Цель: формирование представления о роли биосферы в жизни человека.

Задачи:

1. Изучить особенности распространения людей на Земле;

2. Изучить особенности возникновения человеческих рас;

3. Сформировать представления о роли биосферы в жизни человека;

4. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушивать информацию. В конце урока вам предстоит выполнить задания в рабочих листах по изученной теме.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

Наверное, вы замечали, что люди на планете не похожи друг на друга. Если Вы путешествуете по Африке – то Вам встречаются темнокожие люди. Перемещаясь в Азию – мы встречаем людей, которые выглядят по-иному. В чем причина такого различия между людьми? Какое влияние биосфера оказывает на человека?

Тема нашего урока: «Человек – часть биосферы»

Нам сегодня предстоит:

1. Узнать условия распространения людей на Земле;

2. Узнать особенности возникновения человеческих рас;

3. Узнать, какую роль играет биосфера в жизни человека.

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Человек давно заселил почти всю Землю. Проживание в различных природных условиях наложило отпечаток на внешний облик людей, поэтому люди из различных частей Земли различаются по внешним признакам.

Изучение нового материала

Деятельность учителя

Предки современных людей, по предположению ученых, выделились из сообщества человекообразных обезьян около 2 миллионов лет назад. Найденные в экваториальных и тропических широтах древние ископаемые остатки человекообразных существ, позволили сделать вывод, что человек зародился именно здесь.

1.

 

Около 2 млн лет назад в Юго-Восточной Африке появился вид современного человека – Homo Sapiens.

2.

 

Примерно 125 миллионов лет назад человек пересёк Сахару и, направившись вверх по Нилу, переместился в современную Сирию.

3.

 

Около 90 000 лет назад глобальное потепление превратило территорию севера Африки и современной Сирии в пустыню. Позже этот регион был заселен Неандертальцами.

4.

 

85 тыс. лет назад древние люди пересекли устье Красного моря. В дальнейшем люди продолжили движение вдоль берегов Индийского океана и переместились в Южный Китай.

5.

 

74 тыс. лет назад, после демографической катастрофы, вызванной извержением вылкана на Суматре, Индийский субконтинент был заново заселен. Группы переселенцев отправились в Австралию и Новую Гвинею.

6.

 

Глобальное потепление климата 52 000 лет назад позволило переселенцам вернуться на территорию современной Сирии. 50 000 лет назад переселенцы двинулись через пролив Босфор в Европу.

7.

 

45000-40000 лет назад группы переселенцев с восточно-азиатского побережья двинулись на запад к Северной Азии.

8.

 

 40 000 – 25 000 лет назад жители Центральной Азии двинулись в Восточную Европу (на запад), а также в Заполярье (на север), где присоединились к мигрантам из Западной Азии.

9.

 

22 000 лет назад на месте современного Берингова пролива существовал сухопутный мост. По нему материк Северную Америку заселили предки коренных американцев. Некоторые из них выбрали путь прибрежного расселения, другие – продвинулись на запад.

10.

 

После последнего ледникового периода, наступившего 18 000 лет назад, в Северной Америке группы переселенцев движутся на юг ото льдов. Так они пересекли Южную Америку.

11.

 

10 000 – 8 000 лет назад – заключительный этап ледникового периода. В это время пустыня Сахара – цветущая земля, покрытая растительностью.

Расселение человека, как и других живых организмов, связано, прежде всего, с условиями окружающей среды.

Основная часть людей проживает между параллелями 72° северной широты и 54° южной широты.

Большая часть населения проживает на равнинах на расстоянии до 200 километров от океана. Наиболее благоприятными условиями для проживания обладает всего 8 % территории Земли, на которой проживает 2/3 всего населения.

Северные части Евразии и Северной Америки неблагоприятны для проживания из-за сильных морозов. Северная часть Африки, центральная часть Азии и Австралии слабо заселены из-за жаркого тропического климата.

Центральная часть Южной Америки слабозаселена, так как здесь произрастают непроходимые влажные экваториальные леса.

В некоторых районах Земли крайне низкая плотность населения. Большая часть населения проживает на высоте до 2 километров. Выше этой отметки живет около 1 % человечества. Но есть на Земле территории, на которых вообще нет постоянно проживающего населения. Это Антарктида.

Слайд. Надпись. Человеческие расы.

Человечество приспособилось к особенностям природы. Это приспособление выражено в изменении внешнего облика человека. Эти различия передаются из поколения в поколение, и называются расовыми  признаками. Расовые признаки проявляются в цвете кожи, радужной оболочке глаз, волос, в форме и структуре волос, черепа, длине тела. Они сформировались в течение длительного промежутка времени, скорее всего, около 40 тысяч лет до нашей эры. Все человеческие расы обладают одинаковыми биологическими возможностями для развития культурной и общественной  жизни.

Надпись на экране:

Расы – группы людей, объединенных общностью происхождения и сходством внешних признаков, сложившихся под влиянием климата и других особенностей природной среды. Человеческих рас три. Познакомимся поближе с каждой из них.

Экваториальная (негроидная) раса. К ней относится около 9 % всего населения Земли.

Представители экваториальной расы имеют очень темный цвет кожи, сильно курчавые волосы, очень широкий нос с уплотненной переносицей, очень толстые губы.

Для монголоидной расы характерно плоское лицо с выдающимися скулами, узкий разрез глаз, эпикантус (особая складка у внутреннего угла глаза, в большей или меньшей степени прикрывающая слёзный бугорок), небольшие ресницы. Монголоиды составляют 35% всего населения Земли.

Европеоиды характеризуются узким лицом, сильно выступающим носом, мягкими волосами. Цвет кожи у северных европеоидов светлый, у южных — преимущественно смуглый.Европеиды составляют 42% всех жителей Земли.

Появление тех или иных признаков у человека обусловлено географическими и природными особенностями места проживания. Защитная кожная глазная складка (эпикантус) защищает представителей монголоидной расы от пылевых бурь. Представители негроидной расы защищены от воздействия высокой температуры и активного Солнца - наличием темного цвета кожи и скрученной структурой волос (защита от перегревания).

14% населения Земли – представители смешанных и переходных рас. Например, метисы – потомки, рожденные от смешанных браков между европейцами и индейцами. Мулаты – потомки от браков между европейцами и негроидами. Самбо – потомки от браков между индейцами и негроидами или мулатами.

Значение биосферы для жизни человека, частью которой он является, крайне важно. Человек получает энергию, необходимую для поддержания жизни, вместе с растительной или животной пищей. Организмы биосферы дают людям кислород для дыхания, а также являются сырьем для промышленности, источником топлива.

Но и человек подвержен влиянию биосферы. Например, бактерии и вирусы могут стать причиной возникновения эпидемий. Сельскому хозяйству могут угрожать нашествия насекомых.

Зависимость человека от биосферы проявляется также в ухудшении состояния людей, вследствие изменения состояния окружающей среды.

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем).

1. На карте отметьте знаком (*) центр появления первого человека

2. Укажите, где проживает большая часть населения Земли (заполнив пропуски)

3. Какая территория Земли не имеет постоянно проживающего населения?

4. *По карте определите в какой части Австралии проживает большая часть населения? Укажите причины, повлиявшие на расселение людей?

5. Определите название расы, представленной на изображении, и укажите ее внешние признаки. Под влиянием каких природных факторов они сформировались

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.

Веселый (показан на экране) – мне было интересно

Грустный (показан на экране) – было не интересно

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- Где обнаружены самые древние останки человека?

Самые древние останки человека обнаружены в Юго-Восточной Африке.

- В каких территориях проживает большая часть населения Земли?

Большая часть населения проживает на равнинных прибрежных территориях.

- Перечислите основные человеческие расы

Основными человеческими расами являются: монголоиды, европеоиды и негроиды.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

1. На карте отметьте знаком (*) центр появления первого человека

2. Укажите, где проживает большая часть населения Земли (заполнив пропуски)

Основная масса людей проживает между

____________°северной широты и ____________°

южной широты

Большая часть заселяет ________________________

на расстоянии

_________________метров

от океана

Большая часть проживает до высоты _________________метров

3. Какая территория Земли не имеет постоянно проживающего населения?

_____________________________________________________________________________

4. *По карте определите в какой части Австралии проживает большая часть населения? Укажите причины, повлиявшие на расселение людей?

4. Определите название расы, представленной на изображении, и укажите ее внешние признаки. Под влиянием каких природных факторов они сформировались

 

 

 

На уроке мне было: