Цель урока

1.                  Формирование грамматических навыков: образование множественного числа существительных

2.                  Закрепление лексики по теме «Погода»

Задачи урока

1.      Познакомить учащихся с  образованием множественного числа существительных.

2.      Оперировать активной лексикой по теме «Погода» в процессе общения.

Планируемые результаты:

 

- личностные

Формирование внутренней позиции школьника - положительное отношение к школе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, уважение культуры и традиций страны изучаемого языка, любознательность, интерес к приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей

- метапредметные

Развитие навыков самонаблюдения, самоконтроля и самооценки в процессе осуществления учебной деятельности.

- предметные

Умение употреблять лексику по теме «Погода», образовывать множественное число  имен сущеcтвительных.

 

Ход урока

 Основные этапы урока/ планируемое время,  мин

 План урока

 Комментарии к уроку (учебно-методическое и информационное обеспечение)

 

Освоение нового материала

(просмотр видео-урока)

 

хх мин

 

Hallo liebe Freunde! Mein Name ist Denis Rochev und ich bin euer Deutschlehrer für heute. Wie  schön ist das Wetter heute! Die Sonne scheint. Die Temperatur ist etwa -7 C. Überall liegt der Schnee. Man kann  Schi und Schlittschuh  laufen, im Wald spazieren gehen, die Schneebälle spielen.

Wiederholen wir die Wörter und machen die Mundgymnastik. Sprecht bitte nach: 

Die Ski, die Schlittschuhe, die Schlitten, die Schneeflocken, die Sportanzüge, die Jacken, die Kinder, die  Schneemänner.

 

das ist Plural.  Plural – это существительные

 во мн. ч.

Тема урока «Множественное число сущеcтвительных»

В немецком языке существует пять способов образования множественного числа существительных.

 

 I тип (суффикс –e)

 

Существитель

ные

Корневая

гласная

Суф

фикс

Примеры

Большинство имён сущ. м. р.

(¨)

-e

der Berg (гора)

- die Berge

der Pilz (гриб)

- die Pilze

Некоторые сущ. ср. р.

(¨)

-e

das Heft (тетрадь)

– die Hefte

Группа односложных имен сущ. ж.р.

 

-e

die Bank (скамья)

— die Bänke

II тип— суффикс –(e)n

Имена сущ.

женского рода

die Tafel (доска)– die Tafeln

die Klasse (класс) – die Klassen

Некоторые сущ.

мужского рода

окан-ся на –e

 

der Junge(мальчик) – die Jungen

der Buchstabe (буква) – die Buchstaben

Слова:

 

 

der Held (герой) - die Helden

der Mensch (человек)

 – die Menschen и др

Слова с иностранными

 суффиксами –at, -ant,

–et, – ent, -ist и др.

(обычно лица мужского

пола)

der Soldat (солдат)

– die Soldaten

der Aspirant (аспирант)

– die Aspiranten

Группа имен сущ.

 ср.рода

das Auge (глаз)– die Augen

das Hemd (рубашка)

 – die Hemden

das Herz (сердце)— die Herzen

III тип– суффикс –er

 

Большинство имен

сущ. ср.р.

das Bild (картина)

— die Bilder

das Buch (книга)

– die Bücher

 

Небольшая группа

 сущ.м.р.

der Mann (мужчина)

– die Männer                                 

der Wald (лес)

 – die Wälder

  IV тип - отсутствие суффикса, без умлаута и с умлаутом корневого гласного

 

Все имена сущ.

м.р. на –er, -el, en

 

der Mantel (пальто)- die Mäntel

der Garten ( сад)- die Gärten

 

Все имена сущ.

 ср. р. на – er, -el, -en

das Fenster (окно) – die Fenster

das Messer (нож) – die Messer

 

С  суффиксами

– chen, – lein:

das Stühlchen (стульчик)

– die Stühlchen

das Tischlein (столик)

– die Tischlein

С  приставкой –ge

 и суффиксом –e

das Gebäude (здание) – die Gebäude

das Gebirge (горы) – die Gebirge

 

Два имени сущ.

женского рода:

 

die Mutter (мать) – die Mütter

die Tochter (дочь) – die Töchter

 

 V тип– окончание –s.

Имена сущ. м. и с. рода,

заимствованные из других

языков

Мужского рода

 

der Klub (клуб)– die Klubs

der Chef (шеф, начальник)

– die Chefs

Среднего рода

 

das Auto (автомобиль)

– die Autos

das Café (кафе) – die Cafés

Суффикс присоединяется к

 сложносокращённым словам

der VEB (народное предприятие)

die VEBs

 Личные имена, когда они

обозначают название целой

семьи или несколько лиц,

носящих одинаковое имя

или фамилию

die Millers (семья Миллер)

 

 

 

Особые случаи образования множественного  числа.

Существительные, оканчивающиеся на – mann, множественное число образуют с помощью   - männer  или  - leute.

Слово, обозначающее отдельное лицо, во множественном числе получает – männer.

 

 

 

der Schneemann  – die Schneemänner  

снеговик - снеговики

Множественное число слов, обозначающих категорию людей, получает – leute.

der  Bergmann – die Bergleute – 

горнякгорняки

Обе формы могут иметь:

der Seemann -  die Seemänner/ 

                                  die Seeleute

моряк  – моряки

der Feuerwehrmann  die Feuerwehrmänner/ 

                                           die Feuerwehrleute

пожарныйпожарные

 

Bildet ihr  den Plural der folgenden Substantive:

Die Antwort – …..die Antworten, das Beispiel ……..–  die Beispiele, der Bruder – ………. die Brüder, die Zeitung –………die Zeitungen, das Museum – ……..die Museen, der Freund – ………die Freunde, der Fehler – ……die Fehler, das Park – ……..die Parks, der Vater – ……die Väter, das Ende – ……..die Enden, der Bus — ……..die Busse.

 

Stellt ihr  die Substantive in Plural.

Singular

1.Dieses Gespräch ist lang.
2. Das Heft liegt oben.
3. Die Schneeflocke ist weiβ.
4. Das Haus steht dort.
5. Ich übersetze dieses Wort.
6. Dieser Winter  ist kalt.

Plural

1. Diese Gespräche sind lang.

2. Die Hefte liegen oben.
3. Die Fenster sind groß.
4. Die Schneeflocken  sind weiβ.
5. Die Häuser stehen dort.
6. Ich übersetze diese Wörter.
7. Diese Winter  sind kalt.

Also, in den letzten Stunden haben wir über den Winter, das Winterwetter gesprochen. Und wie kann  das Wetter sein?

 

Schön, schlecht, das Gewitter

Der Himmel ist hell/ dunkel/klar.

Die Sonne scheint (nicht).

Alles blüht.

Es ist (nicht) windig.

Es ist kalt/warm/heiβ.

Es regnet (nicht).

Es blitzt. Es donnert. Die Blätter fallen auf die Erde, sie sind bunt: gelb, grün, rot, braun. Es schneit (nicht). Flocken fallen (nieder). Der Schnee liegt überall.

 

Liebe Kinder, benutzt ihr diese Wörter, um einen Wetterbericht zu schreiben.

Das ist alles für heute!

 

Auch würde ich mich freuen, wenn ihr über das Lieblingswetter mir  schreibt. Mein E-Mail Adresse ist berlinberlin2014@yandex.ru

Ich wünsche euch viel Spaß beim Deutschlernen!

Приветствие.

 

 

 

 

 

Слова с картинками на экране. Учитель читает слова.

 

Слово  Plural  пишется на доске

 

Перечислить на русском языке все способы образования множественного числа.  Устно найти по одному примеру на каждый случай (схема, таблица, рисунок)

 

 

На доске таблицы с пятью типами склонения имен сущ. Учитель комментирует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно дать одну общую таблицу и прокомментировать ее.

 

Образование множественного числа

 имен существительных.

 

Типы

суффиксы

Приме

ры

m

f

n

ед. число/ мн. число

I

(¨)e

(¨)e

-e

der Tag – die Tage

der Saal –die Säle

das Jahr –die Jahre

II

-e(n)

-e(n)

-e(n)

der Knabe -  die Knaben

die Tür –die Türen

das Ende – die Enden

III

(¨)-er

-

(¨)-er

der Wald-die Wälder

das Dorf –die Dörfer

IV

(¨)/ ¨

(¨)

-

der Vater- die Väter

der Wagen –die Wagen

die Mutter – die Mütter

V

-s

-s

-s

der Klub – die Klubs

der Park - die Parks

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеры с картинками на экране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На экране появляется слово, учитель его читает, дает время учащимся на обдумывание ответа, затем называет правильный ответ.

 

 

На экране появляется первое предложение

Учащимся дается время для самостоятельного выполнения задания. Затем учитель называет правильный вариант

 

На доске появляются сразу же все слова.

Учитель читает их.

 

Самостоятельная работа с учебным материалом

 

хх мин

 

№ 1. Образуйте единственное число существительных.

Die Skier                                

Die Schlittschuhe                   

Die Schlitten                          

Die Schneeflocken                 

Die Sportanzüge                     

Die Jacken                                

Die Kinder                              

Die Schneemänner                  

Ответы:

Die Skier                                 der Ski

Die Schlittschuhe                    der Schlittschuh

Die Schlitten                           der Schlitten

Die Schneeflocken                  die  Schneeflocke

Die Sportanzüge                      der Sportanzug

Die Jacken                                die Jacke

Die Kinder                               das Kind

Die Schneemänner                   der Schneemann

№2. Поставьте выделенные существительные в форму множественного числа.

1. Der Junge hilft seiner Mutter.

2. Der Mensch schützt  den Planeten.

3. Das Bild von I. Repin hängt an der Wand.

4. Meine Tochter lernt gut und fleiβig.

5. Der Schulgarten ist groβ und schön.

Wer lebt in dem Wald?

Ответы:

1. Die Jungen helfen  seiner Mutter.

2. Die  Menschen schützen  den Planeten.

3. Die  Bilder  von I. Repin hängt an der Wand.

4. Meine Töchter lernen gut und fleiβig.

5. Die Schulgärten sind groβ und schön.

6. Wer lebt in den  Wäldern?

 

 

Рефлексия

(самоанализ, самооценка)

 

хх мин

 

 

№1. Допишите множественное число существительных.

Die Tafel

Der Junge –

Der Buchstabe –

Der Held –

Das Heft –

Das Buch –

Die Mutter –

Das Auto –

Ответы:

Die Tafel – die Tafeln

Der Junge – die Jungen

Der Buchstabe – die Buchstaben

Der Held – die Helden

Das Heft – die Hefte

Das Buch – die Bücher

Die Mutter – die Mütter

Das Autodie Autos

№2. Запишите предложения во множественном числе.

1. Die Schneeflocke ist weiβ .

2. Das Blatt fällt und liegt auf die Erde.

3. Der Sportler läuft Schi und Schlittschuh.

4. Wir fahren mit dem Auto.

5. Mache das Fenster auf!

Ответы:

1. Die Schneeflocken sind weiβ .

2. Die Blätter fällen und liegen  auf die Erde.

3. Die Sportler laufen Schi und Schlittschuh.

4. Wir fahren mit den Autos.

5. Mache die Fenster auf!