Цель: формирования представлений о целостности атмосферы и стихийных бедствиях, происходящих в атмосфере

Задачи:

1. Изучить особенности возникновения и закономерности распространения стихийных бедмтвий в атмосфере;

2. Сформировать представления о целостности атмосферы;

3. Сформировать представления о свойствах воды;

4. Способствовать закреплению полученных знаний и формированию умений применять их в нестандартных условиях;

5. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

Изучая раздел «Атмосфера», мы узнали о погоде, климате и метеорологических элементах, а также о влиянии человека на атмосферу. А как атмосфера может влиять на человека? Какие опасные природные явления, связанные с атмосферой вы знаете?

Тема нашего урока: «Обобщение. Атмосферные явления и человек»

Нам сегодня предстоит:

1. Узнать какие атмосферные явления представляют опасность для человека;

2. Узнать, как возникают атмосферные явления;

3. Обобщить знания об атмосфере, как воздушной оболочке Земли.

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Воздух атмосферы – важное условие жизни человека. Но для комфортного проживания человека и его хозяйственной деятельности важно состояние тропосферы (температура, ветер, количество осадков) и разнообразные явления, происходящие в ней.

Многие атмосферные явления – ураганы, грозы, засухи, ливни, град – представляют угрозу для хозяйственной деятельности человека.

Сопровождение

На экране появляется изображение. Учитель закадрово комментирует.

Изучение нового материала

Деятельность учителя

Вспомните причину образования ветра. Ветер возникает из-за разницы в атмосферном давлении и движется из области  с высоким давлением в область с низким давлением. В случае, когда разница в давлении особенно большая, возникают ветры разрушительной силы.

На обширных пространствах безлесных равнин, сильные ветры зимой вызывают снежные бури, а летом – пыльные бури.

Особую опасность пыльные бури представляют для хозяйства Китая, России, США, стран Африки. Ветер поднимает в воздух и разносит на большие расстояния миллионы тонн рыхлых горных пород и песка. Сады, пашни, луг засыпает песком и пылью, разрушая посевы.

Взгляните на изображение на космическом снимке. На снимке изображение территории пустыни Сахара и песчаной бури, сформированной над ней. Обратите внимание, как далеко от пустыни уносится ветром песок, загрязняя тропосферу над океаном.

Часто над сушей во время грозы возникают смерчи. Из грозовых туч опускается темные «ствол», вращающийся с огромной скоростью. Смерч похож на огромный пылесос, он поднимает облака пыли, засасывая все на своем пути.

Внутри воронки воздух поднимается вверх, создается разрежение. Когда воронкообразный отросток облака достигает земли, его ширина составляет 50-500 м. Смерч проносится над поверхностью со скоростью 30-60 км/ч и примерно через 30 км теряет свою разрушительную силу. Правда, известны случаи, когда смерчи сохраняли живучесть на протяжении 500 км.

Смерчи возникают в основном в умеренных широтах. Наибольшее количество смерчей фиксируется в Северной Америке.

В США, штате Флорида с мая по середину октября смерчи приходят с моря почти каждый день.

Наибольшую опасность для человека представляют ураганы, занимающие первое место по числу жертв.

Из-за сильных перепадов давления над океаном формируются гигантские воздушные воронки – вихри. Скорость их может достигать 300 км/ч. В Тихом океане они называются тайфунами, в Атлантическом – ураганами, в Индийском – циклонами.

Возникают тропические циклоны, как, правило между 5⁰ м 20⁰. Испаряющийся с поверхности океана воздух, формирует мощные восходящие потоки. Потоками затягивается теплый влажный воздух, формируя в центре область низкого давления. Окраина вихря начинает закручиваться. Ветер усиливается, образуется вихрь, в центре воронки которого формируется участок ясного неба – глаз циклона.

Тропические циклоны сопровождаются штормовыми волнами, ливнями и грозами. Основные маршруты тропических циклонов над территориями Карибского моря, Мексики, США, Японии, Индии, Китая.

Опасные погодные явления могут быть связаны с осадками. Обильные осадки могут наносить ущерб хозяйству. Сильные снегопады вредят работе транспорта, налипание снега на опоры и линии электропередач может приводить к техническим катастрофам.

Ливни приводят к возникновению наводнений. Иногда ливни размывают мягкие слои почв в горах – возникают оползни. Большое количество осадков влияет на образование селевых потоков в горах.

Град уничтожает сельскохозяйственные посевы.

При выпадении малого количества осадков наблюдается засуха. Настоящей катастрофой она может обернуться в тропических широтах. Засухи часто возникают в Индии, Австралии, множестве стран Южной Америки

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

А теперь давайте обобщим все знания, полученные при изучении раздела «Атмосфера».

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем);

Вспомните и запишите значение атмосферы для Земли и человека.

Вспомните, в каких слоях атмосферы формируются: погода, Полярные сияния, Персеиды.

Перечислите метеорологические элементы, определяющие погоду.

Приведите примеры постоянных ветров и переменных ветров. Ответ внесите в таблицу.

Многие писатели воспевали природу в своих произведениях. Некоторые из них особенно уделяли внимание описанию погодных явлений. Прочитайте отрывки из произведений отечественных писателей. Определите, о каких погодных явлениях идет речь в приведенных отрывках.

Определите прибор для измерения направления ветра.

На сколько градусов понижается температура при подъеме на 1 км?

Что из перечисленного не относится к элементам погоды?

Соотнесите название прибора с видом измерений, проводимого с помощью него.

Закончите представленное определение

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- Какие атмосферные явления представляют опасность для человека?

Наибольшую опасность для человека представляют засухи, ливни, смерчи, ураганы, пыльные бури.

- Как и где зарождаются ураганы?

Возникают тропические циклоны, как правило между 5° м 20°. Испаряющийся с поверхности океана воздух, формирует мощные восходящие потоки. Потоками затягивается теплый влажный воздух, формируя в центре область низкого давления. Окраина вихря начинает закручиваться. Ветер усиливается, образуется вихрь, в центре воронки которого формируется участок ясного неба – глаз циклона.

- Чем опасны обильные снегопады?

Обильное налипание снега на проводах приводит к обрыву линий электропередач, затруднению работы транспорта.

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Вспомните и запишите значение атмосферы для Земли и человека:

 

 

 

1. В каких слоях атмосферы формируются:

Погода - __________________________________________________________________________

Полярные сияния - _________________________________________________________________

Персеиды - ________________________________________________________________________

2. Перечислите метеорологические элементы, определяющие погоду:

 

 

 

3. Приведите примеры постоянных ветров и переменных ветров. Ответ внесите в таблицу.

Постоянные ветры

Переменные ветры

 

 

 

 

4. Многие писатели воспевали природу в своих произведениях. Некоторые из них особенно уделяли внимание описанию  погодных явлений. Прочитайте отрывки из произведений отечественных писателей. Определите, о каких погодных явлениях идет речь в приведенных отрывках.

« . . . Вода прибывала с изумительной быстротой. Уже вся долина Абакан-реки - долина в три километра шириной - была под водой. Это был настоящий потоп. И я не знал, остановится ли, наконец, вода, или мне суждено так и погибнуть в ней.

К счастью, до избы было недалеко. Ван Ваныч и Марьюшка стояли на крыльце. Марьюшка ахала, всплескивала руками и жалобно причитала. Вода доходила мне уже до пояса...»

В. Бианки «Емуранки»

О каком природном явлении идет речь? _________________________________________________________

Что явилось причиной возникновения данного явления? ___________________________________________

« . . . Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.

В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и, наконец, пошел густой снег. Он таял в черной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса.

Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы...»

К.Г. Паустовский «Прощание с летом»

5. Прибором для измерения направления ветра является:

а) термометр                                                                     в) флюгер

б) барометр                                                                       г) сейсмограф

6. При подъеме вверх на каждый 1 км температура воздуха:

а) понижается на 6 °

б) повышается на 10 °

в) остается неизменной

7. К элементам погоды не относится:

а) температура                                                           г) наводнение

б) осадки                                                                     д) давление

в) ветер

8. Соотнесите название прибора с видом измерений, проводимого с помощью него:

а) термометр          1) прибор для измерения силы ветра

б) барометр            2) прибор для измерения температуры

в) флюгер                3) прибор для измерения давления

г) анемометр          4) прибор для измерения направления ветра

д) осадкомер

9. Закончите определение:

Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности - ________________________________________

 

На уроке мне было: