Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: познакомить учащихся ипоказать на музыкальных примерах тембровое многообразие музыкальных инструментов и симфонического оркестра, сравнение музыкальных тембров с красками в живописи.
Задачи:
Личностные:
- актуализировать жизненно музыкальные впечатления учащихся;
- формировать систему новых понятий, знаний;
- развивать творческое воображение;
- формировать самостоятельное общение учащихся с искусством;
- развивать музыкальную отзывчивость;
- развивать музыкальные способности: интонационный и звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- активизировать и развивать творческие способности учащихся;
Познавательные:
- формировать у учащихся умение нахождения знаний новыми способами;
- расширить знания и конкретизировать слуховые представления о новых музыкальных произведениях;
- расширить представления учащихся о тембрах музыкальных инструментов;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- прививать любовь и уважение к музыкальной культуре;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Коммуникативные:
- формировать аргументированную точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыки;
- создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества между учеником и учителем;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать навыки самооценки и самоанализа;
- формировать рефлексию, включающую в себя рефлексию учебной деятельности, и рефлексию чувств и эмоций;
Регулятивные:
- определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности;
- способствовать самовыражению учеников в процессе музыкальной деятельности;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формулировать свое мнение и позицию;
- формировать умения в самостоятельном поиске необходимой информации;
- способствовать самовыражению учеников через занятия музыкальной деятельностью;
- содействовать приобретению навыков общения с окружающим миром;
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Обучающиеся смогут:
- отличать звучание тембров отдельных музыкальных инструментов: скрипка, виолончель, флейта,а также звучание групп симфонического оркестра;
- различать музыкальные инструменты симфонического оркестра по группам (струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные инструменты);
- оценивать музыкальные произведения с точки зрения тембровой окраски звучания;
- исследовать значение тембров инструментов для воплощения музыкальных образов;
- сравнивать музыкальные тембры с красками в живописи;
- учиться вслушиваться в темброво-живописную красоту музыки;
- определять особенности средств музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
- знать и различать основные жанры музыки;
- уметь находить и определять образы в музыкальных произведениях через произведения изобразительного и литературного искусства;
- совершенствовать навыки вокально-хорового пения;
Метапредметные:
Учащиеся смогут:
- расширить представление о тембре как средстве музыкальной выразительности;
- проявить готовность к самостоятельному общению с искусством;
- совершенствовать художественное самообразование;
- размышлять о темброво-живописной красоте музыки;
- применять полученные знания для решения разнообразных художественно-творческих задач;
Личностные:
Учащиеся будут обладать:
- целостным представлением о поликультурной картине современного музыкального мира;
- способностью к решению различных музыкально-творческих задач;
- ответственным отношением к учебе;
- основами познавательной и информационной культуры;
- умением анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- коммуникативными навыки, навыками самооценки и рефлексии.
Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова:
- выражение настроений окружающего мира в музыке через тембрымузыкальных инструментов:
- скрипка;
- виолончель;
- флейта;
- группы инструментов симфонического оркестра;
- сравнение музыкальных тембров с красками в живописи;
Произведения композиторов:
- Н.А. Римский-Корсаков тема «Шехеразады» из симфонической сюиты «Шехеразада»;
- Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»;
- С.В. Рахманинов «Вокализ» (в переложении для виолончели и фортепиано);
- И. С. Бах «Шутка» из сюиты № 2 для оркестра;
- К.В. Глюк фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика»;
- М. Славкин, стихи И. Пивоваровой «Скрипка» (пeние).
Ресурсы урока: иллюстрации, портреты композиторов Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, И.С. Бах, Х.В. Глюка; тестовые и проверочные задания.
Музыкальный материал:
- Н.А. Римский-Корсаков тема «Шехеразады» из симфонической сюиты «Шехеразада»;
- Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»;
- С.В. Рахманинов «Вокализ» (в переложении для виолончели и фортепиано);
- И. С. Бах «Шутка» из сюиты № 2 для оркестра;
- К.В. Глюк фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика»;
- М. Славкин, стихи И. Пивоваровой «Скрипка» (пeние).
ТСО: Компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозаписи, видеозаписи, фортепиано, нотный материал.

  1. Организационный этап.

Дирижер, крутой и своевольный,
Жаждой бури явно обуян:
В скрипках зыбь, в виолончелях волны,
В контрабасах воет океан…


И. Сельвинский
Проверка готовности к уроку.

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель:
- Сегодня, слушая музыку, мы с вами нарисуем музыкальные картины. И у каждого из вас, они будут состоять из тех цветов, которые вы услышите в этих музыкальных произведениях. Ведь все мы слышим,  казалось бы, одинаково, но воспринимаем звуки все по-разному.
Также мы определим роль тембра в создании музыкально-живописного образа произведения.

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель:
- Ранее мы уже говорили с вами о том, что каждый музыкальный инструмент имеет своё неповторимое звучание, свой ТЕМБР и звучат все инструменты по-разному. 
Несколько музыкальных инструментов могут сыграть одно и тоже. Мы сразу отличим по тембру один от другого.
Тембр в переводе с французского означает «окраска звука».
Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса.
Тембр в музыке ценится чрезвычайно высоко – не меньше, чем краска в живописи.

  1. Постановка учебной проблемы.

Учитель:
- На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с разными музыкальными произведениями и сможете ответить на вопрос: Почему тембры в музыке можно назвать музыкальными красками?

  1. Усвоение новых знаний.

Учитель:
- Объясните выражение: «Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит».
Учащиеся:
- Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы – любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.
Музыка и цвет: о феномене цветного слуха.
Ещё в древней Индии сложились своеобразные представления о тесной взаимосвязи музыки и цвета. В частности, индусы считали, что в каждом человеке заложена своя мелодия и цвет.
Гениальный Аристотель утверждал в трактате «О душе», что соотношение цветов подобно музыкальным созвучиям.
В представлении пифагорейцейцев цвета спектра соответствовали семи музыкальным тонам.
ФЕНОМЕН «ЦВЕТНОГО» СЛУХА
Явление цветового видения музыки обнаруживали у себя некоторые выдающиеся музыкальные деятели. Великому русскому композитору Н.А. Римскому-Корсакову все тональности мажора и минора виделись окрашенными в определённые цвета. Австрийский композитор XX в. А. Шёнберг сопоставлял краски с музыкальными тембрами инструментов симфонического оркестра. Каждый из этих выдающихся мастеров видел свои цвета в звуках музыки.
Сочинения Н.А. Римского-Корсакова музыковеды часто именуют «звуковой живописью». Такое определение связано с дивной изобразительностью музыки композитора. Оперы и симфонические композиции Римского-Корсакова насыщены музыкальными пейзажами. Выбор тонального плана картин природы отнюдь не случайный. Увиденные в синих тонах ми мажор и ми-бемоль мажор в операх «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Золотой петушок» употреблены для создания картин моря, звёздного ночного неба. Восход солнца в тех же операх написан в ля мажоре – тональности весенней, розовой. В опере «Снегурочка» ледяная девочка впервые появляется на сцене в «синем» ми мажоре, а её мать Весна-Красна – в «весеннем, розовом» ля мажоре. Проявление лирических чувств передано композитором в «тёплом» ре-бемоль мажоре – это и тональность сцены таяния Снегурочки, получившей великий дар любви. (по ходу рассказа сыграть на рояле тональности).

Портрет Н.А. Римского-Корсакова
Учитель:
- Сейчас мы услышим тему «Шехеразады» из симфонической сюиты Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада».
Ваша задача определить солирующий музыкальный инструмент.
Музыкальный пример: (фрагмент)
Н.А. Римский-Корсаков тема «Шехеразады» из симфонической сюиты «Шехеразада».

Учитель:
- Правильно вы услышали тембр скрипки.
- Что известно о характере звучания скрипки?
Картинка скрипка
Учащиеся:
- Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая ПЕВУЧЕСТЬ, поэтому ей нередко поручаются мелодии ПЛАВНОГО, ПЕСЕННОГО ХАРАКТЕРА, обладающего особой закруглённостью линий.
Учитель:
- Как передан образ Шехеразады в звучании скрипки?
Учащиеся:
- Слышится прелесть волшебной арабской ночи и нежный голос Шехеразады.
Учитель:
- Слушая фрагмент из сюиты, предлагаю ваммысленно подобрать цветак музыке.
Музыкальный пример:
Н.А. Римский-Корсаков тема «Шехеразады» из симфонической сюиты «Шехеразада».
Учитель:
- Скрипка обладает не только способностью быть певучей и песенной. У неё много талантов. Какой ещё способностью обладает скрипка?
Учащиеся:
-  Известна и ВИРТУОЗНОСТЬ скрипки, её способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском. 
Учитель:
- Послушаем «Полёт Шмеля» из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе  Салтане». Вспомним литературный сюжет о полёте Шмеля.

Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились…
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму - и в щель забился.

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славногоСалтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.

Учащиеся:
- Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.
Картинка из сказки Пушкина.
Учитель:
- Обратите внимание на то, что в произведении указан быстрый темп «виваче» - «живо». Стремительный полёт шестнадцатых ноток рисует нам кружащее движение Шмеля. Слушая фрагмент музыки,раскрасим следующий цвет радуги. 
Музыкальный пример:
Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Учитель:
- В семейство струнных смычковых инструментов входит и ВИОЛОНЧЕЛЬ.
Картинка виолончель

Что мы знаем о характере звучания виолончели?
Учащиеся:
- Необычайная теплота и выразительность виолончели сближает её интонации с живым голосом – глубоким, волнующе-эмоциональным.
Учитель:
- Эта удивительная способность виолончели звучать необыкновенно тепло и выразительно и позволило исполнять вокальные произведения в инструментальном переложении. «Вокализ» С.В. Рахманинова звучит с широким, всеохватывающим, поющим легато (дуга, соединяющая звуки). Слушая фрагмент музыки, выберем цвет третьего лепестка.
Портрет С.В. Рахманинова
Музыкальный пример:
С.В. Рахманинов «Вокализ» (в переложении для виолончели и фортепиано).
Учитель:
Там, где требуются легкость, изящество и грация, царит флейта.
Картинка флейты.
Учитель:
Прелестная «Шутка» И.С. Баха из Сюиты №2 для оркестра – пример такого изящно-юмористического звучания флейты.
Портрет И.С. Баха.
Музыкальный пример:
И. С. Бах. Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра.
Учитель:
Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность, грациозное остроумие как в «Мелодии» из оперы К.В. Глюка «Орфей и Эвридика», о которой мы говорили на одном из предыдущих уроков.
Портрет К.В. Глюка
Музыкальный пример:
К.В. Глюк фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика».

  1. Первичная проверка понимания темы.

Учитель:
- Посмотрите на слайд (показан семицветик - интонация- средства музыкальной выразительности)
Обратите внимание на лепестки цветка, их тоже семь, как 7 цветов радуги. Цветок с названиями средств музыкальной выразительности. Видим, что ТЕМБР – одно из выразительных музыкальных средств.
Давайте сделаем вывод: что мы сегодня узнали на уроке?
- Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр
- Музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи
-Тембр помогает «увидеть» музыкального героя
- Музыка неотделима от тембра
Учитель совместно с учащимися заполняет итоговую таблицу:

Муз. инструмент

Произведения

Характер звучания

Скрипка

Н.А. Римский – Корсаков «Шехерезада»

 

«Полет шмеля»

Певучее
Плавное
Песенное

ВИРТУОЗНОСТЬ скрипки, её способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском.

Виолончель

С.В. Рахманинов «Вокализ»

Необычайная теплота и выразительность виолончели сближает её интонации с живым голосом – глубоким, волнующе – эмоциональным.
Виолончель – теплота, глубина звучания

Флейта

И.С. Бах «Шутка»

 

К. Глюк «Орфей и Эвридика»

Грациозное остроумие, изящно-юмористическое звучание

Прозрачность тембра в сочетании с высоким регистром придают трогательную выразительность

Вокально-хоровая работа.
1.Исполнение песни М. Славкин, стихи И. Пивоваровой «Скрипка».

  1. Итог урока.

Учитель:
Итак, ответим на поставленный в начале урока вопрос: «Почему тембры в музыке можно назвать музыкальными красками?»
Учащиеся:
Всевозможные краски, сочетаясь на картине, радуют наш глаз.
Всевозможные тембры, сочетаясь в музыке, радуют наше ухо.
Как палитра у художника, так и звуки музыкальных инструментов разнообразны и красочны.
Учитель:
Мы расширили свои знания о тембре. Учились слушать и различать тембровую красоту скрипки, виолончели, и флейты, составили цветовую палитру музыкальных фрагментов.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Можете ли вы утверждать, что испытываете эмоционально-ценностное отношение к искусству? В чём это проявляется?
- Что помогло сегодня обогатить ваши музыкальные впечатления?
- Пробудила ли у вас музыка, звучавшая на уроке, еще большее желание наслаждаться ею, чувствовать и понимать её?
- Как вы оцениваете свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке?

  1. Домашнее задание.
  2. Ответьте на вопросы:

Почему тембры музыкальных инструментов сравнивают с красками в живописи?

  1. Заполни таблицу:

Композитор

Произведение

Музыкальный инструмент

И.С. Бах

 

 

 

«Шехерезада»

 

 

«Полет шмеля»

 

К.В. Глюк

 

Флейта

 

«Вокализ»

 

  1. Распредели музыкальные инструменты по группам симфонического оркестра и соедини их:

Группа: Струнные - смычковые

Музыкальный инструмент

1.

2.

3.

4.

Группа: Деревянные - духовые

Музыкальный инструмент

1.

2.

3.

4. 

Группа: Медные - духовые

Музыкальный инструмент

1.

2.

3.

4.

Группа: Ударные

Музыкальный инструмент

1.

2.

3.

4.

Труба, виолончель, контрабас, валторна, фагот, треугольник, литавры, скрипка, альт, гобой, кларнет, тарелки, барабан, флейта, туба, тромбон.