Когда мы говорим о Василии Теркине, то понятие «герой» приобретает дополнительный смысл. Василий Теркин – не только главный герой одноименной поэмы Александра Твардовского. И не только человек, совершивший множество подвигов.   Героизм Теркина относится к недавнему прошлому нашей родины и повествует о событиях Великой отечественной войны 1941-45 года. Вы знаете об этой войне не только из уроков истории или литературы. В каждом городе стоят памятники павшим воинам, почти в каждой семье есть те, кто воевал или работал в тылу, день Победы торжественно отмечается 9 мая, снято множество прекрасных фильмов о той страшной войне…. Поэма Твардовского – не о том, что было давным-давно. Мы с вами читаем художественное произведение  о той эпохе, о которой ваши прадеды могли рассказать и без всякой литературы, они были непосредственными участниками тех событий. И сам Твардовский создавал свою поэму непосредственно  во время войны, и логично было бы предположить, что главный герой – это реальный человек, знаменитый солдат, чья биография известна каждому. Например, писатель Борис Полевой пишет «Повесть о настоящем человеке», и читатель знает, что в основе сюжета – реальная история и реальный человек, летчик Маресьев, который был сбит фашистами, выжил, потерял обе ноги, и с деревянными протезами вернулся встрой и продолжал совершать боевые вылеты. А кто такой Василий Теркин. Простой солдат, смелый, находчивый, веселый, щедрый, остроумный, скромный….Но существовал ли он на самом деле? И да, и нет. Или лучше сказать: «и нет, и да». В поэме есть глава, которая называется «Теркин-Теркин». В ней главный герой, недавно вернувшийся из госпиталя, отдыхает в какой-то избе с другими солдатами. Он устал, хочет спать и вдруг слышит, что кто-то спрашивает, где же Теркин. Он хочет ответить, но откликается кто-то другой, другой солдат по фамилии Теркин. Однофамилец. Двойник. Тоже герой, балагур, так же умеющий играть на гармони. Одним словом, ТАКОЙ ЖЕ ТЕРКИН, только не Василий, а Иван. Настоящему Василию Теркину немного обидно, он встревает в разговор и хочет поначалу доказать, что он-то и есть тот, о ком слагают легенды. Суть главы в том, что Теркин есть в каждом отряде и каждом взводе, потому что герой Твардовского – это собирательный образ. «СБОРНЫЙ, СМЕШАННЫЙ НАРОД», - говорит поэт о солдатах, которые оказались в одной избе. Так и главный герой – сборный, смешанный. Но собран он из лучших человеческих качеств и замешан на небывалой стойкости духа.

Теркин – вымышленный и одновременно абсолютно реальный персонаж. Он узнаваем, он «свой», он тот, каким должен быть настоящий солдат и похож Жилина, героя рассказа Толстого, «Кавказский пленник», рассказа, который вы изучали в прошлом году.  Но если у человека одни только положительные качества, как же он может быть реальным? Как можно в него поверить? Ведь Твардовский, создавая свою поэму, рассчитывал на то, что ее будут читать солдаты, те кто знает о войне не понаслышке, кто встречался в жизни не только с героизмом, но и с трусостью, предательством, не говоря уже просто о дурном характере. Ведь в реальной жизни нас окружают реальные люди, а не идеальные литературные персонажи.  Тем не менее поэма и ее главный герой стали невероятно популярны в войсках, каждую новую главу с нетерпением ждали, и армейские газеты, где печаталась поэма бережно сохранялись. Т.е. произведение Твардовского поднимало боевой дух солдат, защищавших родину.

Давайте посмотрим на конкретном примере, как создается образ главного героя. Вот глава «Два солдата». Сюжет ее прост. В этой главе почти ничего не происходит. Мы видим мирную беседу двух солдат: Василия Теркина и деда-солдата, который воевал еще в Первую мировую войну. Старый солдат – крестьянин, который живет со своею старухой. Василий Теркин зашел в деревню передохнуть:

В поле вьюга-завируха,

                      В трех верстах гудит война.

                      На печи в избе старуха,

                      Дед-хозяин у окна.

 

                      Рвутся мины. Звук знакомый

                      Отзывается в спине.

                      Это значит - Теркин дома,

                      Теркин снова на войне.

 

Главный герой ведет себя совершенно естественно. Он отвечает на вопросы старика, шутит, приводит в порядок старую пилу, чинит настенные часы, которые были привезены хозяином еще с первой Мировой войны. Теркин прекрасно разбирается в деревенском укладе и даже в шутку предлагает пожилой хозяйке помочь пожарить сало:

 А парень

                      Услужить еще не прочь.

                      - Может, сало надо жарить?

                      Так опять могу помочь.

 

                      Тут старуха застонала:

                      - Сало, сало! Где там сало...

 

                      Теркин:

                      - Бабка, сало здесь.

                      Не был немец - значит, есть!

 

                      И добавил, выжидая,

                      Глядя под ноги себе:

                      - Хочешь, бабка, угадаю,

                      Где лежит оно в избе?

 

Обратите внимание, нам  не показано  пока никаких подвигов. Теркин в гостях у двух стариков, и с удовольствием уплетает яичницу с салом:

                      Ел он много, но не жадно,

                      Отдавал закуске честь,

                      Так-то ладно, так-то складно,

                      Поглядишь - захочешь есть.

Это неслучайная деталь. Главный герой – живой человек, он обаятелен, аккуратен, нежаден, несуетлив, но изображен в реальных бытовых обстоятельствах. Мы любуемся им, но перед нами не парадный портрет, а уютная сцена из ежедневной  жизни. Твардовский поэтическим чутьем уловил главное – нужно писать не об ужасах войны и не о великих битвах, а о том, из чего состоит МИРНАЯ жизнь, ведь  в конечном итоге солдаты идут на смерть ради   восстановления мирного порядка. Чтобы можно было сидеть в избе и не слушать разрыва мин. Чтобы не нужно было после обеда отправляться в бой.

Но глава на этом не заканчивается В процессе разговора старик –солдат вдруг задает Теркину такой вопрос:

                      И скажи мне откровенно,

                      Да не в шутку, а всерьез.

                      С точки зрения военной

                      Отвечай на мой вопрос.

                      Отвечай: побьем мы немца

                      Или, может, не побьем?

 

Что может ответить Василий Теркин? Что должен ответить советский солдат? Что мог написать Твардовский в 1942 году? Ответ, конечно, ясен, но в художественном произведении важно не то, ЧТО говорится, а как.

Твардовский держит паузу и описывает, как герой окончив есть, собирается уходить:

 

                        Всю зачистил сковородку,

                      Встал, как будто вдруг подрос,

                      И платочек к подбородку,

                      Ровно сложенный, поднес.

                      Отряхнул опрятно руки

                      И, как долг велит в дому,

                      Поклонился и старухе

                      И солдату самому.

                      Молча в путь запоясался,

                      Осмотрелся - все ли тут?

                      Честь по чести распрощался,

                      На часы взглянул: идут!

                      Все припомнил, все проверил,

                      Подогнал и под конец

                      Он вздохнул у самой двери

                      И сказал:

                      - Побьем, отец...

 

В этой паузе, в этом вздохе, в этом скупом обещании старику, который тоже когда-то защищал родину, - бездна эмоций. Твардовский показывает, что будущая победа достанется дорогой ценой, что многие не доживут до конца войны, что нет никакого пути, кроме как идти сражаться. Что пока война не окончена – сцена из мирной жизни – всего лишь сцена, а мирной жизни пока нет:

В поле вьюга-завируха,

                      В трех верстах гремит война.

                      На печи в избе - старуха.

                      Дед-хозяин у окна.

 

                      В глубине родной России,

                      Против ветра, грудь вперед,

                      По снегам идет Василий

                      Теркин. Немца бить идет.

 

Обратите внимание на последнее предложение: «Немца бить идет». Герою только предстоит подвиг. Глава заканчивается не победой, а констатацией того, что война продолжается.

Таким образом мы видим, что Твардовский рисует  идеального, но живого героя, и хоть поэт сознательно избегает описания страшных подробностей войны, он не скрывает от читателя тяжелой правды.

 

Дело свято - чья там хата,

                      Кто их нынче разберет.

                      Грейся, радуйся, ребята,

                      Сборный, смешанный народ.

Опрокинутый истомой,

                      Теркин дремлет на спине,

                      От беседы в стороне.

                      Так ли, сяк ли, Теркин дома,

                      То есть - снова на войне...

Праздник близок, мать-Россия,

                      Оберни на запад взгляд:

                      Далеко ушел Василий,

                      Вася Теркин, твой солдат.

 

                      То серьезный, то потешный,

                      Нипочем, что дождь, что снег, -

                      В бой, вперед, в огонь кромешный

                      Он идет, святой и грешный,

                      Русский чудо-человек.