Вид занятия: рисование с натуры в 6-ом классе.

Цель урока: научить писать учебные натюрморты в технике гризайль. Определять в натуре и находить в работе тоновые отношения между светом и тенью, между предметами в целом, предметами и фоном в соответствии с натурой.

Задачи урока:

1)    познакомить с грамматикой выполнения натюрморта в чёрно-белом решении.

2)    научить последовательной работе над учебным натюрмортом.

3)    выполнить натюрморт из простых предметов быта в технике гризайль.

Оборудование урока:

1)    Для учителя: презентация, мел, доска, художественные материалы, пособия.

2)    Для учащихся: бумага, карандаши, акварель, гуашь.

План урока:

1.     Организационная часть – 2-3 мин.

2.     Изложение нового материала – 10 мин.

3.     Практическая работа – 25-30 мин.

4.     Завершение урока, подведение итогов – 3-5 мин.

Ход урока:

1.     Установить должную дисциплину в классе. Поздороваться и представиться. Проверить готовность детей к занятию

2.     Изложение нового материала:

Здравствуйте, ребята.

Вспомните, для чего художник перед началом работы пробует на палитре различные цвета и смешивает их друг с другом.

Под тоновыми отношениями в натюрморте подразумевается разница по светлоте между предметами. Под цветовыми отношениями — разница в цветовом тоне, насыщенности и светлоте между всеми объектами изображения в целом и между световыми, теневыми и полутеневыми участками этих же объектов в частности. Цветовые и тоновые отношения анализируются одновременно.

Анализируя тоновые отношения в натюрморте, смотрите на натюрморт прищурившись. Это позволит воспринимать его обобщённо, меньше отвлекаясь на цветовой тон предметов. Определите самый светлый и самый тёмный предмет в натюрморте. Остальные предметы распределяются по тону между ними в этом тоновом диапазоне. Важно в соответствии с натурой определить, не только какой предмет светлее, какой темнее, но и насколько один предмет светлее другого.

Анализ цветовых отношений начинается с определения самых ярких и самых тёмных мест натюрморта. Все остальные участки предметов сравнивают с ними по степени яркости и светлоте.

Не забывайте, что каждый мазок краски содержит в себе три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлоту. Ошибка в цветовом тоне ведёт одновременно к ошибке по насыщенности и светлоте. Например, если красный насыщенный цвет написать более светлым, получится розовый малонасыщенный цвет.

1-й этап. Определите основные цвето-тоновые отношения в натюрморте.

Наметьте самые яркие пятна в натюрморте и самые тёмные. Цвет старайтесь набрать в полную силу, с учётом тоновых отношений.

Далее во время работы сравнивайте с ними тона и цвета всех объектов натюрморта.

2-й этап. Вылепите объём предметов, детализируйте композиционный центр, ближний план натюрморта.

3-й этап. Детально проработав все предметы натюрморта, проверьте правильность общих цвето-тоновых отношений между предметами, сравнивая изображение с натурой, и внесите по необходимости коррективы (обобщите натюрморт).

Практическая работа:

Выполните в альбоме в технике по сырому этюд натюрморта, составленного в холодном и теплом колорите.

Выполните цвето-тоновую шкалу к каждому предмету натюрморта, определите какими цветами ограничить палитру.

В процессе работы над натюрмортом передайте влияние теплого и холодного освещения на изменение предметного цвета всех предметов и окружения.

Подведение итогов:

В конце занятия заранее предупредить детей об оставшемся времени. Сказать какие материалы принести на следующее занятие.

Найдите информацию:

1)    Узнайте о голландских художниках, работающих в жанре натюрморта. В каких музеях России можно увидеть работы голландских художников?

2)    Выясните, в чём заключается особенность живописного стиля натюрмортов М. Сарьяна, П. Кончаловского, И. Машкова, Ю. Пименова. Какие мотивы преобладают в натюрмортах этих художников?

 

Литература:

Акварель. Советы начинающим. Из творческого опыта. Остоумова-Лебедева. – М., 1991

Выготский Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. – М., 1984

Долгополов И. Мастера и шедевры: в 3 т. – М., 1986

Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов. – М., 2007

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учеб. – М., 1998

Кузин В.С. Рисунок, Наброски и зарисовки: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004

Кузин В.С. Психология живописи: учеб. пособие для вузов. – М., 2005

Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка: учеб. – М., 2006

Ломов С.П. Живопись: учеб. – М., 2008

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник. В 2 ч. 6 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь для 6 класса. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Методическое пособие 6 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. Русские живописцы XVI-XIX веков: учеб. пособие. Беседы об искусстве для школьников. – М., 1997

Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Рисунок и живопись пейзажа: пособ. по рисунку и живописи для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1975

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания. М., 2006

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство 5-8 кл. - М., 2006

Унковский А.А. Живопись темперой и гуашью: учебно-метод. пособие для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1980

Интернет ресурсы:

http://rosdesign.com

http://www.rah.ru

http://www.webartplus.narod.ru