Цель: формирование   представления   о    ледниках   и   многолетней   мерзлоте    –    как крупнейших резурвуарах пресной воды

Задачи:

1.        Изучить особенности возникновения и закономерности распространения ледников на Земле;
2.        Сформировать представления о видах ледников;
3.        Изучить     особенности     возникновения    и     закономерности распространения многолетней мерзлоты на Земле;
4.        Сформировать представления о значении ледников для человека;
5.        Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные
Готовность обучающихся к  саморазвитию  и  личностному самоопределению.
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:
Освоение обучающимися межпредметных   понятий и универсальных учебных действий.
Способность   их   применения   в   учебной, познавательной    и социальной практике.

Предметные:
Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества

 

 ХОД УРОКА

Этап урока - Организационный момент

 Деятельность учителя:

Приветственное  слово:   -  Добрый  день!  Сегодня  для  вас  проведет урок                                                                       . В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.

Сопровождение:

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.). 
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Этап урока - Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя:

-  Крупнейшие запасы пресной воды малодоступны человеку. Ведь они законсервированы в ледниках.
Тема нашего урока: «Ледники и многолетняя мерзлота»
Нам сегодня предстоит узнать:
1. Как образуются ледники;
2.  Какие существуют виды ледников;
3.  Как образовалась многолетняя мерзлота.

Сопровождение:

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Этап урока - Актуализация знаний

Деятельность учителя:

По объемам воды ледники занимают второе место после вод Мирового океана. Льдами покрыто оеоло 10% суши и 7% Мирового океана. А в льдах Антарктиды состредоточено до 80% всех пресных вод Земли.

Сопровождение:

На    экране    появляется    диаграмма. 
Учитель закадрово комментирует. 

Этап урока - Изучение нового материала

Деятельность учителя:

Ледники представляют собой огромное скопление движущегося льда, который образовался из выпавшего снега. Когда снег не таит в летний  период, он уплотняется и кристаллизуется, превращаясь в лед.

Леднки распространенные в горах – горные.
Горные ледники имеют ледяные шапки и длинные ледяные языки. Ледник спускается вниз под действием силы тяжести и тает. Тающие воды дают начало горным рекам.

Общая площадь горных ледников на планете составляет 1,7 млн км².

Самым длинным ледником является Берингов ледник на Аляске, имеющий длину 203 км.

9

4

Как горные, так и покровные ледники способны к движению.

Покровные ледники движутся с различной скоростью на побережье и в центральных районах. Во внутренних районах покровные ледники движутся со скоростью меньше 1 мм в сутки, на побережье же скорость доходит до нескольких метров в сутки.

В горных районах скорость движения ледников может доходить до нескольких сотен метров  в сутки.

7

Сползая   к  побережью,  под    силой  тяжести   от    покровных   ледников откалываются   айсберги  («ледяные  горы»). Оторвавшись    от ледника, начинаются перемещаться течениями и ветрами. Более 100 тысяч айсбергов плавают вдоль Антарктиды, но много айсбергов и в Тихом окена у берегов Аляски, и в Атлантическом у берегов Гренландии.

(Показать эти территории на карте).

3

8

Оттаивая в летний период, верхний слой мерзлоты приводит к разрушению дорог, а также фундаментов. Строительство здесь осуществляется на специально вбитых сваях

2

Развитие многолетней мерзлоты связано с эпохой оледенения в четвертичном периоде.

Всего на Земле было несколько ледниковых периода. Первое оледенение произошло около 2,5 млрд лет назад, а последнее – 2-3 млн лет назад. В эпохи оледенения ледники наступали, захватывая новые территории и отступали в межледниковые эпохи.

5

Причины  оледенения  могли  быть  связаны  как  с  космическими,  так  и     с земными    процессами.  Наибольшее  распространение следы          древних оледенений имеют на северных материках – Евразии и Северной Америке.

Это интересно! (Можно внизу в отдельном окне) Единственным материком, на котором нет современного оледенения, является Австралия.

Этап урока - Обобщение и систематизация

Перед вами рабочий лист. Прочитайе задание в нем. Последовательно выполняйте задания.
Запишите тему нашего урока;
Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем);
Учитель комментирует задания в рабочих листах.
В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.
Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока. Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно

Этап урока - Рефлексия

Подведем итоги!
На экране всплывают слайды с вопросами. Учитель отвечает на вопросы.
- Как появилась на Земле многолетняя мерзлота? Остатки древнего оледенения

 

Домашнее задание

Тест (указать, где его можно скачать)

1. Выберите верный ответ: 
Ледник распространенный в горах -
А) горный
Б) покровный
В) многолетняя мерзлота
Г) оледенение

2. Вставьте пропущенное слово:

Слой земной коры, в котором горные породы сцементированны и не оттаивают в течение лета -        ______.

3. Перечислите типы ледников: _______________________.

4. Глыбы льда, отколовшиеся от материка и переносимые течениями, называются:
А) покровный ледник
Б) горный ледник
В) айсберг
Г) многолетняя мерзлота

5. Материком с наибольшим распространением покровного оледенения является:
А) Евразия
Б) Австралия
В) Африка
Г) Антарктиды

 

Спасибо за внимание! До новых встреч!

 

Рабочий лист

Тема урока:                                                                                                                                   

Цель:                                                                                                                                             

1. Современное оледенение
Сравните:

Признак/вид оледенения Покровное Горное Многолетняя мерзлота
Район распространения      
Причина образования      
Скорость движения (если движется)      

 

2. Вы знаете, что ледники присутствуют не во всех горах. Как вы считаете, что влияет на распространение ледников в горах?
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________

 

3. Многолетняя мерзлота не только затрудняет хозяйственную деятельность людей, но и несет определенную пользу.
Определите, чем может быть полезна многолетняя мерзлота.
______________________________________________________________________________________________ 

 

1