Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: Способствовать развитию интереса учащихся к полифонической музыке, знакомство с творчеством композиторов – полифонистов, узнавание жанров и приёмов полифонии.
Задачи:
Личностные:
- актуализировать жизненно музыкальные впечатления учащихся;
- формировать систему новых понятий, знаний;
- развивать творческое воображение;
- развивать музыкальную отзывчивость;
- развивать музыкальные способности: интонационный и звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память;
- формировать ориентировку в полифонических средствах музыкальной выразительности;
- активизировать и развивать творческие способности учащихся;
Познавательные:
- узнавать стиль полифонического письма;
- узнавать жанры полифонии;
- узнавать полифонические приёмы в творчестве композиторов;
- формировать у учащихся умений нахождения знаний новыми способами;
- расширить знания и конкретизировать слуховые представления о конкретных музыкальных произведениях;
- формировать навыки восприятия характерных черт творчества зарубежных композиторов;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- прививать любовь и уважение к мировой музыкальной культуре;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Коммуникативные:
- формировать аргументированную точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений зарубежной музыки;
- создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества между учеником и учителем;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать навыки самооценки и самоанализа;
- формировать рефлексию, включающую в себя рефлексию учебной деятельности и рефлексию чувств и эмоций;
Регулятивные:
- способствовать определению целей и задач собственной музыкальной деятельности;
- способствовать самовыражению учеников в процессе музыкальной деятельности;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формулировать свое мнение и позицию;
- формировать умения в самостоятельном поиске необходимой информации;
- способствовать самовыражению учеников через занятия музыкальной деятельностью;
- содействовать приобретению навыков общения с окружающим миром;
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Обучающиеся смогут:
- раскрыть значение понятия «полифония»;
- определять особенности средств музыкальной выразительности в полифонических произведениях;
- знать и различать основные жанрыи приёмы полифонического письма;
- воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха, В. А. Моцарта);
- узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И. С. Баха, В. А.Моцарта);
- находить и определять образы в музыкальных произведениях через произведения изобразительного и литературного искусства;
- совершенствовать навыки вокально-хорового пения;
Метапредметные:
учащиеся смогут:
- проявлять стремление к самостоятельному общению с искусством;
- продолжать художественное самообразование;
- размышлять о значении полифонической музыке;
- смогут применять полученные знания для решения разнообразных художественно-творческих задач;
Личностные:
учащиеся будут обладать:
- ответственным отношением к учебе;
- основами познавательной и информационной культуры;
- умением анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- коммуникативными навыками, навыками самооценки и рефлексии.
Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова:
- «полифония»;
- хорал
- хоральная прелюдия
- канон
произведения композиторов:
И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор.
Во поле береза стояла. Русская народная песня, обработка Г.Струве (пение);
В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).
Ресурсы урока: иллюстрации, М. Чюрленис. Фуга, портрет И.С. Бах; тестовые задания.
Музыкальный материал:
И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор.
Во поле береза стояла. Русская народная песня, обработка Г.Струве (пение);
В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).
Художественный материал: Ж и в о п и с ь
М. Чюрленис. Фуга.
ТСО: Компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозаписи, видеозаписи, фортепиано, нотный материал.

  1. Организационный этап.

Учитель читает  стихотворение:
Стихия музыки – могучая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Евгений Винокуров.
Проверка готовности к уроку.

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель:
- На каждом нашем уроке мы с вами постигаем тайны музыки. Сегодня мы постараемся вникнуть в понятие, которое относится к одной из самых ранних форм музыки. Это ПОЛИФОНИЯ и музыкальные произведения урока будут посвящены образам полифонической музыки.
Слово вам знакомое и очень актуальное в наши дни.
ФилософМихаил Михайлович Бахтин говорил, что «сущность полифонии в том, что голоса здесь остаются самостоятельными и сочетаются в единстве высшего порядка».

  1. Актуализация опорных знаний.

Учащиеся читают текст на доске совместно с учителем и анализируют.
ПОЛИФОНИЯ - музыкальный термин, буквально означающий совместное звучание многих голосов, многоголосие, в противоположность монодии – звучанию одного голоса и гомофонии – звучанию одного голоса с аккомпанементом.
Число голосов в полифонической музыке – от двух до нескольких десятков, причем каждый голос обладает определенной индивидуальностью и независимостью от других. Термины «полифония» и «контрапункт» имеют много общего, однако термин «контрапункт» относится только к композиционной технике европейской музыки.

Учитель предлагает вспомнить о музыкальном инструменте – органе.

Учащиеся:
Орган (лат. Organum из др.-греч. ὄργανον «инструмент, орудие»[1]) — клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов.
Картинка орган.
Учитель:
- Какой западноевропейский композитор писал свои полифонические произведения для органа?
Учащиеся:
- Немецкий композитор XVIII века И.С. Бах.
Портрет И.С. Баха.

Полифония от греческого – от греч. Poli – много, phone – голос. Это вид многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии.
Голоса вступают друг за другом, как бы догоняя или отвечая друг другу, всё время развиваясь: то расходясь, то встречаясь, то сплетаясь и звуча вместе. Все они одинаково важны. Здесь нет разделения на главный голос и аккомпанемент. Такой тип музыки называется полифонией.

  1. Постановка учебной проблемы.

Учитель:
А. Серов писал:
«Полифонию, в высшем её смысле, надобно понимать гармоническим слиянием воедино нескольких самостоятельных мелодий, идущих в нескольких голосах, одновременно, вместе. В рассудочной речи немыслимо, чтобы, например, несколько лиц говорили вместе, каждый своё, и чтобы из этого не выходило путаница, непонятная чепуха, а, напротив, превосходное общее впечатление. В музыке такое чудо возможно…».
На сегодняшнем уроке нам предстоит разобраться, как же в полифонической многоголосной музыке композиторы избегают «путаницы» и «непонятной чепухи».

  1. Усвоение новых знаний.

С полифонией, как правило, связывается тот мир музыкальных образов, который зародился в области церковной музыки. Своего расцвета достигла у мастеров Средневековья, Возрождения, а так же в творчестве композиторов последующих веков: Д. Букстехуде, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховен, Дж. Верди, И. Брамс. Господство этой области музыки продолжалось свыше пяти столетий.
Большинство полифонических произведений этого времени отмечено сдержанностью чувств, свободой от всего бытового, суетного, повседневного. Это «вечное стремление к Богу» и есть то главное, что отличает полифоническую музыку прошлых столетий. Ее воздействие на душу человека всегда было необыкновенно возвышающим, облагораживающим. Исполнялась она, как правило, в храме с его прекрасным и величественным интерьером.
Учитель: предлагает сопоставить музыку В.А. Моцарта, картины Рафаэля. («Мадонна Конестабиле»)
- Сейчас прозвучит одно из произведений В. Моцарта- канон «Да будет Мир». Сопоставьте музыку с произведениями изобразительного искусства и дайте ответ, в чем особенность произведения, написанного в форме канона.
(Звучание полифонической музыки (Моцарт) на фоне картины Рафаэля.).
Учащиеся рассуждают о художественных особенностях музыки и живописи. Учитель «подводит» детей к понятию «канон».
Канон — музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него.
Учитель:
Для полифонической музыки композиторами применяется прием имитации.
Имитация — проведение темы в различных голосах полифонического сочинения.

Портрет В.А. Моцарта.

Счастье!
Звучит нестареющий Моцарт.
Музыкой я несказанно обласкан,
Сердце
В порыве высоких эмоций
Каждому хочет добра и согласья.
Виктор Боков

На доске портрет И.С. Баха и фрагмент И.С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639  

Учитель:
Ребята, произведения какого композитора вы услышали и в каком стиле оно написано:
- полифонический;
- гомофонно-гармонический?
Учащиеся:
Прозвучало произведение И.С. Баха в полифоническом стиле.
Учитель:
Какие же законы отличают полифоническую музыку?
Учащиеся:
Прежде всего, в ней присутствуют несколько голосов, каждый из которых ведет самостоятельную мелодическую линию. Одновременное звучание всех голосов подчинено закону благозвучия. При этом один голос, не нарушая самостоятельности других, выполняет функцию аккомпанемента, обогащая звучание музыки.

Учитель:
Вы услышали органную хоральную прелюдию «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639.

Хорал (лат. choralis<подразумевается cantuschoralis — хоровое пение>, от др.-греч. χορός — хор, заданный голос многоголосной композиции в полифонической музыке) – это хоровое церковное песнопение.

Хоральная прелюдия — короткое литургическое музыкальное произведение для органа, основанное на мотиве хорала. Эта музыкальная форма была очень распространена в творчестве немецких композиторов эпохи барокко, а расцвет жанра пришёлся на творчество И. С. Баха, написавшего 46 хоральных прелюдий (и одну незаконченную), объединённых в цикл «Органная тетрадь».
Полифония в творчестве И.С. Баха.
Учитель:
И.С. Бах – великий полифонист, и в этом смысле он предстаёт завершителем целой исторической эпохи. Сложные контрапунктические комбинации голосов для него – живая, поэтическая речь. Композитор выявляет колоссальные выразительные возможности полифонии и, прежде всего, её способность раскрывать музыкальную мысль в развитии, обнаруживать внутреннюю логику и закономерность этого развития. Свойственная полифонии непрерывность музыкального течения давала Баху возможность раскрывать процесс становления мысли-чувства. Вместе с тем сама природа полифонической музыки и её строгими композиционными нормами, требующими тщательной продуманности целого и деталей, накладывала свой отпечаток и на художественный образ: он неизбежно заключал в себе не только эмоциональную стихию, но и строгое рациональное начало. Эти особенности полифонической музыки отвечали складу творческой личности Баха. Полифония стала у него могучим средством выражения богатейшего и самого разнообразного жизненного содержания: от сокровенных лирических высказываний, углублённых исповедей-раздумий до воплощения больших народных сцен. Композитор разрабатывает различные полифонические формы.
В полифонической музыке Баха раскрывается его изумительный дар мелодиста. (И. Гивенталь, Л. Гингольц).
Учитель:
Сейчас мы услышим органную хоральную прелюдию И.С. Баха «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639 и увидим изображения соборов. Что объединяет произведения музыки и архитектуры?
Музыкальный пример
И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639 (слушание)  + виды готических соборов.
Учащиеся:
Музыка звучит строго и сосредоточенно это вызывает состояние возвышенного покоя, а в архитектуре – благородная сдержанность и красота.
Учитель:
Леонард Бернстайн писал: «Хорал, хоральная прелюдия, канон и фуга – это четыре краеугольных камня музыкального мира Баха».
- На сегодняшнем уроке прозвучали канон В.А. Моцарта и огранная хоральная прелюдия И.С. Баха. Что объединяет и чем отличаются эти формы полифонической музыки.

Хорал

От греч. – хор. Хоровое церковное песнопение. В католической церкви были многоголосными, как правило, четырехголосными. Мелодия хорала отличается возвышенным характером, чистой красотой музыки, запечатлением в ней человеческого разума.

Хоральная прелюдия

Короткое литургическое музыкальное произведение для органа, основанное на мотиве хорала. Эта музыкальная форма была очень распространена в творчестве немецких композиторов эпохи Барокко, а расцвет жанра пришёлся на творчество И. С. Баха, написавшего 46 хоральных прелюдий (и одну незаконченную), объединённых в цикл «Органная тетрадь».

Канон

Музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него.

Приемы полифонического письма

Имитация — проведение темы в различных голосах полифонического сочинения.

Учитель:
Вершину полифонического стиля – фугу, мы с вами будем изучать на следующем уроке.

  1. Первичная проверка понимания темы проводится в форме викторины.

1.         Какая (одна из самых ранних) форма музыки относится к 12 веку? (Полифония)
2.         Что означает это слово в переводе с греческого языка? («Поли»-много, «Фоно»-звук. Многозвучие).
3.         Может ли полифония существовать в вокальной, вокально-инструментальной или чисто инструментальной музыке. (Да).
4.         Сколько столетий длилось господство полифонии в музыке? (5).
5.         Какие композиторы писали полифоническую музыку?. (Бах, Моцарт, Бетховен, Верди, Брамс, Танеев).
6.         А кто из данных композиторов написал не превосходящее и до нынешних времён количество музыкальных произведений в форме полифонии? (И.С.Бах).
7.         Полотна какого художника эпохи Возрождения созвучны полифоническим произведениям? (Рафаэля Санти).
8.         Какие картины Рафаэля Санти вы знаете? («Сикстинская мадонна», «Мадонна Конестабиле»).
9.         Знаете ли вы, в каком музее хранится картина «Мадонна Конестабиле»? (В Эрмитаже).
12.       Где преимущественно исполнялась полифоническая музыка? (В соборах и храмах)
13.       Какой инструмент сопровождал песнопение в католических храмах?(Орган)
14.       Как воздействовала полифоническая музыка на душу человека? (Она возвышала его, делала чище, благороднее, духовнее).
15.       Какие законы отличают полифоническую музыку? (в ней присутствует несколько голосов, каждый из которых ведёт свою самостоятельную мелодическую линию).
16.       В какой простейшей полифоническойформе проявляет себя равноправие голосов? (В каноне).
Канон – это простейшая полифоническаяформа.
17.       Какой канон В.А. Моцарта мы с вами разучивали на предыдущем уроке? («Да будет мир»).
Давайте его пропоём: дона нобис, нобиспацем.
18.       Как называется приём повторения в каноне? (Имитация)
19.       Вы говорили, что наибольшее количество произведений в полифоническом складе написал немецкий композитор И.С. Бах? А какие произведения этого выдающегося композитора вы знаете? (Хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, господи»).

  1. Вокально-хоровая работа.
  2. Исполнение канона В. А. Моцарта. Donanobispacem (Да будет мир);
  3. Разучивание песни «Камертон» -  Норвежская народная песня, обработка Г. Струве.
  1. Итог урока.

Учитель:
ПОЛИФОНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ РАЗНЫХ КОМПОЗИТОРОВ
Наиболее высокая и эстетически богатая область баховского творчества – полифония, и это вполне отвечает его художественной природе.
И.С. Бах запечатлел внутренний мир человека в те минуты, когда в нём теснятся различные думы и чувства, наплывая друг на друга, расслаиваясь, рассеиваясь, перекликаясь разрозненными фрагментами и вновь возникая в целостных формах.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- В чём проявилось ваше эмоционально-ценностное отношение к искусству?
- Пробудила ли у вас музыка, звучавшая на уроке, еще большее желание наслаждаться ею, чувствовать и понимать её?
- Что помогло сегодня обогатить ваши музыкальные впечатления?
- Как вы оцениваете свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке?

  1. Домашнее задание.

1. Напишите сообщение, доклад или сделайте презентацию о творчестве композиторов, писавших музыку в полифоническом стиле: Бах, Моцарт, Бетховен, Верди, Брамс, Танеев.

2. Найдите информацию:
А) работы какого  русского иконописца созвучны форме полифонии? (Андрея Рублёва)
Б) какую его знаменитую икону вы можете назвать? («Троица»)

3. Найдите определение « имитация», относящееся к полифонической музыке и поставьте букву в квадрате.

А) Имитация (от лат. imitatio — «подражание»):
Б) Подражание (голосу, почерка и т. д.) — уподобление кому- или чему-либо, воспроизведение, повторение, копирование.
В) Подражание искусством действительности.
Г) Метод маскировки.
Д) Подделка, эрзац.
Е) Проведение темы в различных голосах полифонического сочинения.
Ё) Создание ювелирных изделий в каком-либо стиле; иногда — полная копия драгоценных камней без цели обмана (страз).
Ж) Моделирование/виртуализация