Тип урока: комбинированный.

Цель: показать на музыкальных примерах «волшебное» свойство музыки передавать свою созидательную силу людям.
Задачи:
Личностные:
- актуализировать жизненно музыкальные впечатления обучающихся;
- формировать систему новых понятий, знаний;
- развивать творческое воображение;
- развивать музыкальную отзывчивость;
- развивать музыкальные способности: интонационный и звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память;
- активизировать и развивать творческие способности обучающихся;
Познавательные:
- формировать у обучающихся умение нахождения знаний новыми способами;
- расширить знания и конкретизировать слуховые представления о конкретных музыкальных произведениях;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- прививать любовь и уважение к музыкальной культуре;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Коммуникативные:
- формировать аргументированную точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыки;
- создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества между учеником и учителем;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать навыки самооценки и самоанализа;
- формировать рефлексию, включающую в себя рефлексию учебной деятельности, и рефлексию чувств и эмоций;
Регулятивные:
- определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности;
- способствовать самовыражению обучающихся в процессе музыкальной деятельности;
- формировать умения в самостоятельном поиске необходимой информации;
- способствовать самовыражению учеников через занятия музыкальной деятельностью;
- содействовать приобретению навыков общения с окружающим миром.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Обучающиеся смогут:
- раскрыть значение мифов античности о роли музыки и музыкантах;
- оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты;
- исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов;
- определять особенности средств музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
- знать и различать основные жанры музыки;
- уметь находить и определять образы в музыкальных произведениях в их связи с произведения изобразительного и литературного творчества;
- совершенствовать навыки вокально-хорового пения;
Метапредметные:
Обучающиеся смогут:
- проявить стремление к самостоятельному общению с искусством, художественному самообразованию;
- применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
Личностные:
Обучающиеся будут владеть:
- целостным представлением о поликультурной картине современного музыкального мира;
- способностью к решению различных музыкально-творческих задач;
- ответственным отношением к учебе;
- основами познавательной и информационной культуры;
- умением анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- навыками самооценки и рефлексии;
- более сложными вокально-хоровыми навыками.
Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова:
- мифы древней Греции;
- симфонический цикл «Ноктюрны»
произведения композиторов:
К. Дебюсси «Сирены» из симфонического цикла «Ноктюрны»;
Х. Глюк.Фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика»;
Ресурсы урока: иллюстрации, портрет К. Дебюсси и Х. Глюка; тестовые задания.
Музыкальный материал:
Х. Глюк.Фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика»;
К. Дебюсси «Сирены» из симфонического цикла «Ноктюрны».
А. Калныньш«Музыка», словаВ. Пурвса. (пение).

ТСО: Компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозаписи, видеозаписи, фортепиано, нотный материал.

Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый
источник выражения там, где речь умолкает.
Э.Т.А. Гофман.

Учитель:
- Мы с вами уже много говорили о значении музыки в жизни людей и знаем, какое воздействие она оказывает на мысли и чувства человека. Сегодня на нашем уроке речь пойдет об очень важном свойстве музыки её способности совершить чудо.

Проверка готовности к уроку.

Учитель:
- Сегодня на уроке мы разберем музыкальные произведения с позиции правды и красоты.И исследуем значение литературы для воплощения музыкальных образов.

Учитель предлагает учащимся вспомнить миф Древней Греции об Орфее и Эвридике.
Музыкальный пример: К.В. Глюк «Мелодия» фрагмент из оперы «Орфей и Эвридика».

Учитель:
- Можно ли с помощью музыки создать чудо, и как оно проявляется.

Рассказ о походе Аргонавтов совместно с Орфеем в Колхиду.
Учитель:
- Большую опасность таили в себе моря, неминуемую гибель несла встреча с сиренами, обитательницами морских островов.У них был божественный голос, далеко разносившийся над морской гладью вод. Слышавшие пение сирен, не помня себя, бросались в море и погибали. Орфей заглушал пение сирен игрой на лире, а Одиссей привязал себя к мачте корабля и залил воском уши своих товарищей, чтобы они спаслись.

Обучающиеся выступают с сообщением о французском композиторе К. Дебюсси.

Учитель:
Анализ сюиты «Ноктюрны»:
- открывается оркестровой пьесой «Облака». («Облака» — это неподвижный образ неба с медленно и меланхолически проходящими и тающими серыми облаками; удаляясь, они гаснут, нежно оттененные белым светом».Из литературного предисловия К. Дебюсси).
- следующая пьеса «Празднества». ««Празднества» — это движение, пляшущий ритм атмосферы со взрывами внезапного света, это также эпизод шествия (ослепительное и химерическое видение), проходящего через праздник и сливающегося с ним; но фон остается все время — это праздник, это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма».Из литературного предисловия К. Дебюсси).
- и наконец, третья пьеса триптиха, с которой нам предстоит познакомиться – «Сирены» для симфонического оркестра и женского хора.

Учитель:
- Сам композитор раскрывал программу произведения: «Это море и его бесчисленные ритмы, затем посреди волн, посеребренных луной, возникает, рассыпается смехом и затихает таинственное пение сирен».
Чарующими голосами сирены заманивали к острову путешественников, и корабли их гибли.
И вот мы можем услышать их пение в произведении К. Дебюсси. Поет женский хор – поет с закрытым ртом. Слов нет – одни звуки, парящие в воздухе, исчезающие, и снова возрождающиеся.
Давайте послушаем ноктюрн – пьесу.
Деятельность обучающихся: слушание «Сирены» К. Дебюсси.

Вопросы для обсуждения в классе.
Учитель:
- Что воплощено в образе сирен?
- Почему эту музыку часто называют божественной?
- В чём проявляется необыкновенная сила искусства в этом произведении?
- Какие чувства вложил в музыку композитор?

Учитель:
- Существует много примеров в литературе о созидательной силе музыки.
Один из таких примеров – мифический герой Амфион одной своей игрой на лире заставлял камни складываться в стены, которые стали стенами древнего города Фивы.

Работа в малых группах.
На примерах разных видов искусства и своего жизненного опыта учащиеся доказывают (или опровергают) гипотезу:
- Чудо Музыки состоит в том, что она способна с большой силой влиять на человека: возбуждать в нём смелость, укреплять веру, объединять людей.

Вокально-хоровая работа.
Разучивание песни  А. Калныньш, стихи В. Пурвса. Музыка.

Учитель:
- О какой музыке вы узнали сегодня?  (ответы обучающихся).
- Каким характером и особенностями должна обладать музыка, чтобы влиять на чувства и поступки людей? (ответы обучающихся).
Обучающиеся совместно с учителем делают вывод:
- В восприятии людей музыка предстаёт как сказочная фея и чародейка, которая подбадривает, утешает, радует нас, поддерживает и украшает нашу жизнь.

1. Найдите в словаре или интернете термины:
- ноктюрн,
- «Ноктюрны» К. Дебюсси;
- биография К. Дебюсси.

2. Найдите примеры в литературе о созидательной силе в музыке (мифы, сказки, предания).