Вид занятия: рисование с натуры в 6-ом классе.

Цель урока: научиться изображать объем предметов.

Задачи урока:

1)    познакомить детей приёмам передачи объёма в технике пастельной графики.

2)    научить передавать объём в соответствии с натурой.

3)    развить пространственное мышление.

Оборудование урока:

1)    Для учителя: презентация, мел, доска, художественные материалы, пособия.

2)    Для учащихся: бумага, пастельные мелки (карандаши).

План урока:

1.     Организационная часть – 2-3 мин.

2.     Изложение нового материала – 10 мин.

3.     Практическая работа – 25-30 мин.

4.     Завершение урока, подведение итогов – 3-5 мин.

Ход урока:

1.     Установить должную дисциплину в классе. Поздороваться и представиться. Проверить готовность детей к занятию

2.     Изложение нового материала:

Давайте посмотрим на две картинки. Чем они отличаются? (Слайд: Работа без света и тени, работа с объемными предметами).

Без светотени наши предметы выглядят просто как каркас. Давайте проанализируем какими приёмами пользуются художники, чтобы передать объем на предметах?

Посмотрите, как с помощью игры света и тени передан объём в рисунке. Контраст между световой и теневой частью, точное распределение светотеневых пятен по поверхности, чем дальше от нас, в тени, тем мягче контуры, света на первом плане наоборот – контрастные.

Наряду со светотенью полноправным средством передачи объёмной формы предметов является направление штриховки. Обратите внимание, как уложенная по форме штриховка способна усилить ощущение объёма.

Познакомьтесь с приёмами, позволяющими более сложно, максимально приближенно к натуре передавать объём предметов.

В процессе работы следует учитывать, что источник освещения обычно располагается сбоку сверху. Поэтому светотень распределяется по форме предметов не только слева направо или справа налево, но и сверху вниз.

Рассмотрим этапы лепки формы на примере яблока.

1)    В основе формы яблока лежит шар. Но это упрощенное понимание его формы. Видимая поверхность яблока имеет верхнюю, боковую и нижнюю плоскости.

Распределяя светотень по поверхности яблока, следует обратить внимание, какая из них освещена лучше. Помните, что на более освещённой поверхности располагается блик. Посмотрите, как распределяется светотень в углублении на верхней поверхности яблока.

Наметьте распределение светотени по поверхности яблока и форму падающей тени.

2)    Наносите штриховку теневой и полутеневой поверхности яблока, нанося её так же, как по форме шара. Нижняя поверхность яблока находится в тени, так как источник освещения находится вверху. Выполните штриховку в углублении на верхней поверхности яблока. Она направляется «по меридианам» к точке крепления черенка. Тень становится темнее по мере углубления. Наметьте падающую тень и линию соприкосновения предмета с плоскостью. Эта линия позволяет поставить предмет на плоскость и помогает показать, какая часть предмета касается плоскости, а какая – нет.

3)    Работайте над световой поверхностью, одновременно усиливая звучание полутени и тени.

4)    Детализируйте объём.

5)    Обобщите форму.

Научитесь передавать объём предметов в соответствии с натурой без упрощения, намечать в работе линию соприкосновения предмета с плоскостью.

Практическая работа:

Выполните упражнение: передайте объём и материальность группы предметов пастельными материалами, соблюдая этапы работы. Направление штриховки вам подскажет контурная линия предмета и линии сопряжения формообразующих частей.

Подведение итогов:

В конце занятия заранее предупредить детей об оставшемся времени. Сказать какие материалы принести на следующее занятие. Урок заканчивается. Сказать несколько слов по работам.

Литература:

Акварель. Советы начинающим. Из творческого опыта. Остоумова-Лебедева. – М., 1991

Выготский Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. – М., 1984

Долгополов И. Мастера и шедевры: в 3 т. – М., 1986

Дрезденская галерея. Альбом.

Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов. – М., 2007

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учеб. – М., 1998

Кузин В.С. Рисунок, Наброски и зарисовки: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004

Кузин В.С. Психология живописи: учеб. пособие для вузов. – М., 2005

Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка: учеб. – М., 2006

Ломов С.П. Живопись: учеб. – М., 2008

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник. В 2 ч. 6 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь для 6 класса. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Методическое пособие 6 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. Русские живописцы XVI-XIX веков: учеб. пособие. Беседы об искусстве для школьников. – М., 1997

Моисеев А. Рисуем Пастелью. М.: Владос, - 2015

Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Рисунок и живопись пейзажа: пособ. по рисунку и живописи для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1975

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания. М., 2006

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство 5-8 кл. - М., 2006

Унковский А.А. Живопись темперой и гуашью: учебно-метод. пособие для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1980

Интернет ресурсы:

http://rosdesign.com

http://www.rah.ru

http://www.webartplus.narod.ru