему сердцу. Полотно пронизано острым чувством очарования живописца, влюбившегося в этот мотив.  Он создавал его сложно, собирая по крупицам впечатления от многих вечеров.  Картина создана мастером, как бы ставшим на мгновение птицей и взлетевшим над землёй.
Вы обратили внимание на словосочетание «музыка молчания»? Тишина здесь - не пустота, она звучит. Читаем у Константина Бальмонта в стихотворении «Звук»:
Тончайший звук, откуда ты со мной?
Ты создан птицей? Женщиной? Струной?
Быть может, солнцем? Или тишиной?
Понятно, что даже самая прекрасная музыка не может не только каменную глыбу сдвинуть, но и камушек подвинуть. А что же тогда может музыка?
Деятельность обучающихся: Варианты ответов учеников (Может вселить в человека ужас, страх; может вызвать радость, а может – печаль, тоску; может подвигнуть на героический поступок; облагородить наши мысли, чувства.)
Деятельность учителя: Может ли музыка рождаться вне человека, или отдельно от него?
Деятельность обучающихся:Варианты ответов учеников (Раз музыка зарождается в душе, то никак не может быть отдельно от человека.Музыка всегда несёт в себе частицу души человека.)
Деятельность учителя: Предлагаю вам послушать музыку молдавского, советского  композитора Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь».   О чём расскажет эта музыка? Что вы почувствуете вней? Определите жанр этого произведения.
Деятельность обучающихся:Слушание: Е. Дога. Вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Деятельность учителя:Какие чувства вызывает эта музыка? Где зародились эти чувства?
Деятельность обучающихся: Варианты ответов учеников (Это вальс. Романтичный, нежный, страстный, взволнованный, где-то тревожный. Очень красивый. Завораживает душу.)
Деятельность учителя: Романтический вальс из фильма - мелодрамы «Мой ласковый и нежный зверь» композитор Евгений Дога написал, импровизируя на фортепиано, за одну летнюю ночь. Услышавшая и станцевавшая его первой исполнительница главной роли Галина Беляева, как и все на съёмочной площадке, подумала, что звучит ранее неизвестная классика из далёкого прошлого, - и была ошеломлена, узнав, что произведение оригинальное, только что сочинённое.
Позже, режиссёр фильма Эмиль Лотяну признался, что тот вальс на озере - живой нерв фильма «Мой ласковый и нежный зверь», «тончайшая паутина звуков, сотканная из грёз и былей, порывов и предчувствий...». Музыка без слов написала чью-то драму души
Вальс... Нежный, как любовь, заливающая весь мир, с едва уловимым оттенком щемящей грусти, лёгкий, как поцелуй весеннего ветра, сверкающий, как чистый горный поток в лучах солнца, в водной пыли которого искрится радуга.

Торжественный, неуклонно возрастающий по накалу, и в то же время волнующий, полный тревожных предчувствий вальс сильно добавил картине эмоциональной выразительности, способствовал необыкновенной популярности мелодрамы. Вальс из фильма востребован на массовых театрализованных постановках, музыкально иллюстрировал открытие Олимпиад 1980 года в Москве и 2014 года в Сочи.

Мелодия уверенно «пошла в народ», исполняется не только профессионалами, но и уличными музыкантами, звучит в подземных переходах, на станциях метро и на улицах, её часто используют хореографы и спортсмены для постановки балетных и танцевальных номеров как на паркете, так и на льду.
Произведение Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» называют самым известным в мире кино-вальсом, «самым красивым вальсом о любви в мире». В рейтинге музыкальных шедевров 20-го века ЮНЕСКО он удостоен четвертой строчки.
Если вы хотите понять более глубоко эту музыку, предлагаю вам посмотреть фильм «Мой ласковый и нежный зверь» или прочесть повесть А.П. Чехова «Драма на охоте», по мотивам которой и был снят фильм.И тогда вам этот вальс поведает  о душе нежной девушки, которая выходит замуж за нелюбимого человека. Почувствуете, как  музыка этого вальса раскроет для вас все эмоции, которые спрятаны глубоко в душе героини.
Деятельность учителя: Глубокие чувства детства раскрыты в песне Максима Дунаевского «Цветные сны»из т/ф «Мери Поппинс, до свидания!», которую предлагаю вам послушать и разучить.
Совместная деятельность учителя и обучающихся:
1.Слушание песни«Цветные сны»в исполнении Т. Ворониной (или в исполнении учителя)
2.Разучивание песни «Цветные сны»

VI. Рефлексия учебной деятельности.
Деятельность учителя: Если мы попытаемся ответить на вопросы: в чём состоит воздействие музыки на душу человека? Почему она то радует или печалит, то возвышает, а почему подчас оставляет равнодушным?
Ответив на эти вопросы, мы лучше узнаем не только музыку, но и самих себя: ведь музыка не живёт вне человека, она всегда несёт в себе частицу его души. И какова музыка, волнующая нас, таковы и мы сами: сколь бы различны ни были наши характеры, привычки, внешний облик, в главном мы можем оказаться не такими уж непохожими.
Все мы умеем любить, радоваться и восхищаться. Как раз об этом – о нашей похожести друг на друга – и напоминает музыка. И та, что живёт в душе каждого из нас, и та, которая, пробуждая уснувшие чувства, возвращает человека к самому себе.
Помните, в чудесной сказке «Соловей» Г. Х. Андерсена, как раз и говорилось о том, что дивное пение соловья преобразило душу даже могущественного китайского императора? Более того, сила, заключённая в этом пении, победила даже саму Смерть, заставив её отступить, когда она уже сидела на постели императора.

Какой вывод можно сделать в конце урока?
Деятельность обучающихся: Сила подлинной музыки поистине безгранична. Музыка способна пробуждать всё лучшее, что есть в человеке - стремление к красоте, любви и созиданию.
Деятельность учителя: Она открывает миры, полные безграничного богатства, – миры, которые готовы подарить свои сокровища каждому, кто действительно нуждается в них.
VII. Домашнее задание:

  1. Назовите примеры музыки разного характера и расскажите, чем они вам близки.
  2. Выучите песню М. Дунаевского «Цветные сны» (можете исполнять под фонограмму)
  3. Послушайте и посмотрите «Вальс» Е. Доги в исполнении певицы Зары, фигуристов Т. Навки и А. Жулина (на сайте учителя). Какие чувства вызывает в вас эта музыка?
  4. Прочтите повесть А. Чехова «Драма на охоте»
  5. Найдите и выпишите в тетрадь одно из высказываний о воздействии музыки на человека, указав автора.