Цель урока: раскрыть перед школьниками художественное своеобразие карело-финского эпоса «Калевала».

Задачи урока:

познакомить с историей создания эпоса «Калевала», с основными сюжетными линиями;

сформировать представление о героическом эпосе, об отличии от мифа, сказки, легенды;

развивать навыки работы с текстом (выразительное чтение, пересказ, характеристика героя);

воспитывать уважение к культуре, истории, народным традициям.

Ход урока:

Вы уже знаете, что у многих народов есть свои эпосы — героические повествования о легендарном прошлом.

Какие эпосы вам известны? Какие герои вам знакомы? Как вы думаете, зачем сочиняются героические повествования?

В центре любого эпоса, будь то древнегреческая «Илиада», или скандинавская «Эда», или индийская «Махабхарата», — великие герои, которые готовы жизнь положить за свой народ, за свою землю. Чаще всего они происходят от местных богов или богинь, что, конечно же, не случайно. Потому что любой эпос отвечает на главный вопрос: как этот народ появился на земле, в чём его неповторимость, кем он гордится в прошлом и какой путь ему предначертан в будущем.

Все национальные эпосы складывались постепенно — из народных песен и преданий, из устных рассказов. С появлением письменности многие предания были записаны, и таким образом сложился некий итоговый вариант народного эпоса. Например, общий эпос карелов и финнов «Калевала» был записан исторически недавно, в XIX веке. И если о Гомере наши сведения частью обрывочны, частью недостоверны, то биография человека, благодаря которому «Калевала» увидела свет, нам доподлинно известна. Звали его Элиас Лённрот (1802—1884). (Портрет http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/138414 ). Еще в студенческие годы он заинтересовался карело-финским фольклором. С 1828 года он совершил 11 экспедиций по Карелии и Финляндии, встречался с народными певцами, исполнителями эпических песен, которые называются руны. Подобно древнегреческим рапсодам, рунопевцами могли быть только мужчины (Рунопевцы: http://mincultrk.ru/images/cms/data/novosti/r/runopevcy.jpg)

Как правило, они исполняли руны вдвоём, садились друг напротив друга, брались за руки и начинали петь, раскачиваясь взад и вперёд. Старший из них, запевала, начинал строфу, а его помощник заканчивал и потом повторял исполненный запевалой отрывок. Часто пение рун сопровождалось игрой на музыкальном инструменте кантеле. (Фотография кантеле: http://kupina-art.ru/wp-content/uploads/2013/11/kantele-prima-090.jpg)

Кантеле - струнный щипковый инструмент, похожий звучанием на гусли, получивший распространение в Финляндии. Лённрот записывал варианты древних сказаний, переработал их и выпустил книгу, которую назвал «Калевала». Согласно Лённроту, Калевала — это страна потомков мифического героя Калева. Датой создания «Калевалы» считается 28 февраля 1835 года, когда Лённрот отправил рукопись в набор. Первый тираж был совсем небольшим, всего 500 экземпляров. Имя автора нигде не указывалось, лишь предисловие к поэме было скромно подписано инициалами Лённрота. После первой публикации «Калевалы» он продолжил свою работу, в 1849 году была опубликована окончательная версия эпоса, которая включает 50 рун и насчитывает 22 795 стихов.

Дополнительный материал

Если вы хотите больше узнать об Элиасе Лённроте, обратитесь к сайту http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/138414.

«Родиной «Калевалы» является Карелия по обе стороны государственной границы Финляндии и России», - писал Лённрот. Карелы и финны в течение многих столетий сосуществовали бок о бок, имели схожий язык и уклад жизни.

Найдите на карте Карелию и Финляндию. Каковы их природно-климатические особенности? Чем природа Карелии особенно дорога рассказчику, что вызывает его восхищение? Эти территории расположены на севере Европы. Они покрыты лесами, в основном сосновыми. Это край богат многочисленными озерами, реками и болотами. Не случайно Финляндию называют «страной тысячи озёр» (Фото Карелии: http://prozapad.ru/img/rus_tours/karelia/1.jpg)

Традиционные занятия карелов и финнов - охота и рыболовство, рубка и сплав леса. Климатические условия позволяют заниматься земледелием, но это затруднительно из-за каменистой почвы. В таких тяжелых условиях нужно было выжить и уметь обороняться от врагов. Именно суровая природа сформировала определенный характер людей, размеренность их жизни, воспитала деловые качества, сдержанность эмоций.

Дополнительный материал

На сайте «Старое радио» можно прослушать текст эпоса «Калевала» в исполнении Л. Живых, О. Белонучкина URL: http://www.staroeradio.ru/audio/13205

В начале «Калевалы» рассказывается о сотворении земли, неба и светил. Вспомните, как представлено сотворение мира в древнегреческих мифах и что об этом рассказано в Библии, в Коране. Сравните с этими представлениями образы «Калевалы». Потом мы узнаём, что от дочери воздуха родился земледелец и богатырь Вяйнямёйнен, на долю которого выпало множество приключений. «Калевала» открывает нам необычайный мир. Древнегреческие боги, а иногда и герои живут на Олимпе.

А где обитают карело-финские духи и герои? Как вы думаете, почему? Какую роль играет в описании сотворения мира пейзаж, изображение карельской природы? На севере находится холодная, мрачная страна Похъёла, где царствует злая старуха Лоухи. Именно там зарождаются болезни, оттуда идут холод и всякие невзгоды. Снегу в Похъёле немало, Льду в деревне той обилье: Снега реки, льда озера, Там застыл морозный воздух… Неподалеку от нее находится царство мертвых - Туонела, в черных реках которой люди находят свою кончину. На юге - светлая, солнечная Калевала, где живут герои эпоса: старый, верный Вяйнямёйнен, кузнец Ильмаринен, весельчак Лемминкяйнен. Это дивный и прекрасный край: Высоко растут деревья. Потянулись вверх побеги: Ели с пёстрою верхушкой, Сосны с частыми ветвями, Поднялись по рвам берёзы, Ольхи в почве разрыхлённой И черёмуха во влаге; Также вырос можжевельник, Ягоды его красивы, Плод черёмухи прекрасен. Основной темой карело-финского эпоса является противопоставление жителей Калевалы и Похъёлы и борьба между ними. Несколько рун посвящено сватовству сынов Калевалы к прекрасной деве Севера. Она готова стать невестой богатыря, но только в том случае, если он сумеет пройти испытание. Первое испытание - сделать лодку из обломков её веретена. Богатырь начинает мастерить лодку, помогая себе пением, но ранит руку топором, и только помощь знахаря помогает вылечиться. Другим испытанием стало изготовление Сампо, волшебной мельницы. В представлении народа, Сампо - источник жизни и процветания, «счастья вечного начало». Интересно, что на современном гербе Карелии изображена звезда, символизирующая Сампо. (Рисунок герба Карелии: http://prozapad.ru/img/rus_tours/karelia/1.jpg)

Как была изготовлена Сампо? Почему для её изготовления потребовалось перо лебедя, молоко коровы, шерсть овцы и зерно ячменя? Взяв конец пера лебедки, Молока коров петельных, От овечки летней шерсти, Ячменя зерно прибавив… Мы видим, что здесь упоминается о четырех основных видах тогдашнего хозяйства: перо лебедки означает охоту; молоко коровы и шерсть овцы — два вида животноводства; зерно ячменя - земледелие. Три дня работал кузнец Ильмаринен. Но сначала у него получился лук для стрел, который требует жертвы каждый день, потом лодка, которая сама рвется в бой, корова, не дающая молока, плуг, который бороздит чужие земли, и только на пятый раз получается чудо-мельница. И с рассвета мелет меру, Мелет меру на потребу, А другую — для продажи, Третью меру — на пирушки. Из-за этой мельницы, приносящей богатство, и разгорается противостояние Похъёлы и богатырей Калевалы. Богатыри Калевалы обладают особыми способностями.

Сравните Вяйнямёйнена с персонажами «Илиады» и древнегреческой мифологии. На кого он больше похож — на эпического героя или на языческого бога? Постарайтесь обосновать свою точку зрения, опираясь на текст. Герои «Калевалы» совершают подвиги не столько при помощи физической силы, сколько посредством заговоров. Они могут принимать разный вид, превращать других людей в животных, переноситься чудесным образом с места на место, вызывать атмосферные явления. Вяйнямейнен три дня находился под водой, сумел попасть в царство мертвых и вернуться обратно. Он первый песнопевец, изготовил кантеле из костей огромной щуки.

Следует отметить, что древние карелы верили в огромную силу слова и музыки. Вещий человек, знающий руны-заговоры, может творить чудеса, а песни, исполняемые Вяйнямёйненом под аккомпанемент кантеле, покоряют ему всю природу. Пел заклятья Вяйнямейнен: Колыхались воды, земли, Горы медные дрожали, Лопались от пенья скалы, Надвое рвались утесы, Камни трещины давали. Мы видим, что здесь богатырь «Калевалы» больше похож на языческого бога, чем на героя.

Задание

Выберите любого героя «Калевалы». Подберите цитаты, его характеризующие. Расскажите о герое, отметьте его внешний вид, черты характера, поведение. В самой последней руне рассказывается народная легенда о том, как дева Марьятта родила чудесного младенца; в этом сюжете легко узнаётся евангельская история о Рождестве. Узнав о рождении младенца, которому на роду написано превзойти всех финских героев, Вяйнямёйнен советует его убить, но младенец обращается к нему со словами укора, и богатырь понимает, что время его и других языческих героев прошло, отныне Карелия будет принадлежать божественному младенцу. Вяйнямёйнен уезжает из Финляндии навсегда; богатырская эпоха закончилась.

Проверка знаний

Проверить знания поможет тест (см. Приложение 1).

Итак, вы познакомились с греческим, русским и карело-финским эпосом. Но что значит слово «эпос»? Это понятие, как и многие другие, пришло к нам из античности. В основе многих литературоведческих терминов греческие корни. Например, известные вам названия стихотворных размеров и тропов, то есть таких средств художественной выразительности, как метафора, гипербола, эпитет. И термин «эпос» тут не исключение. По-гречески «эпос» значит «повествование», «рассказ». А слово «поэма» (так мы называем крупные стихотворные произведения с повествовательным сюжетом) восходит к древнегреческому слову, означающему «творить», «творение».

Есть ли у эпосов разных народов сходные черты?

Общие черты: 1. Все они рассказывают о легендарном прошлом, о делах давно минувших дней. В ход событий вмешиваются вечные силы природы, бессмертные боги. 2. Герои эпических поэм - масштабны. Они могут быть обидчивыми, как дети, капризничать, мстить, но перед ними всегда стоят великие цели, они преодолевают свои человеческие слабости и совершают мужественные поступки, вершат дела исторической важности. 3. Рассказ о легендарном прошлом, в котором действуют масштабные герои, должен быть основательным, неторопливым, язык поэмы - образным, тон - торжественным.

Сформулируйте кратко и запишите в тетрадь особенности: 1) все эпические жанры повествуют о значительных событиях легендарного прошлого; 2) в центре повествования — масштабные герои; 3) изложение событий подробное, стиль строгий.

В эпосе рассказывается о героических деяниях, в мифе — о мире богов, в сказке о волшебных приключениях. Найдите в «Калевале» черты эпоса, мифа и сказки.

Особенность карело-финского эпоса «Калевала» в том, что мы можно отыскать в нём и черты мифа (сотворение мира, появление железа), и черты эпоса (сражение с Лоухи за мельницу Сампо), и черты сказки (живая и мёртвая вода, брошенное в море дитя, троекратные повторы событий). А еще есть заклинания-молитвы, свадебные песни и даже заговоры.

Итак, сегодня мы познакомились с карело-финским эпосом «Калевала» и узнали, что такое героический эпос.

Что такое героический народный эпос? Можно ли выделить общие черты у эпических произведений разных времён и народов?

Всегда ли эпос создают безымянные сказители или в его создании могут сыграть большую роль поэты нового и новейшего времени?

Может ли эпос включать в себя сказочные сюжеты? Какие? А мифы?

Какие особенности должны отличать героя эпоса? Одинаковое ли представление об эпическом герое, о его силе, о его подвигах у разных народов, в разные эпохи? «Калевала» - это уникальное произведение, которое оказало огромное влияние на культуру. Образы карело-финского эпоса нашли отражение и в музыке, в живописи, в литературе, в кинематографе.

Дополнительный материал

В 1958 году режиссёром Александром Птушко по мотивам карело-финского эпоса «Калевала» на киностудии «Мосфильм» снят совместный советско-финский фильм - сказка «Сампо» (ссылка: http://kinofilms.tv/film/sampo/27181/). Посмотрите фильм. Какие эпизоды эпоса режиссер выбрал для экранизации. Как вы думаете, почему? День, когда Элиас Лённрот отправил рукопись «Калевалы» в печать, стал межнациональным праздником «Днём народного эпоса «Калевала». И каждый год 28 февраля во время «Калевальского карнавала» в Финляндии и Карелии вновь оживают герои древнего карело-финского эпоса.

Проверка знаний

Проверить знания поможет тест (см. Приложение 2).

Литература

«Великая поэма севера». «Калевала». - Лениздат, 1984. Вступительная статья С.Я. Серова.

Калевала. Народный эпос [Электронный ресурс] URL: http://kalevala.gov.karelia.ru/index.shtml

Калевала. Карело-финский народный эпос [Электронный ресурс]. URL: http://kalevala.onego.ru/1.htm

Национальная библиотека Коми [Электронный ресурс]. URL: http://www.nbrkomi.ru/page/775/

Приложение 1

Тренировочный тренажёр вид – выбор ответа (задания 1–7) 1.

Когда отмечается день «Калевалы»?

Правильный ответ 28 февраля
Другие варианты 1 марта 
  20 октября
  3 августа

2. Когда вышло последнее издание «Калевалы»?

Правильный ответ 1849
Другие варианты 1835 
  1824
  1905

3. Как называются части, из которых состоит «Калевала»?

Правильный ответ руны
Другие варианты акты 
  явления
  главы

4. Что такое сампо?

Правильный ответ чудо-мельница
Другие варианты звезда Калевы  
  музыкальный инструмент
  волшебное веретено`

5. Как звали хозяйку Похъёлы?

Правильный ответ Лоухи
Другие варианты Айно
  Илматар
  Марьятта

6. Кем была Илматар?

Правильный ответ божество воздушной стихии
Другие варианты божество воды
  божество леса
  божество охоты

7. Кто такой Вяйнямейнен?

Правильный ответ вещий песнопевец
Другие варианты искусный гончар
  изготовитель сампо
  могучий великан