Цель урока: дать понятие о двух циклах русских былин и былинах вне цикла.

Задачи урока:

познакомить учащихся с киевским и новгородским циклами русских былин и былинами вне цикла;

выяснить исторические причины существования региональных циклов былин в русском фольклоре;

дать представление о «старших» богатырях и героях киевских и новгородских былин;

ввести понятие «прототип»;

выяснить, какие качества важны для героя былины и как они связаны с нравственными ценностями народа;

дать представления о неоднозначности образов былинных героев и соотношении в них этического и эстетического начал;

показать взаимосвязь фольклора, живописи и киноискусства.

Межпредметные связи: история, МХК.

Ход урока:

1. Введение. Постановка цели занятия. Исторические факты.

Связь с зарубежной средневековой литературой и фольклором, которые будут изучаться в дальнейшем. Сегодня мы продолжаем разговор о былинах. Былины, в которых действуют общие для них герои, образуют циклы. Два основных цикла русских былин связаны с двумя крупнейшими древнерусскими городами, двумя политическими, культурными, торговыми центрами – Киевом и Новгородом. В былинах отразилось и политическое устройство городов, и повседневная жизнь горожан, и их нравственные ценности Самые известные, самые распространённые русские былины были сюжетно связаны с легендарным временем собирания Руси под покровительством киевского князя Владимира; они получили название киевского цикла. Богатыри служат киевскому князю, выполняют его поручения, охраняют рубежи своей страны. Когда войны нет – они бьются на дружеских турнирах или отправляются в чужие страны за невестами. Они пируют вместе с князем, а иногда и обижаются на него. Позднее мы увидим похожие отношения между королем Карлом и его вассалами во французской «Песни о Роланде» и королем Артуром и его рыцарями круглого стола в английском цикле легенд.

2. Новый материал. Связь с христианской культурой России. Нравственные ценности фольклорных героев – ценности народа. Введение понятия «прототип». Связь между прототипом и литературным (фольклорным) образом.

Один из главных героев киевского цикла — крестьянский сын Илья Муромец, могучий богатырь. Среди его подвигов – победа над Соловьем-разбойником, над Идолищем Поганым, над кочевниками и другими врагами. Считается, что прототипом Ильи Муромца был воин по прозвищу Чоботок. Он жил в XII веке, храбро воевал, а затем стал монахом Киево-Печерской Лавры, где и похоронен. Там и сейчас можно увидеть его мощи – сохранившиеся останки. Православная церковь почитает его как святого преподобного Илию Муромского. Однако Илья Муромец из киевского цикла былин – это литературный образ, а не реальный человек, живший в XII веке. Былины рассказывают, что Илья Муромец до тридцати трёх лет он был сиднем, то есть больным, не мог ходить; поэтому он сидел дома у отца и матери на печи. Бредущие мимо калики перехожие попросили его отворить им ворота и принести воды. «Не могу отворить ворот широкиих, Сиднем сижу цело тридцать лет, Не владаю ни рукамы, ни ногамы», -- отвечал Илья, но на повторную просьбу калик смог откликнуться: чудесным образом исцелился, встал и пошел. Калики перехожие велели Илье выпить принесенную воду – и через нее наделили его богатырской силой. После этого он немедленно отправился в Киев, ко двору князя Владимира; по пути он, опробуя свою новую силу, отвалил огромный камень, под которым нашёл богатырского коня, оружие и доспехи. Получив меч-кладенец, Илья охраняет богатырскую заставу и преграждает путь захватчикам; за его спиной — Русская земля. При этом, в отличие от античных героев, доблесть которых проявляется в завоевании чужих городов, героизм Ильи заключён именно в защите своей земли. Илья Муромец всегда верен своему долгу и своим клятвам. Князь Владимир, обидевшись на него, посадил его в подземелье. Но когда Киеву угрожает Калин-царь с огромным войском, князь призывает Илью – и Илья идет сражаться в одиночку против несчетных полчищ врагов. А когда его берут в плен и Калин-царь уговаривает его поступить к нему на службу, Илья Муромец гордо отвечает: - А й не сяду я с тобою да за единый стол, И не буду есть твоих яствушек сахарниих, И не буду пить твоих питьицев медвяныих, И не буду носить твоей одежи драгоценный, И не буду держать твоей бессчетной золотой казны, И не буду служить тебе, собаке царю Калину. Еще буду служить я за веру, за отечество, А й буду стоять за стольный за Киев-град, А буду стоять за князя за Владимира И со той Апраксой-королевичной. И, конечно, победа оказывается на его стороне.

Два других героя-богатыря киевского цикла — Добрыня Никитич и Алёша Попович. Добрыня происходит из знатного рода. Он рязанский князь и родня самому Владимиру Киевскому. О нем рассказывали, что он отличался не только силой, но и «вежеством» - то есть вежливостью, дипломатичностью, и знал двенадцать языков, в том числе птичий. Один из возможных реальных прототипов богатыря – дядя князя Владимира, брат его матери Малуши Добрыня, служивший у князя воеводой. В былинах Добрыня Никитич обычно исполняет поручения князя, добывает для него невесту, спасает из змеева плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. Поединок со Змеем Горынычем – самый популярный сюжет былин про Добрыню Никитича. Поединок оказывается мучительным и кровавым, длится несколько дней и заканчивается с помощью свыше – потому что Бог на стороне мужественного богатыря: Заводил он бой-драку великую; Они дрались трое суточек, Но не мог Добрыня Змея перебить; Хочет тут Добрыня от Змея отстать, Как с небес Добрыне глас гласит: «Молодой Добрыня сын Никитич! Дрался со Змеем ты трое суточек, Подерись со Змеем ещё три часа — Ты побьёшь Змея да проклятого!». Он подрался со Змеем ещё три часа, Он побил Змея да проклятого! Женился Добрыня Никитич на богатырке Настасье Никулишне, или Микулишне, дочери богатыря-пахаря Микулы Селяниновича. Он пытался сразиться с богатыркой, но она оказалась сильнее: «Я думала — комарики покусывают, А это русский могучий богатырь пощёлкивает!» Ухватила она Добрыню за жёлты кудри, Положила Добрыню во глубок карман, Во глубок карман Добрынюшку да с его конём; А везла она Добрынюшку трое суток. Кончается это необычное путешествие тем, что взмолился ее конь: мол, не могу везти тебя, да еще равного тебе по силе богатыря с конем; богатырка достала соперника из кармана и решила, что если он ей понравится – она за него замуж пойдет.

3. Новый материал. Осмысление нового материала. Неоднозначность образов былинных героев. Этическое и эстетическое в образе былинного богатыря.

Алёша Попович — сын ростовского священника (отсюда его прозвище). Он тоже отправляется из отчего дома ко двору киевского князя. Один из его главных подвигов – победа над Тугарином Змеевичем, который неучтиво себя вел во время царского пира. Алеша Попович дерзко бросает ему вызов: А у моего сударя-батюшки Была собачища старая, Насилу по подстолью таскалася, И костью та собака подавилася - Взял ее за хвост, да под гору махнул. От меня Тугарину то же будет!- Тугарин почернел, как осенняя ночь, Алеша Попович стал как светел месяц. По молодости лет Алёша игрив и подчас хвастлив, бывает зол и даже готов пустить ложный слух о смерти Добрыни, чтобы жениться на его супруге, Настасье Микулишне. Но Добрыня является на свадебный пир, опускает в чашу, поднесенную Настасье Микулишне, обручальное кольцо, и она узнает его: Как поглядела Настасья Микулична В тую чару золочёную, Взяла в руки злачен перстень. Говорит тут Настасья Микулична: - Да не тот муж - который подле меня сидит, А тот мой муж - который противо меня сидит. Это традиционный сказочный поворот сюжета: на свадебном пиру один из супругов узнает другого по тайному знаку -- и здесь былина снова смыкается со сказкой. Алеша Попович в конце концов он женится на девушке по имени Алёнушка. Несмотря на то, что Алёша бывает и зол, и коварен, и хвастлив, сказители относятся к нему с восхищением: его сила — по-настоящему богатырская, верность долгу всегда побеждает, а вольную волю он любит больше всего на свете, как и положено настоящему русскому герою.

Некоторые ученые считают, что прототипом Алеши поповича был ростовский воин Александр (Олёша) Попович, сын священника Леонтия Ростовского. Он жил в XIII веке и погиб в битве при Калке. Но это только догадки и гипотезы: наука не дает окончательного ответа на вопрос, какие именно черты реальных исторических людей воплотились в былинных богатырях, и какие былинные сюжеты имели в основе какие-то события из их настоящей жизни. Однако былины об Алёше, Добрыне, Илье связаны с реальной историей христианской Руси.

Другой цикл былин, так называемый новгородский, связан с Великим Новгородом, расположенным на севере Руси, который славился торговлей. Политическое устройство Новгорода было иным, чем в Киеве. С XIII века это была республика, в которой князю отводилась подчинённая роль — он правил в рамках договора с Новгородской республикой, его власть не была всеобщей, а в период расцвета Новгородской республики князь вообще превратился в наёмного военачальника. Естественно, и былинные герои новгородского цикла не похожи на героев цикла киевского. Если киевские богатыри служат князю, то герои новгородских былин – сами по себе и больше всего на свете дорожат своей волей. Новгород не знал татаро-монгольского нашествия, поэтому новгородские былины посвящены не подвигам на поле боя, а повседневной жизни средневекового города, где есть богатые и бедные, счастливые и несчастные, храбрые и трусливые, азартные и осторожные люди. Самый популярный из героев новгородских былин, Василий Буслаев, славится озорством и молодецкой силой; он озорует не так, как молодой и незрелый Алёша Попович, не между делом, а буйно, лихо, с размахом. И в этом буйстве может доходить до крайности, бросая вызов новгородцам, дружине, власти: «Говорит тут Василей Буслаевич: «Гой еси вы, мужики новогородския, Бьюсь с вами о велик заклад: Напущаюсь я на весь Нов-город битися-дратися Со всею дружиною хоробраю — Тако вы мене с дружиною побьете Новым-городом, Буду вам платить дани-выходы по смерть свою, На всякой год по́ три тысячи; А буде же я вас побью и вы мне покоритися, То вам платить мне такову же дань!». Даже когда он раскаивается в своих поступках и отправляется замаливать грехи в Святую Землю, всё равно остаётся прежним и на обратном пути гибнет по собственной глупости, когда проявляет неуместную удаль и глумится над чужими останками. За что же, спрашивается, его прославляют былины? Почему им восхищаются сказители? Да потому что его удаль, неуравновешенность, вольная воля — очень русские; даже в своих недостатках он остаётся олицетворением народного, национального начала. Он настаивает на своей волюшке, пускай и разрушительным способом.

Другой герой новгородского цикла — купец Садко. Поначалу он беден, зарабатывает себе на жизнь игрой на гуслях. Однажды его не позвали на пир, и Садко на берегу Ильмень-озера стал перебирать струны. Вдруг воды разверзлись, и ему явился царь морской, наградивший гусляра за игру, которая ему очень понравилась. Садко в былине ведет себя не как безупречный герой, а как обычный человек: хвастается, бьется об заклад – сейчас сказали бы спорит – на огромные суммы денег, пугается, когда во время бури на корабле именно ему выпадает жребий идти в сине море к самому морскому царю. Ему приходится пройти через множество испытаний: он рискует навсегда остаться у морского царя и вечно играть ему на гуслях, но его спасает Микола Можайский, то есть святой Николай Чудотворец. Примечателен разговор Садко с Миколой Можайским, где тот учит его, как обхитрить царя: Говорит старик таковы слова:

— А ты струночки повырывай, А ты шпенёчки повыломай, Скажи: «У меня струночек не случилося, А шпенёчков не пригодилося, Не во что больше играть, Приломалися гусельки яровчаты».

И святой здесь предстает в образе «старичка седоватого», и разговоры ведет обыденные, бытовые, как простой старый человек с молодым, которому хочет помочь. И сам Садко – это опять-таки не идеальный образ, а противоречивый человек, которого героем делает смелость, талант, искренность, молодечество, решительность. Всё, что русская — и особенно северная, новгородская — культура ценила в человеке.

4. Новый материал: «старшие» богатыри.

Древние представления народа о силах природы как источнике богатырской силы.

Заключение: Обобщение пройденного.

Но есть несколько былин, которые стоят особняком. Это былины о «старших» богатырях доисторических времён, из которых самые известные -- Вольга, Святогор и Микула Селянинович. В отличие от героев киевского и новгородского циклов, «старшие» богатыри похожи на сказочных персонажей и героев древних мифов. В их образах отразились самые древние представления людей о силе и могуществе, связанные с таинственными и непонятными силами природы, – поэтому «старшие» богатыри тесно связаны с самой землей, как Святогор и Микула Селянинович, с реками, как Дунай-богатырь, и с животным миром, как Вольга. Богатырь Вольга родился от земной женщины и змия, рос не по дням, а по часам, и сразу превратился в сильного и бесстрашного воина. Вольга умел обращаться в волка и сокола. Его главный подвиг – поход в далекое царство и его покорение. Святогор-богатырь – самый древний из героев былин. Он великан «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Он так тяжел, что веса его не выносит Мать – Сыра Земля. В одной из былин он встречается с Ильей Муромцем, которому передает часть своей богатырской силы. А Микула Селянинович -- не воин, он обычный крестьянин, который пашет землю и растит урожай. Но справиться с его сохой не могут десять дружинников, а когда он бросает на землю суму, в которой «вся тяга земная», сам Святогор-Богатырь не может поднять ее и уходит ногами в землю. Микула Селянинович – самый мирный богатырь. Мы видим: для того, чтобы стать былинным героем, ратные подвиги не обязательны. Обязательна сила – но не только физическая сила. Но и незаурядность, душевная сила, мощь характера.

Проверка знаний. Проверить знания поможет контрольный тест (см. Задания).

Задания правильные ответы выделены курсивом

  1. Когда в нескольких былинах действуют одни и те же герои, эти былины образуют ____________ (цикл).
  2. К каким циклам относятся былины об этих героях? • К Киевскому циклу • К Новгородскому циклу • Не относятся к этим циклам ___ • Алеша Попович (К) • Василий Буслаевич (Н) • Микула Селянинович (-) • Добрыня Никитич (К) • Святогор (-) • Садко (Н) • Илья Муромец (Н) • Вольга (-)
  3. К кому из героев относятся эти характеристики? Герои: • Добрыня Никитич • Микула Селянинович • Алеша Попович • Илья Муромец • Садко • Вольга • Василий Буслаев • Святогор Характеристики: • Отличался необузданным буйством (Василий Буслаев) • Тридцать лет просидел на печи (Илья Муромец) • Умел оборачиваться волком и соколом (Вольга) • Пахал землю (Микула Селянинович) • Восхитил морского царя игрой на гуслях (Садко) • Был сыном священника (Алеша Попович) • Победил Змея Горыныча (Добрыня Никитич) • Не смог поднять суму со «всей тягой земной» (Святогор)
  4. В каком цикле былин богатыри служат князю? Выберите правильный ответ • В Киевском • В Новгородском
  5. Герои новгородского цикла былин… (выберите все правильные ответы) правильные ответы выделены курсивом Обязательно должны быть могучими богатырями Могут быть обычными жителями города Отличаются силой, умом и молодечеством Сражаются со Змеем-Горынычем Могут быть хвастливы и легкомысленны Защищают свою землю от полчищ врагом
  6. Кто из этих былинных героев обязан своим могуществом самой природе и ее таинственным силам? Выберите все правильные ответы Добрыня Никитич Микула Селянинович Василий Буслаев Вольга Святогор Алеша Попович
  7. Узнайте героев былин по фрагментам текста. Выберите имена былинных героев из списка и соедините с нужной цифрой: 1. Как ухватил он колпак земли греческой [шлем] Да бросит во Змея во проклятого — Он отшиб Змею все двенадцать хоботов! Тут упал Змей да во ковыль-траву. 2. …Допьяна уж стал напиватися, А и ходит в городе, уродует: Которого возьмёт он за руку — Из плеча руку выдернет; Которого заденет за ногу — Тому ногу выломает; Которого хватит поперёк хребта — Тот кричит-ревёт, на карачках ползёт; Пошла-то жалоба великая… 3. Я бы ездил тут на матушку сыру землю, — Не носит меня мать сыра земля, Мне не придано тут ездить на святую Русь, Мне позволено тут ездить по горам да по высокиим… 4. Он тетивочку шелковеньку натягивал, А он стрелочку каленую накладывал, Он стрелил в того-то Соловья Разбойника, Ему выбил право око со косицею, Он спустил-то Соловья да на сыру землю, Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному, Он повез его по славну по чисту полю, Мимо гнездышка повез да соловьиного. А. Илья Муромец Б. Алеша Попович В. Добрыня Никитич Г. Василий Буслаев Д. Садко Е. Святогор Ж. Вольга З. Микула Селянинович. Ответы: 1 Б, 2Г, 3Е, 4А.`